Михаил Лермонтов, "Герой нашего времени"

May 12, 2024 18:18

Конечно, из рубрики "перечитанное", потому что в школе-то я "Героя" читала, и в этот заход снова моя память подбрасывала мне впечатавшиеся в неё куски текста. И, конечно, из рубрики "перечитанное другими глазами", потому что только в школе-то я Лермонтова и читала, и с тех пор многое изменилось во мне как в читателе и как в человеке.

Причина, по которой я взялась за роман, - вдруг всплывшие в памяти отрывки какой-то статьи о том, как сделать так, чтобы подросткам было интересно читать классику, и вот "Герой" там был как пример авантюрного романа, любовного романа и чего-то ещё, и всё это - с нестандартной временной композицией, а не как скукота из критических статей на тему "что хотел сказать автор". А ещё в той статье было о том, как постепенно знакомится читатель с героем - сначала через описание другим персонажем, потом рассказчик несколько минут видит этого нашего Печорина, потом Печорин говорит сам через свой дневник... И, собственно, мне захотелось проверить, так ли это *плачущий от смеха смайлик*

Спойлер: так *ещё один смайл*. И вообще, конечно, в каком там классе проходят "Героя нашего времени", короче, тогда я старательно читала и получала, разумеется, пятёрки, но блин, какую прорву всего я в романе просто не увидела. И юмор опять же - продолжаю каждый раз с восхищением обнаруживать чувство юмора у "забронзовевших" классиков, хотя "Герой", прямо скажем, отнюдь не самое юмористическое произведение. И вот эта игра с авторским и неавторским, ну ладно, в основном неавторским отношением к герою... Ну прелесть же! И очевидно, что я смогла оценить её после пяти лет углублённого изучения текстов (пусть и не на русском языке) и, ха-ха, сотен прочитанных книжек. И Кавказ, однако! Ужасно интересно читать после того, как побывал там, и видел памятник Лермонтову, который грустно взирает на Эльбрус с горы Красное солнышко, и скалу Кольцо видел (ну ладно, пусть только на открыточной фотке, но зато открытка дореволюционная, что ещё больше приближает к героям книги).

Что касается содержания романа, то, думаю, нет смысла что-то пересказывать. Скажу только, что осталось неизменным, что "Фаталист" и в отрочестве казался мне какой-то лишней частью, и сейчас я так же восприняла и даже потом специально погуглила, что же хотел сказать автор этим "Фаталистом", потому что, на мой взгляд, мог бы и не говорить. Ещё обращала внимание на устаревшие формулировки типа "взойти в комнату", которые в школьные годы в глаза не бросались и казались естественными (интересно, почему). Описываемые нравы, конечно, местами просто жуть, если из двадцать первого века смотреть (особенно "Бэлы" это касается), а княжне Мери хочется кричать "беги, дура Форрест, беги!", но в пятнадцать лет я то ли отчасти сама как Мери думала, то ли вообще любовная тема прошла мимо меня: ну то есть в той или иной мере у всех героев явно какие-то амурные переживания были, но отклика в моей душе это не оставило (хотя формулировки я запомнила и сейчас узнала). И, конечно, в нынешнее перечитывание поразили меня темпы бурной личной жизни героев: "дневниковые" заметки про княжну Мери охватывают чуть больше месяца, первая запись 11 мая, последняя - 16 июня, и за это время целая компания мужчин и женщин наворотила всякого романтического, драматического и трагического, почти все перевстречались почти со всеми, выражаясь современным языком, и часть участников от этого заболела но не в том смысле, гусары, молчать!, а часть померла. Гвозди б делать из этих людей, как говорится. Или это специфика курортных романов и курортного же безделья?.. *задумывается*

Постскриптум: это я не глумлюсь над классикой, а с удовольствием её перечитываю!

ИМХИ по книжкам

книги

Previous post Next post
Up