Еще одно произведение, о существовании которого я не подозревала и которое входит в список ста лучших романов по чьей-то версии. Очень неоднородная по производимым впечатлениям история о молодом художнике Чарльзе Райдере, который во время учебы в Оксфорде подружился с сокурсником-аристократом Себастьяном Флайтом, побывал в гостях в его поместье Брайдсхед, и с тех пор и эта аристократическая семья, и само поместье стали периодически всплывать в его жизни - даже когда казалось, что все отношения уже исчерпаны и возобновлению не подлежат. Книга делится на три части, и мои впечатления тоже трехслойны, но их границы не совсем совпадают с тем, что говорится в оглавлении. И именно эта разница во впечатлениях - одна из самых запоминающихся штук, получившихся от знакомства с "Возвращением", которое сначала в ностальгических и поэтичных тонах повествует о юношеской дружбе, потом как-то незаметно превращается в рассказ об алкоголизме молодого Флайта и о всех прелестях дисфункциональных семей, а затем перескакивает через несколько лет и описывает случайную встречу Чарльза и сестры Себастьяна и ее последствия, и, что впечатлило меня больше, какова была семейная жизнь женатого Чарльза. Максимально не-сопереживательные главы, потому что, ИМХО, во взгляде Чарльза на супругу столько неприязни и так это передается на лексическом и стилистическом уровнях, что лютую неприязнь начинаешь испытывать к самому главному герою, которого прямо не узнаешь: неужели это тот же человек, который был вроде бы вполне себе симпатичным юношей (в душевном плане в том числе), способным на нормальные отношения с людьми?
Еще книжка более чем культурологична, ибо насыщена и реалиями студенческой оксфордской жизни (и я понимала, что ни один мем, т.е упоминание каких-то имен и ситуаций из мировой культуры, несмотря на сноски мне ничего не говорил), и вот этим всем аристократическим (кто там леди, кто не леди, кто когда и почему начинает именоваться так же, как семейное поместье, каковы статус слуг и их отношения с хозяевами...), и про промежуток между двумя мировыми войнами там достаточно (и реплики присутствующих на светских вечерах в буквальном смысле ничем не отличаются от вежливых, правда, холиваров в интернете), и про передаваемый из поколения в поколение католицизм и представления о нем у тех, кому он передается (тоже особой разницы с тем, что обсуждается в интернетах, нет), и просто про людей со всей их внутренней сложностью и ограниченностью одновременно. И все-таки почему-то меня едва ли не больше всего зацепило то, как все это описывается автором: эпизоды в юмористическом ключе, глубоко психологические пассажи, лирические темы и нечто экзистенциальное... и вот это противное про жену, да.
Любопытный и бесполезный факт о книге: мысленно я называю ее "Возвращение в Б", а название для поста списывала с соседней вкладки, проговаривая его по буквам но запомнить его это не помогло.
ИМХИ по книжкам