Никогда не смогу понять, как это так "нельзя молиться, уставившись на икону"))) Это не Зенон сказал,а журналист, но скоро все его поклонники перестанут во время молитвы на икону смотреть( А в остальном хорошее интервью
Не нравятся мне иконологические установки о. Зинона. Честно скажу. Он часто внушал своим ученикам, что нужно убить в себе художника, чтобы стать иконописцем. Уж на то пошло, Сам Господь - великий Художник, Который творит "всё новое". Возвращение к традиции ( традиция в устах Зинона всегда с большой буквы)или возрождение - понятия не евангельского (не библейского) духа. Есть возвращение заблудшего путника (а мы путники на земле)к известной тропе, но нашедшаяся тропа не есть земля обетованная, а лишь ориентир к продолжению дальнейшего пути. Есть разница
( ... )
Не нравятся мне ksenia_strangerNovember 23 2012, 03:09:27 UTC
Вы правы, но не во всем. "о. Зинон, говоря о художнике, подразумевает эстета." Совсем не так: О.Зинон имел в виду живопись: принципы построения пространства кардинально отличаются, отсутствие внешнего источника света, построение формы, а не иллюзорного объёма и т.д. Тут он, безусловно, прав. На мой взгляд, о.Зинон эстет более, чем это допустимо для иконописца. Согласна, что его иконы становятся все техничнее, холоднее и формальнее, и это очень грустно. "подражание, как акт пассивного копирования", - безусловно тупик. Также, как миметическое объяснение Литургии - общепринятое, к сожалению, что иное, как приравнивание Божественной Литургии к Элевсинским Мистериям по архетипу? Малый Вход - как выход на проповедь, Большой - Шествие на Голгофу ? Иерей - как Христос? Тут чисто платоновский мимесис и он "никогда не приведет к истине" На мой взгляд, сейчас живая иконопись - московская группа "старших" и очень хорошие и живые росписи А.Солдатова. А интервью, тем не менее, интересное, много дельного, и хотя бы заставляет задуматься.
и хотя бы заставляет задуматьсяpschuttNovember 23 2012, 12:23:37 UTC
Интервью интересно еще тем, что в нем по прошествии уже четверти века заметно "фонит" самый важный иконологический вопрос. Тот самый, который сотрясал Византию почти полтораста лет (в 8-9 в.в.). Вот и бывает ныне - зайдешь в новый храм и хочется только опустить глаза долу, поскольку новодел (часто безупречно технически выполненный) шибко "гламурит", не дает сосредоточится. Сама икона должна иметь в себе привлекательную погрешность. Как бы сама принимать "рабий зрак". Нечто такое запечатлелось в эмигрантских церковках. Тем мне и нравятся Рейтлингер или Круг. Даже сам материал - простые строительные доски, гуашь...А что было делать при такой нищете?... Отдельно хотелось бы высказать свое мнение о замечательной базилике в Гверстони. Вы сами как-то выкладывали фотографии: http://ksenia-stranger.livejournal.com/45253.html Но об этом попозже.
Re: и хотя бы заставляет задуматьсяksenia_strangerNovember 24 2012, 09:03:34 UTC
в Гверстони сами камни стен смотрятся иконами, настолько в этом храме всё гармонично сопрягается. А по поводу работ Рейтлингер или Круга - разговор требуется длинный и очень специальный. По поводу погрешностей - да любой иконописец по прошествии времени видит их в своих работах и удивляется - как это я сразу не заметил...
Comments 17
А в остальном хорошее интервью
Reply
Reply
Как бы это выразить... Во: нелепость.
Reply
Reply
Reply
Спасибо!
Reply
Reply
Reply
"о. Зинон, говоря о художнике, подразумевает эстета." Совсем не так:
О.Зинон имел в виду живопись: принципы построения пространства кардинально отличаются, отсутствие внешнего источника света, построение формы, а не иллюзорного объёма и т.д. Тут он, безусловно, прав.
На мой взгляд, о.Зинон эстет более, чем это допустимо для иконописца.
Согласна, что его иконы становятся все техничнее, холоднее и формальнее, и это очень грустно.
"подражание, как акт пассивного копирования", - безусловно тупик.
Также, как миметическое объяснение Литургии - общепринятое, к сожалению, что иное, как приравнивание Божественной Литургии к Элевсинским Мистериям по архетипу? Малый Вход - как выход на проповедь, Большой - Шествие на Голгофу ? Иерей - как Христос? Тут чисто платоновский мимесис и он "никогда не приведет к истине"
На мой взгляд, сейчас живая иконопись - московская группа "старших" и очень хорошие и живые росписи А.Солдатова.
А интервью, тем не менее, интересное, много дельного, и хотя бы заставляет задуматься.
Reply
Отдельно хотелось бы высказать свое мнение о замечательной базилике в Гверстони. Вы сами как-то выкладывали фотографии:
http://ksenia-stranger.livejournal.com/45253.html
Но об этом попозже.
Reply
А по поводу работ Рейтлингер или Круга - разговор требуется длинный и очень специальный.
По поводу погрешностей - да любой иконописец по прошествии времени видит их в своих работах и удивляется - как это я сразу не заметил...
Reply
Leave a comment