Лайза Дженова, "Все еще Элис"

Mar 03, 2021 22:18

Несколько лет назад я смотрела фильм "Все еще Элис" - о женщине с ранней болезнью Альцгеймера. А тут контекстная реклама внезапно подкинула инфу о книжке; поскольку фильм не показался мне выдающимся, я не стала залипать на нем и не вычитала в сопроводительной информации, что он снят по книге; а он, оказывается, снят.

Прочитать - точнее, пролистать - книжку я решила по единственной причине: мне было интересно, каким образом автор показывает постепенный отказ памяти и вообще мировосприятие человека... с разрушающейся личностью. По этой причине завязку, где у героини все нормально, я пропустила и, рассматривая страницы по диагонали, начала с попавшегося на глаза эпизода, когда Элис забывает вещи в кафе. И ближе к экватору зачиталась до того, что, попутно открывая не те вкладки на компе, даже размышляла в ключе, не является ли признаком деменции неуспешность третьей подряд попытки найти нужную закладку. Правда, эффект я объясняю не столько художественными достоинствами книги, сколько самой темой - темой потери личности и разрушением связей с окружающим миром (в том числе и с близкими людьми).

С точки зрения матчасти, то есть описаний поведения человека, который плохо ориентируется во всем и руководствуется не связанными с реальностью мотивами, "Элис" пугающе достоверна. С точки зрения обоснования этой матчасти... я ничуть не удивилась, когда увидела в завершающем книгу интервью с автором упоминание Оливера Сакса как любимого писателя Лайзы Дженова; смысловое цитирование его историй бросается в глаза, и если бы я дала себе труд подумать, что мне так сильно напоминают те или иные эпизоды "Элис", я бы, наверное, пришла к Саксу; но думать я не стала, ограничившись чтением интервью и ремаркой "ах вот оно что; ну точно, это же Сакс".

Что касается собственно художественных приемов, то почти каждую главу Дженова завершает ответами на контрольные вопросы, которые Элис придумала для того, чтобы отслеживать свое состояние, и чем дальше, тем проще становятся эти ответы... сначала проще, а потом неправильней. Говорящий прием, да; начиная с какой-то главы, я начала гадать, когда же в этом чек-поинте появятся первые ошибки. Не меньше трех раз за повествование встречаются эпизоды "Элис проходит тесты у невролога", и тут разница тоже очевидна; просто "Цветы для Элджернона". Поскольку вся книга по сути - это взгляд на жизнь глазами Элис, то к финалу заметно упрощается и язык повествования, а муж и дети Элис сначала эпизодически, а потом и окончательно превращаются в безымянных незнакомых людей. Некоторые эпизоды из середины, когда регресс еще не так силен, впечатляют, потому что читатель вместе с героиней идет на работу или шуршит по дому, а потом обнаруживает, что отражение в университетском кабинете одето в пижаму или что все домашние недовольны, что их разбудили возней среди ночи. Другие эпизоды, напротив, мне показались неубедительными: про состояние других членов группы поддержки, например. Одним из связующих образов всей книги является бабочка, что обыгрывается на обложках книг от разных издательств, если загуглить название произведение в сочетании с "книга картинки", и мне все это показалось логичным, но не сказать чтобы естественным: у меня не осталось ощущения цельности и музыкального созвучия от всех этих приемов, которые однозначно используются с умыслом. Мне кажется, что умысел тут слишком торчит, равно как и заплатки от Сакса.

Если подводить итоги, то "Все еще Элис" - это довольно неровная и не слишком выразительная в художественном плане книга, которая интересна (или страшна) в первую очередь темой. Читать или не читать можно с равным успехом.

ИМХИ по книжкам

книги

Previous post Next post
Up