Кэтрин Мэнсфилд, "Рассказы"
Новая для меня австрало-английская писательница рубежа XIX-XX веков, которая вдохновлялась Чеховым. Ее рассказы сильно про эпоху - про трудный быт гувернанток, или швей, или семей разного уровня достатка, что логично и чем рассказы и интересны - и порой с какими-то странными способами повествования, когда я прямо не понимала, зачем эту мысль выражать именно вот так. Самый драматичный, на мой взгляд, - "Юная гувернантка", потому что это тот случай, когда читатель понимает больше, чем главный герой, и переживает, зачем герой так дико тупит. Некоторые разбросанные по книжке рассказы словно объединены в цикл действующими лицами, и это... и забавно, и приятно, и любопытно. Особняком стоит "Je ne parle pas Français": в отличие от всех рассказов сборника, он от первого лица и к тому же от лица мужчины и, я бы сказала, выделяется категорически другой тональностью.
В общем, рада, что познакомилась с творчеством. Даешь больше писателей, хороших и разных.
Маша Трауб, "Плохая мать" и "Плохая дочь"
Легкая проза, как сообщает описание книжки, и это описание полностью соответствует действительности. Это такие разрозненные, но объединенные общей мыслью заметки про жизнь, про семью и про любовь, очень житейские заметки с точными психологическими ремарками, с жизненным юмором, с экзистенциальными озарениями... "Плохую мать" я прочитала целиком, а вот "Дочь" бросила где-то на середине, потому что читала подряд и подустала от все-таки однообразия. Да и "Дочь" показалась мне более перегруженной всякими ответвлениями в стиле "ай нанэ". Короче, пока хватит. И Трауб у меня попала в разряд авторов не "читать", а "почитать".
Урсула Ле Гуин, "Планета изгнания"
Ле Гуин. Как всегда, хороша. Очень легуиновская книга о том, как коллектив одного космического корабля оказался забыт на чужой планете и о том, как им и аборигенам этой планеты живется, то есть о взаимодействии разных культур, что, по-моему, является любимой темой Ле Гуин и что ей отлично удается. Холодно, выверено, стереоскопически. Финальный поворот сюжета и итоговая мысль предсказуемы, и книжка не про катарсис, но очень добротна, прочитала с удовольствием - в том числе и филологическим, что не про все книги из сегодняшнего поста можно сказать.
Рассказы из фантастического сборника "Поиск 89"
Александр Чуманов - "Корней, крестьянский сын", "Находка" и "Эксперимент": автор сборника, имеющий свой собственный стиль и подход, а подход его заключается в том, что он пересказывает сказки народов мира, переворачивая их и густо замешивая на реалиях семидесятых-восьмидесятых или еще каких-то годов. Остроумно.
Андрей Щупов - "Закрой глаза..." и "Атавизм": незапоминающаяся фантастика о научных достижениях и человечности. Написано, по-моему, довольно скучно.
Татьяна Титова - "Сублограмма": самый слабый рассказ сборника, ИМХО. То же самое, что Щупов, только еще с мелодраматической линией и без "довольно".
Герман Дробиз - "Задача": а вот этот понравился. Герой рассказа - пешеход, который каждый день идет из города А в город Б со скоростью Х км/ч, а его обгоняет велосипедист, едущий со скоростью Y км/ч... и о том, что в голове у этого пешехода. Похоже на кинговское "Последнее дело Амни" и на что-то еще, что я у себя в ЖЖ с этим рассказом сравнивала и о чем забыла. Такой сюр о свободе выбора - или об отсутствии этой свободы.
Дмитрий Надеждин - "О вкусах не спорят": милый рассказик о том, как два инопланетянина соперничают за сердце возлюбленной. Утрированный фельетончик о любви.
Что любопытно, по крайней мере часть этих рассказов, которые я гуглила, чтобы вспомнить содержание, есть в свободном доступе.
Астрид Линдгрен, "Отважная Кайса и другие дети"
Линдгрен - она одна такая. Жила-была принцесса, и она умерла. И было ей всего восемь лет, жила она в плохом домишке и, да, тогда еще не была принцессой. Что? Так умеет только Линдгрен. А еще она умеет рассказывать про очаровательного Пелле, который от обиды переезжает жить в сортир и страдает там, про Анн, живущую в мире своих фантазий о цыганах, о младшем брате, который по-своему трактует сказки, рассказываемые старшей сестрой... Прелесть!
