Попалась мне на глаза книжка, которая привлекла в первую очередь аннотацией, и только потом я подняла взгляд на автора и поняла, что это одна из сестер Бронте. Во мне тут же пробудились исследовательский интерес и желание прочитать всех трех сестер - и понять, что у них общего и чем они отличаются. Книжку я прочитала, потом слазала в Википедию и обнаружила, что, оказывается, благодаря последней книжке я ознакомилась с творчеством той из сестер, которую еще не читала, а остальных, к собственному удивлению, читала. Вот только, как выяснилось, помню и содержание, и впечатления очень плохо.
Шарлотта Бронте, "Джейн Эйр"
Понимаю, что классика, и читала, вероятно, из соображений "приобщиться к классике". Но, кажется, большую часть представлений о книжке имею благодаря регулярно встречающимся в инете обсуждениям отношений Джейн и мистера Рочестера, причем с современных позиций. Так-то собственно из книги помню только отдельные смысловые фрагменты: бедная сиротка, пансион, работа гувернанткой, роковой мистер Рочестер и его спрятанная сумасшедшая жена, внезапно обнаруженные богатые родственники, наследство, классический для эпохи конфликт между долгом и чувством, беда с Рочестером, хэппи-энд. Возможно, какое-то удовольствие от стиля я и получила, потому что мне в принципе нравится стилистика викторианской литературы, но не помню.
Эмили Бронте, "Грозовой перевал"
Понимаю, что классика, и читала, вероятно, из соображений "приобщиться к классике", но в голове осталось еще меньше инфы и впечатлений, чем от "Джейн Эйр": какие-то разветвленные и сложные отношения внутри большой семьи, хэппи энд. Смотрю сейчас страницу произведения в Википедии, и детальное изложение сюжета не вызывает во мне никаких ассоциаций, кроме "да, кажется, такое имя в книжке встречалось" и "кажется, что-то про какого-то подброшенного ребенка там было". Перечитывать ради нормального представления, если честно, не хочется: при чтении роман казался мне довольно скучным. Ну, еще могу вымучить факт, что читала я "Перевал", кажется, в бумаге, т.е. в эпоху до читалки.
Энн Бронте, "Незнакомка из Уайлдфелл-Холла"
А вот это и есть та самая привлекшая аннотацией книжка - о том, как вышедшая замуж по любви героиня через несколько лет пытается уйти от мужа, чтобы избавить ребенка (себя тоже, но в первую очередь - его) от разрушительной домашней атмосферы, и в те годы это был, конечно, нонсенс. И да, "Незнакомка" воспринимается как очень свежее и актуальное произведение (по смыслу), в то же время имея все черты продукта своей эпохи: это роман с элементами эпистолярного жанра, и в начале нескольких первых глав герой, от чьего лица ведется повествование, прилежно обращается к другу, которому адресовано письмо, и сопровождает историю всеми этими полагающимися по жанру шаманскими плясками с бубном. Потом дело переходит к дневниковым записям, затем на сцену возвращается переписка, и хотя я ценю эти приемы как признак эпохи, все равно иногда не без раздражения думала, неужели нельзя просто взять и рассказать историю хоть от какого лица без вот этого "дорогой Уильям, сколько времени прошло с твоего последнего письма...".
Что касается голого сюжета, то для читателя с некоторым опытом дело шито белыми нитками, а намеки на загадочные события по большей части толсты, как... театральные колонны. Однако интрига все равно есть, и мне было реально интересно узнать, что и, главное, как будет дальше и как герои придут в ту или иную точку (о которой можно догадаться заранее), потому что с психологической точки зрения роман прекрасен своими описаниями процессов, происходящих в мозгах и в общении, и, как мне кажется, пронизан иронией и теплотой, особенно по отношению к самым юным героям. Мой любимый персонаж тут - тетушка главной героини: с точки зрения амплуа она - резонер и моралист, но с ее трезвыми рассуждениями сложно не согласиться, и ее (довольно ограниченное) участие в повествовании я встречала с большим энтузиазмом. К слову, что до морали, то для современного читателя философско-религиозные пассажи в устах героев, наверное, выглядят несколько неорганично, даже если с основным посылом ты в целом согласен, но для эпохи это тоже, конечно, норм. А еще интересно определять - или пытаться определить - принадлежность героев (или автора) к христианским течениям, хотя тут я не преуспела, ограничившись только "это точно не <...>", а ответ подглядела в Википедии.
В общем, после таких впечатлений от "Незнакомки" мне кажется, что другие сестры Бронте должны быть не хуже и что перечитать их шедевры (в смысле главные произведения) точно стоит, наверняка я их недооценила в первый заход. Так что, может быть, к теме трех Бронте еще вернусь, но вряд ли прямо сейчас, все же классический британский роман - это не то, что можно читать пачками. Но мне действительно хочется выявить сходство и различия творчества, ммм, пишу по памяти в порядке старшинства, Шарлотты, Эмили и Энн Бронте.
З.Ы. Добавяля пост в свой список ИМХОв, поняла, что хоть разобралась, кто какую книжку написал. Ура.
ИМХИ по книжкам