Славой Жижек и "постмодернистский тупик" :)

Sep 06, 2012 12:24


Ахаха, немного бальзама на мою душу: Славой Жижек во время своего приезда в Россию с лекциями дал интервью "Теориям и Практикам", в котором рассуждает о, внимание :), способах выхода из "постмодернистского тупика". Отличная в этом плане, самой постановкой вопроса, преамбула от интервьюера:

"- В последнее время как-то особенно хочется во что-то Read more... )

science, п.т., РИ, philosophy

Leave a comment

Comments 24

comedy_del_arte September 6 2012, 09:09:39 UTC
спасибо, интересно
не со всем я согласна, но профессионализм чувствуется, а это я всегда ценю

Reply

ksrg September 6 2012, 09:45:39 UTC
Ну Жижек сейчас имеет (несколько скандальную) славу самого известного и популярного философа современности, после того, как предыдущее поколение континентальных философов (Деррида и пр.) отправилось в мир иной. Чем регулярно и бессовестно пользуется, брызжа слюной в выступлениях на всяких Оккупаях и критикуя все что ни попадя, вплоть до текущих блокбастеров (но делает это довольно умно и по делу).

Reply

comedy_del_arte September 6 2012, 10:45:49 UTC
да, я в курсе
ты же, кажется, выкладывал его выступление на Occupy

Reply

ksrg September 6 2012, 11:11:46 UTC
Да, было дело :)

Reply


dmsh September 6 2012, 10:27:36 UTC
"В последнее время как-то особенно хочется во что-то верить, испытывать энтузиазм и бороться за свои идеалы, но постмодернистское сознание с его отрицанием всех ценностей как будто препятствует этому. Как перестать быть постмодернистом и полюбить Большую Идею?"
- кому хочется? Мне не хочется. Фанаты наоборот, пугают.

Reply

ksrg September 6 2012, 11:17:23 UTC
Ну это в свете всяких разговоров вокруг Д.М.Л., что ли :) Вообще, он хорошо в интервью говорит о том, что проблема не в идеях даже и не в постмодернистском сознании - а в том, как они отлично в людях (и целых организациях и системах) лицемерно уживаются. И чтобы решить какие-то проблемы современного мира, нужно уж либо туда, либо туда.

Reply


zalexx September 6 2012, 11:35:21 UTC
не все понял, но, кажется, что он призывает "быть последовательным в мыслях, словах и действиях"?

Reply

ksrg September 6 2012, 12:09:24 UTC
... и бороться таким образом с либеральным капитализмом и его проблемами :)

Reply

zalexx September 6 2012, 12:18:39 UTC
ну, даже если бороться с капитализмом и не поможет, с таким поведением человеков в целом станет лучше :-)

Reply

ksrg September 7 2012, 09:48:40 UTC
Только нужно еще помнить про то, что одной последовательности недостаточно, целеполагание тоже никто не отменял :) А вот вопрос в целях - он так и стоит :(

Reply


hexa_decimal September 7 2012, 09:23:16 UTC
Это только мне кажется, что он сам себе противоречит? Хотя противоречия удобные, во всяком случае ход его мысли в большинстве мест мне нравится))

А по теме - есть очень простой и очень личный рецепт. Нет никакого криминала, что что=то когда-то с кем-то уже происходило и было описано многими поколениями до тебя. Потому что ты _сам_лично_ проходишь через это _впервые_.И именно в эта "персонализация" снимает на мой взгляд всю тупиковость.

Reply

ksrg September 7 2012, 09:44:34 UTC
Не, он вполне последователен, просто парадоксально высказывает это. Говорит, что полная деконструкция, путь, по которому прошла философия в конце XX века, полезна в том, что касается, например, критики капитализма, но все равно принципиально до конца невозможна, потому что у всех людей и культур есть "болевые" точки, которые невозможно рассматривать "объективно"=цинично. Поэтому все равно нужно возвращаться к модернизму и с этой позиции последовательно и без лицемерия критиковать либеральный капитализм, чтобы из этой критики найти, куда двигаться дальше.

К сожалению, метод этот всё равно в реале невозможен, про него и так все говорят, начиная с Рингиля (один из основных наших идейных конфликтов перед СЖ). Вернуться назад нельзя, кроме как катастрофическими методами. Нужно искать иные пути впереди в тумане.

Что касается второго абзаца твоего коммента - то он, извини, не в тему; речь идет не про персональный тупик развития, а именно про общественно-цивилизационный.

Reply

hexa_decimal September 7 2012, 10:20:06 UTC
"Вернуться назад нельзя, кроме как катастрофическими методами"
Да, тут я тебя поддержу, "пути назад не существует. ни для кого". разве что на каком-то новом уровне и витке спирали, но это будет все равно уже что-то другое.

Извини, про не в тему принципиально не соглашусь. Мне кажется, основное заблуждение тут как раз в том, что пытаются искать общий для всех выход. А его как бы нет, хотя в то же время он "как бы" есть. Помнишь как себя ведет стая рыб или птиц - со стороны кажется, что как единый организм. Но в реальности поворачивает _каждая_

Reply

ksrg September 10 2012, 09:00:30 UTC
Подавляющее большинство людей живут одними инстинктами и их ничего не интересует. Какой такой выход из п.т.? Нас и здеся неплохо кормють. Решив проблему лично для себя, ты не решишь проблему цивилизации в целом, и она в конце концов все равно сожрёт тебя-одного с потрохами. Основной здесь смысл в "поиске выхода" в том, как систематизировать и направить в одну сторону, в синхронии, "индивидуальные" выходы. И вот в этом-то как раз никакого решения (ну, почти) до сих пор не видно.

Reply


fantasymen September 7 2012, 23:21:22 UTC
Захотелось почитать.
Через несколько параграфов увидел "Pussy Riot".
Читать дальше сразу перехотелось.

Reply

ksrg September 10 2012, 09:00:56 UTC
Ну и зря. Волков бояться - в лес не ходить.

Reply


Leave a comment

Up