Продолжаем наше путешествие по городам и улицам (добавила абзац в кат "о форме" в пост
про "Главную улицу", а то вчера очень увлеклась одной стороной романа, упустив в отзыве другие моменты), и у нас теперь на очереди "Бабий дом" неизвестного мне до этой книжки автора Анатолия Курчаткина 1944 года рождения, по чьей этой повести про дом снят фильм "Ребро Адама" (1990), из-за чего я о существовании повести и узнала.
В повести, собственно, речь идет о бабьем доме, о тесной квартирке, где живут три поколения женщин: лежачая бабушка, пятидесятилетняя мать, работающая экскурсоводом в музее, и две дочери с большой разницей в возрасте: старшей тридцать, она работает где-то в отделе кадров, а младшая - старшеклассница на пике подросткового бунта, накладывающегося на ее очень деятельный и эмоциональный характер. Формально дом не совсем бабий, потому что у каждой, кроме бабушки, есть мужчина или парень, который как минимум наведывается в гости, но бабушка, когда слышит, что в доме есть кто-то чужой, начинает швыряться судном и каждый раз сводит на нет не только романтику, но и общение в целом. В общем, читать это было ужасно, потому что болезненность и мучительность нездоровых отношений передана очень точно. Еще все это усиливается и описаниями общей тесноты квартирки, где нет никакого личного пространства, и на ночь раскладушка ставится едва ли не под стол, и деталями, касающимися ухода за лежачим больным (при том, что бабушка там практически всю книгу находится за кадром и присутствует только в разговорах потомков и грохоте судна)...
По форме "Бабий дом" представляет собой чисто бытописательную повесть, но с короткими экспрессивными вставками о жизни большого города, который неоднократно сравнивается с Вавилоном, - не то чтобы в духе Булгакова, но какие-то общие с классиком абсурдистские нотки я у Курчаткина в этих вставках уловила. Предполагаю, что они предназначены для того, чтобы демонстрировать взгляд с высоты птичьего полета если не на события, то хотя бы на город, где происходят события, и придавать повести более общий смысл... но по этому абзацу можно понять, что с существованием вставок я не спорю, автор знает, что делает, но мне они не зашли, как говорится.
Тоже какая-то книжка из серии "нерекомендуемое". Ради кусочка эпохи и расширения общего литературного кругозора почитать можно, но ощущения от повести более чем тягостные, несмотря на присутствие... целого одного очень смешного эпизода, возникшего из-за той самой тягостности описываемого и, словно аккорд, разрешившегося в ту же тягостность.
ИМХИ по книжкам