Один из последних романов Ирвина Шоу, заинтересовавший меня своей аннотацией и этой же аннотацией создавший у меня какое-то ложное восприятие книжки. Один из самых длинных романов Шоу, который я все читала, читала, читала... думая, чем же закончится это неторопливое и приятное повествование без стилистических и художественных изысков. Ничего так закончилось, осмысленно, но впечатления у меня от "Хлеба", как если бы я медленно разворачивала длинный рулон толстой мягкой однотонной ткани - достаточно приятной на ощупь, послушно разматывающейся под руками... ииии... и чо?
Что до ложного восприятия, то я зацепилась за идею "злого гения". Роман описывает жизнь пожилого нью-йоркского учителя истории, который, возможно, в молодости и хотел бы научной карьеры, но, будучи вынужденным кормить семью, взялся за преподавание, и вот к пятидесяти (?) годам он в целом удовлетворен жизнью, имеет теплые отношения с женой и детьми, чувствует вкус к преподавательской работе, ну а что здоровье чуток пошаливает, так это посмотрите в паспорте дату рождения, как говорится. Но однажды на пороге его квартиры оказывается окровавленный (хулиганы попытались ограбить) тип, которому, конечно, семья учителя оказывает первую помощь, и тип, оказавшийся очень богатым и очень одиноким, несмотря на наличие семьи, высококлассным юристом, проявляет интерес к знакомству, развивает его (сначала под предлогом благодарности за помощь, потом - просто так) и втягивает скромную учительскую семью на орбиту своей более чем зажиточной жизни. И вот я всю книжку не могла отделаться от ощущения, что это втягивание в чужие реалии, во-первых, происходит не без злого умысла, а во-вторых, оно и разрушает благополучную учительскую семью несмотря на то, что помощь связями и ресурсами оказывается очень кстати, а иногда и вовсе реально спасает жизнь главному герою и его близким. Злого умысла в итоге никакого не оказалось, да и изначальное благополучие учителя было вовсе не таким благополучным, а разрушение семьи - не столько разрушение, сколько естественное отделение взрослых детей, да темы в книжке затронуты небезынтересные - дружба (все же, наверное, это можно назвать дружбой) разных по масштабу личностей, отпечаток, накладываемый уровнем благосостояния на жизнь и на характер, мотивы благотворительности (или дружеской поддержки? в случае с юристом и учителем грань весьма тонкая), отношения выросших детей с родителями и синдром пустого гнезда, исполнение мечт(ы) / отношения с призванием и цена, которой все это достигается, общефилософское "человеку нужен человек", но в общем и целом в голове у меня остался только этот рулон ткани, и все. Странное послевкусие. Даже нет, не послевкусие, его почти нет. Странные впечатления.
ИМХИ по книжкам