Николай Гарин-Михайловский, "Детство Темы"
Ооо, это детский закрытый гештальт. В хрестоматии за второй класс была история о том, как мальчик Тема спасал из колодца Жучку, и этот рассказ мне нравился, а тут оказалось, что это всего лишь одна глава из целой повести о Теме, который дружит с дворовыми мальчишками ("дворовые" - в смысле "дворня", а не в смысле "живущие в одном дворе многоэтажки"), без конца ссорится с сестрами, боится отца, любит мать и в конце концов становится гимназистом. Повесть, похожая на "Белеет парус одинокий" и уступающая "Парусу" в поэтичности, но все равно выразительная и отличная. У нее есть продолжения "Гимназисты", "Студенты" и "Инженеры", но чот я на них не разогналась.
Кстати, читая главу про Жучку, обнаруживала маленькие купюры, с точки зрения смысла явно не нужные в хрестоматии, но важные для повести в целом.
Скиталец, он же Степан Гаврилович Петров, родившийся в 1869 году и умерший через 4 дня после начала Великой Отечественной войны, "Сквозь строй" и пара рассказов
Это тоже детский гештальт. Утащила потрепанную книжечку из родительского книжного шкафа и перечитала этот автобиографический гимн любви к отцу, спетый устами книжного героя, мальчика (а потом юноши) Капитона. Что характерно, называния по имени в этой повести удостаивается лишь отец и рассказчик Капитон (и эпизодические герои), а второстепенные мать и все остальные дети - просто "мать" и "шесть человек мелюзги", хотя в финале книги старшей из мелюзги уже шестнадцать лет.
Рассказы ни в какое сравнение не идут с повестью, не буду и перечислять их.
Э.М. Ремарк, "На Западном фронте без перемен" и "Возвращение"
Дилогия, считаю (перечитанная и внесенная сюда для статистики). Насколько лаконичен и мощен "Западный фронт", настолько же рассусолено и нелогично "Возвращение", извини, Эрих-Мария. Одна сцена отпускной побывки Пауля из "Фронта" стоит всего необязательного с моей читательской точки зрения "Возвращения", но с точки зрения автора послевоенная жизнь вчерашних школьников, конечно, должна быть описана.
С. и М. Дяченко, "Vita Nostra. Работа над ошибками"
Эпик фейл от российских фантастов. Бессмысленный фанфик на самих себя. Утешает одно: прочитав, пожалуй, даже менее неудачное продолжение "Ведьминого века" и потом снова через какое-то время взявшись за "Век", я обнаружила, что начисто забыла о том, что к нему вроде как продолжение есть. Надеюсь, у этой книжки в моей голове судьба будет такой же.
Майкл Коннелли, "Линкольн для адвоката"
Прочитала после фильма, вдохновившись описанием автора как "Хейли от юриспруденции". Да, что-то от Хейли у Коннелли и впрямь есть: юридическая работа изнутри с акцентом на взаимосвязь выступлений с обедом присяжных или курением судьи. Все эти методы воздействия - не имеющие отношения к установлению истины - весьма увлекательны. Сюжет оценить не смогла, ибо благодаря фильму знала, в чем дело. Язык... не про филологическое удовольствие. Изредка встречаются годные метафоры, но в целом это книжка на один раз для слежения за событиями (или адвокатской работой, да), и ничего более.
В фильм события и идеи отжаты хорошо, где-то сюжет создатели фильма подвигали, но вполне уместно. Финал, на мой взгляд, жизненнее у книжки: оба клиента Холлера судятся с ним за все хорошее (сарказм), что он им сделал. В книжке, конечно, больше раскрыта и суть ключевого процесса, и проходные эпизоды из соседних дел охвачены и создают... картину жизни криминального (или низового) Лос-Анджелеса, и финальный финт с отпусканием Руле после второго ареста выглядит по-другому (и мне понравилось больше), но и в фильме это ок.
ИМХИ по книжкам