Попался на глаза сборник рассказов, решила прочитать и осталась довольна. Дю Морье, которую я считаю специалистом по романам-метафорам, отлично умеет и в самые разные по настроению и по структуре рассказы.
"Алиби" - история о том, как обыкновенный конторский служащий, страшно уставший от рабочей и семейной рутины, решил перестать быть механической пешкой в этой жизни, для чего по его мнению нужно встряхнуть все вокруг, совершив преступление. Для этого он случайно выбрал один дом, познакомился с жильцами, выдал себя за другого человека... И эта другая жизнь оказалась для него на удивление целительна, он даже забыл о своих первоначальных замыслах... но преступление все равно произошло. Проблемы супружества (хотя о них говорится совсем мало), специфика восприятия происходящего вокруг через призму конкретного человека, метафизический, не имеющий ответа вопрос "какая связь между изначальным замыслом о преступлении и свершившимся в итоге?" и с одной стороны однозначный, а с другой все же открытый финал - все тут есть. Рассказ хорош в роли открывающего сборник.
"Синие линзы" - заглавный рассказ-аллегория с элементами фантастики о том, как молодой женщине сделали операцию на глаза, и о том, что из этого вышло. Сюжет прост, но меня зацепило подспудное напряжение, нагнетаемое с первых строк. Непонятно, что не так, но что что-то не так, совершенно очевидно. Перечитать, что ли, чтобы увидеть, какими средствами это достигается...
"Ганимед" - грустный рассказ о мужчине, который впервые поехал в отпуск в Венецию. Главный герой симпатий не вызывает, но ощущение угрозы и сжимающегося вокруг него кольца все равно заставляет ему сочувствовать. Много отсылок к древнегреческой мифологии, перевертыш, который не то чтобы эффектен, как твист в кино, а скорее похож на скользкий пол, о который ты вдруг грянулся затылком, и весь мир перевернулся.
"Пруд" - опять-таки грустная история о взрослении, в которой лично я так и не определила, где здесь грань между фантазией и реальностью. Но взросление там только в финале, а так это рассказ о брате и сестре, об их лете в деревне у бабушки и дедушки, о бесконечных днях, об играх, о том, как устроена эта волшебная штука - отношения сиблингов, о тонком мировосприятии девочки-подростка. Входит в мой топ-3 рассказов сборника.
"Эрцгерцогиня" - краткая история одного вымышленного государства, его мифологии, социального устройства, пропаганды и финальной революции. Немножко утопии, немножко фантастики, рассказчик-гражданин той самой страны... Любопытно, но не зацепило.
"Опасный Мужчина" - прелестный рассказ с несколькими перевертышами и разнообразной оптикой (в том смысле, что ситуации даются глазами то одних персонажей, то других, но только читатель видит полную картину) об актере, специализирующемся на брутальных ролях мачо, которые если что-то и говорят в кадре, то это "осторожнее, детка", и о том, как одно фантастическое изобретение ставит под угрозу всю его карьеру. О том, как человек может стать проектом своего окружения, и о том, как каждому нужно, чтобы в нем видели человека, и тогда он горы свернет. Отлично сочетается в "Мужчине" насмешка над кучей штампов масскультуры с внезапной теплотой интонаций - и сюжета. Входит в мой топ-3 рассказов сборника.
"Трофей" - а вот это уже рассказ-метафора... о супружестве, о близости, о ядре каждого человека? О том, что мир - не то, что кажется? И финал снова полуоткрыт, и снова без Греции не обошлось.
"Красавцы" - восхитительное повествование о мальчике, в котором до самого финала непонятно, что же происходит - точнее, что происходит в реальности, а что в детском восприятии, основанном на неверном понимании слов, минимальном житейском опыте и непосредственности, помогающей установить отношения с любыми существами, будь они из реалистичной или фантастической линии. А еще, конечно, это история об одиночестве, о внутреннем сиротстве и даже о сложностях семьи, где ребенок не совсем такой, как другие. Входит в мой топ-3 рассказов сборника и в качестве финальной истории в книги находится на своем месте, создавая послевкусие от сборника в целом.
ИМХИ по книжкам