Джон Гришэм, "Фирма"

Jun 20, 2023 19:18

После сборника рассказов про округ Форд я все же решила ознакомиться и с крупной формой Гришэма. Полистала аннотации множества юридических триллеров, состоящих в основном из одного слова ("Клиент", "Повестка", "Информатор", "Блюстители"...), и остановилась на "Фирме", потому что меня привлекла зловещесть истории о том, как Митч Макдир, недавний выпускник юридической школы и молодожен, попал в супер-пупер-фирму, где его осыпали золотом с головы до ног, и ничем хорошим это, конечно, не кончилось.

Интерес для меня представляли три момента: как и когда он понял, что все плохо, почему до этого все было хорошо и что же это все-таки было. Вероятно, знатоки детективов могут ответить на последний вопрос, только прочитав аннотацию, но я со своей склонностью видеть мир в ракурсе магического реализма получила большое удовольствие от первой трети произведения, где автор использует три беспроигрышных приема: во-первых, нагнетает ощущение неизвестной угрозы (и даже фирма на этом этапе называется просто фирмой, хотя дальше ее название появляется), во-вторых, сначала читатель знает больше, чем герой, и беспокоится за него по этой причине (по большей части словами Гендальфа "бегите, глупцы"), и в-третьих, потом читатель знает столько же, сколько герой, и нервничает уже по этому поводу. Очень понравилось. Дальше, когда становится понятно, в чем дело, "Фирма" превращается в остросюжетный триллер, и это было настолько увлекательно, что я брала читалку в транспорт (чего обычно не делаю, предпочитая ритуал чтения за едой или в кровати) и без конца мысленно ругалась на всех персонажей: на одних - потому что они хотят навредить главному герою или недостаточно эффективны в помощи ему, а на протагониста - потому что он, на мой взгляд, тупил и подвергал себя опасности.

С литературной точки зрения "Фирма", ИМХО, окнорм. Рассказы показались мне более сильными в художественном плане, но, может, это и моя любовь к формату влияет, и тот факт, что рассказ таки должен выигрывать нокаутом, а не по очкам, и у Гришэма это соотношение соблюдается. С точки зрения производственного романа о юристах, занимающихся налогами, хорошо: когда читала, в целом было понятно (хотя и открытий не припоминаю), но сейчас суть дела не перескажу (и это не к книжке вопрос, а к моей голове). С точки зрения развития героя не уловила тот момент, когда двадцатипятилетний дурачок, желающий в неофитском рвении работать больше, чем высшее начальство (ну прямо лучшая стратегия для вписывания в новый коллектив), превращается в зрелого стратега, но как бы и ок, в рамках жанра на это можно не обращать внимания. С точки зрения всяких ассоциаций первая тревожная треть немного напоминает Брэдбери и Стивена Кинга, и второго, пожалуй, даже больше; немного напоминает, но тональность и концентрация совсем другие. А с личной точки зрения безумный график работы по -дцать часов в сутки почему-то мой личный кошмар и триггер, никакого Короля ужасов не надо при таком раскладе. С философской же любопытны пласты про "бесплатный сыр только в мышеловке, но он же так соблазнителен..." и жуть тезиса "коготок увяз": вопросы, которые можно решить одним махом, если тебе нечем рисковать, кроме себя самого, но если ты связан близкими отношениями хотя бы с парой человек, это уже сильно усложняет дело.

В общем, мне понравилось. Ничего я от триллеров Гришэма не ожидала - и не разочаровалась, ха-ха. Вот теперь, скачав следующую книжку, уже поневоле чего-то ожидаю, а она совсем не такая, как "Фирма". Так что почитываю пока что с любопытством и стараюсь не сравнивать с уж не знаю, насколько получается.

ИМХИ по книжкам

книги

Previous post Next post
Up