Почти букинистический сборник фантастических повестей и рассказов, из которого я выборочно что-то почитала.
Евгений Носов, "Переезд": небольшой рассказик на тему "жил-был пес": жил в достатке, костей в миске имел с лихвой, хозяйский дом охранял старательно, от надоедливого уличного товарища Жулика отмахивался, а потом вдруг улицу стали расселять, а дома - сносить, и тут-то и оказывается, что и хозяин не такой уж и хозяин, и Жулик не так уж надоедлив. Пока не начала писать пост, не понимала, как обыкновенный рассказ в духе носовских (николаеносовских!) Бобика и Барбоса угодил в фантастический сборник. Видимо, потому, что действие дается глазами собаки и с ее комментариями, и это типа фантастический элемент. Ну, формально, наверное, так и есть, но в моем понимании подобные (детские) произведения - просто детские, без тэга "фантастика". Сам же рассказ откровенно заидеологизированный и морализаторский, и его бы мог вытянуть юмор, но со знаменитым однофамильцем Евгению Носову не сравниться.
Евгений Дрозд, "Как жаль, что они все вымерли": а ля брэдберевская история о путешествиях во времени с соблюдением полагающихся условий "ничего не менять в прошлом". Во времени там путешествует некий преступник, который угнал условную машину времени, коих в описываемом мире много, и который носится теперь по эпохам, находя нераскрытые преступления, а потом их и совершая, чтобы не допустить тот самый эффект бабочки (вот это остроумно). Ловит же его пионер Петя, случайным образом наткнувшийся на преступника в ходе своего путешествия через эпохи, и удается Пете, грубо говоря, это задержание благодаря поломке машины преступника и преступной неосведомленности о достижениях науки и культуры. Понравилось мне тут то самое про эффект бабочки, а еще - то, как технически обыграна мысль, вынесенная в название рассказа.
Владимир Клименко, "Группа контакта": не рассказ, а целая повесть о визите, разумеется, высокоразвитой цивилизации на Землю и о попытке установить контакт с землянами и облагодетельствовать их, а земляне, конечно, из-за своих моральных качеств ни к какому контакту не готовы. Забавно обыгрываются народные сказки (в фантастическом аспекте), немножко напоминая этим Стругацких с их Понедельником. Что до идеи повести, то она для меня так же утопична, как проект гражданских храмов инженера Рубина.
Павел Амнуэль, Роман Леонидов, "Третья сторона медали": пожалуй, лучшее из прочитанного. Очень мне понравился ход... или ощущение, что лежит в основе истории о том, как исследователь Марса и по совместительству коллекционер марок обнаружил марки с марсианскими пейзажами, с которыми что-то не так (с пейзажами в смысле - совсем чуть-чуть, но не так), и, естественно, принялся это "не так" расследовать. Авторам - соавторам - удалось создать напряжение тайны, и это классно. Объяснение, к слову, не так уж и интересно: сама загадка странных пейзажей понравилась мне гораздо больше.
Алексей Корепанов, "Прятки": маленький рассказик о том, как к дворовой компании прибился незнакомый мальчишка, его взяли поиграть в прятки, и в итоге его никто так и не смог найти, а потом, лет через -дцать, этот мальчишка встретился в том же дворе с одним из товарищей по игре, от чьего лица ведется повествование, и выяснилось, что он прятался не в пространстве, а во времени, до чего рассказчик допер моментально. Но вообще рассказ получился для меня не про фантастику, а про ностальгию по дворовым играм.
Николай Орехов, Георгий Шишко, "Давайте вместе…": самый трогательный рассказ сборника - снова про временную аномалию, благодаря которой встретились два писателя из разных столетий (или даже тысячелетий?..) и, разобравшись в ситуации и узнав о профессиях друг друга, немедленно замутили общую работу. Мимими.
Общее впечатление от всего прочитанного в сборнике - это рассказы очень про эпоху. Хороши как памятник времени - с навязшими на зубах штампами, с переигрыванием, с милыми представлениями о том, как по мнению тех авторов будет выглядеть будущее, с любопытным словообразованием в плане названий всяких умных приборов или бытовых приспособлений. Хороши как способ организации произведений: мне нравятся сборники разных авторов как явление. О, там еще в конце есть несколько рассказов школьников, которые я оставлю без комментариев, но это круто, конечно: когда тебя-восьмиклассника публикуют в книжке вместе с Лукьяненко и Бачило. Но в общем и целом прочитанное вызывает скорее -ведческий интерес, чем художественный и читательский.
ИМХИ по книжкам