Книжка с неинтересным и нецепляющим названием от Мршавко Штапича, который своим псевдонимом вызывает ассоциации как минимум с человеком, имеющим сербские корни, но на самом деле в биографических справках не скрывает того факта, что он - вологжанин (или околовологжанин) с обычными для русского уха именем и фамилией, и который пишет про Мршавко Штапича же, то есть это как будто автобиографический роман героя произведения. Любопытная штука, не припоминаю подобного у других авторов, по крайней мере вот так с ходу.
Взялась же я за книжку отчасти потому, что уже не один отзыв мелькнул в моей ленте (смысла отзывов я, признаться, не запомнила, но что книжка примелькалась - факт), но в первую очередь из-за слова "пярщик": глянув-таки не особенно заинтересовавшую меня аннотацию, я зацепилась за этого пярщика и сначала предположила, что это прокравшаяся в аннотацию опечатка, но нет, оказалось, что это художественный приём, и в поисках того, когда впервые в книжке прозвучит эта ироническая вариация слова "пиарщик", я принялась следить за поворотами судьбы обыкновенного парня, который приехал покорять Москву, но пока что пишет всякий текстовый трэш для ютубных роликов, и, вот неожиданность, влюбляется в девушку, которая кажется ему самим совершенством. У девушки активная жизненная позиция, куча друзей и желание путешествовать по миру, с реализацией чего она прекрасно справляется самостоятельно, но для того, чтобы разделить с ней этот опыт, довольно малообеспеченный герой хватается за любую работу и так попадает в пярщики, то есть в специалисты по связям с общественностью. Налаживание связей с общественностью заключается то в формировании общественного мнения вокруг судебного процесса, связанного с одним губернатором, то ещё в нескольких подобных задачках, но звёздным часом героя становится попадание в северный посёлок, где надо сделать то же самое с мнением вокруг завода туалетной бумаги. И эта производственная часть, конечно, самая увлекательная - хотя, казалось бы, что может быть увлекательного в разговорах со склочными бабками и местными депутатами. Но нет, все эти тёрки, палки в колёса от местных и разные коммуникационные штуки, а ещё находчивость и искренность главного героя, который вроде бы приехал за баблом, но проникся проблемами завода и теперь бегает по инстанциям, организует экспертизы и вечера встреч с избирателями, весьма занимательны. Лирическая любовная линия тоже понравилась, особенно с этой темой нанесения на карту мест, где влюблённые были (или не были) вдвоём, а вот линия про путешествия, в которые им иногда всё-таки удаётся вырваться, показалась малость прикрученной насильно, словно автору хотелось поделиться своими путешественными постами из ЖЖ, и вот он навставлял их в книжку. С сюжетной точки зрения все эти путешествия объясняются логично, и с точки зрения смысловой и эмоциональной нагрузки тоже понятно, зачем они, но по ощущениям впечатления из поездок мне были как заплатки на тексте, который прекрасно мог бы обойтись и без них.
В общем, опять-таки по субъективным ощущениям книжка местами жидковата, и цельности трушного художественного произведения в моём понимании ей не хватает, но с другой стороны другими местами с художественными ходами и с художественной реальностью у неё всё в порядке, и читается она с удовольствием. Технически "Устойчивое развитие" является чем-то вроде сиквелла к более популярному "Плейлисту волонтёра", который уже экранизирован, и "Плейлист" я тоже скачала, но читать буду не подряд.
ИМХИ по книжкам