Вчера, 27 июля, Волго-донскому судоходному каналу стукнул 61 год.
Именно в этот день, в 1952 году состоялось официальное открытие Волго-донского канала с присвоением ему имени В.И. Ленина. Это канал соединяет Волгу и Дон в месте их максимального сближения друг с другом, так же он является звеном единой глубоководной транспортной системы Европейской части России.
Первую попытку исправить «ошибки природы» и соединить Волгу и Дон относят к середине 16 века. В 1569 году турецкий султан Селим II, известный своим походом на Астрахань, направил 22 000 солдат вверх по Дону с целью прорыть канал между двумя реками. Однако всего спустя месяц турки отступили. В конце 17 века попытку построить судоходный канал предпринял Петр I. По плану строительства канал должны были прорыть между притоками Волги и Дона, Камышинкой и Иловлей. Начало работ пришлось на 1697 год. Однако в 1701 году из-за Северной войны со Швецией строительство было свернуто.
До 1917 года было создано свыше 30 проектов соединения Волги с Доном. Однако ни один из них так и не воплотился в жизнь. В 1920 году по плану ГОЭЛРО правительство страны снова вернулось к проблеме создания канала. Но проект строительства был создан лишь в середине 1930-х годов. Реализовать его помешала Великая Отечественная война. Работы по проекту возобновились в 1943 году, сразу по окончанию Сталинградской битвы. Работами на трассе канала руководил Сергей Жук, руководивший строительством Беломоро-Балтийского канала и канала Москва-Волга. В феврале 1948 года, после утверждения схемы Волго-Донского комплекса на заседании Совета Министров СССР, начались земельные работы. И 1 июня 1952 года по каналу уже началось движение судов.