Случайно попавшаяся на глаза книжка, которая неожиданно оказалась литературной вариацией
фильма "Рассказ". Связи между ними никакой, это не экранизация книги и не новеллизация фильма вот придумают же, но оба произведения ровно об одном и том же, разница только в незначительных деталях, в "Рассказе" девочка занимается конным спортом, а в книжке главная героиня скалолазит с юных лет, и в обеих историях есть тренер, которому доверяют и дети, и родители, и это - не само доверие, конечно, но и оно отчасти тоже - приводит к чудовищному и очень секретному, потому что если это перестанет быть секретом, то тренер немедленно сядет на много лет.
Сложно что-то формулировать о "Связке" как о литературном произведении, потому что на первом месте там, конечно, впечатляющая летопись того, как с доверяющим своему значимому взрослому ребёнком при самом прямом участии этого взрослого и по его прямой инициативе случается невыносимое и как психика с этим справляется - как по учебнику справляется, потому что деваться-то некуда. Так что для меня книжка получилась скорее на стыке художки, научпопа и эдакого мануала-руководства к действию, потому что друзья главной героини, её ровесники, между прочим, так осведомлены о правилах безопасности и порядке действий в подобных ситуациях, плюс ещё владеют навыком оказания эмоциональной поддержки на таком уровне, какой среди взрослых-то после долгих поисков встретишь у единиц, а тут прям бинго, вся компания главной героини такая. Художественный компонент, впрочем, присутствует, система образов обыгрывается, разница во времени, например, регулярно имеет значение, и ещё всякие моменты, но всё же для меня это ближе к системе, которой пишется эта летопись травмы (и выхода из неё, и выхода), а не к образному живописанию бытия. Ещё, наверно, "В связке" для меня история о том, что даже в самых тёплых детско-родительских отношениях, реально прямо отличных по всем параметрам, с совместными занятиями, с тайным языком условных сигналов, с тоннами общего хорошего опыта, всегда будет эта чёрная дыра "не сказать маме" просто потому, что отношения не равны, и случайное мамино слово, доброе подшучивание или упоминание чего-либо при ком-то может порушить нечто очень значимое в жизни ребёнка. Взрослые тоже могут так что-то рушить в жизнях друг друга, совершенно того не желая, но насколько же у них больше ресурсов и возможностей для управления своей жизнью, а ребёнок не может ничего - ни взять паузу в общении, ни уйти, ни объяснить, в чём дело, ни обойтись без родителя, ни ускорить время, чтобы скорее стать совершеннолетним, как мечтает главная героиня, и это её восклицание "ничего-то я не могу, даже вырасти побыстрее не могу!" - и символ того искажённого мировосприятия, в котором она находится из-за случившегося (и продолжающего случаться) с ней, и символ детской зависимости от взрослого - и такого взрослого, как совершенно прекрасная без всякой иронии мама главной героини в том числе.
Из забавного - моё внимание зацепило использование слова "матеша" применительно к математике, знаю я его из-за того, что контакт спамит мне всякой рекламой, и в том числе вот шпоры по матеше предлагает, и мне кажется, что словечко из свеженького потока сленга, хотя гугление показывает самое разное и ничего определённого одновременно. Из околокнижного - в комментах под не обошлось без порывов "всё запретить (тренеров-мужчин, например)" / "никогда не отпускать ребёнка с мужчиной", но блин, не об этом же произведение. Из персональных заметок о - больше всего запомнилось то, как передана разница между нормальным и ненормальным, а интригой для меня было, как же героиня выйдет из всего этого, потому что сама-то история развивалась ужасающе типично и предсказуемо, и это не камень в сторону литературных качеств, а наоборот, подчёркивание того, что автор владеет материалом и отражает типичное.
ИМХИ по книжкам