Дюнкерк

Jul 29, 2017 20:29

Дюнкерк очень крутой. Не факт, что спустя десяток лет он останется в каких-то списках лучших фильмов про войну, но это не оттого что он проигрывает в качестве - скорее оттого, что он очень неудобный. Про обыденность смерти, усталость и страх.

При этом Нолану удалось не переступить ту грань, которая отделяет демонстрацию изнанки войны от откровенной чернухи. Чернухи, которая безусловно тоже была и, в общем тоже должна быть рассказана и показана, да только такие истории чаще показываются с целью вызвать эмоции и сильные - те что сметают доводы, требуют немедленно найти мораль, виноватых и разделить всех на плохих и хороших. Дюнкерк для меня удержался перед этой гранью, поэтому не дает ответов, только смятение. В нем нет ни одного откровенно отрицательного персонажа и все они - живые. В этом поле меня больше всего зацепила история командора, у которого было несколько секунд на принятие решения затопить корабль с ранеными. Решение, за которое его осудили, пусть молча, но осудили, после которого у него не было времени на собсвенную боль, а были часы работы, ожидания и безнадежности. И в конце, думаю, он остался не для помощи союзникам - он искал смерти. Есть решения и есть события (не только эпизод с кораблем), которые что-то в тебе убивают. (Но это не точно, Болтон - вымышленный персонаж, а самый близкий его прототип - пережил не только Дюнкерк, но и Вторую Мировую).

Второе это конечно сцены ожидания и бесплодных попыток героев спастись. Обычно в кино монтаж заботливо съедает время от идеи до исполнения, но тут нет, потому что в жизни нет. И потому что на войне выживают не только самые храбрые и сильные, но и самые упорные и везучие, очень везучие. И еще - на войне и в жизни нет классического развития сюжета с завязкой, кульминацией и развязкой. Если ты добежал до корабля, тебя на него не пустят. Если попал на корабль - он может утонуть. И следующий тоже. И каждый новый виток для кого-то оказывается последним, а для выживших - невозможность расслабиться, потому что те кто теряют контроль умирают первыми.

Третье - мало ненависти. Даже к немцам, которых не показывают, мало ненависти, в основном страх. И между союзниками - ярость, отчаяние, боль, но не ненависть.

Четвертое - потрясающая недосказаность, которая здесь очень богатая. Бесконечные кадры с пилотом, у которого видно только глаза, который ничего почти не говорит, но ведь вы тоже уже считаете его лучшим парнем в этой истории? и совсем потрясающий персонаж - капитан гражданского судна. По нему видно что он бывший военный, но при обилии намеков об этом так и не сказали - потому что это не так важно. Кстати, у него есть реальный прототип и с ним все еще интереснее.

Пятое и единственное что я сама могу отнести к критике - в конце нам все таки показывают сцены про патриотизм и подведение подо все какой-то морали. (вообще я с детства любила, да и сейчас люблю это в фильмах про войну). Но мне показалось что именно в конце Нолан изменил тому, что он показал в течение фильма. Мне немного не хватило раскрытия истории. Про то что спасение не прошло гладко, что часть судов потерпели крушение, что часть союзных войск не удалось вывезти. Сейчас пишу это и понимаю что все это в фильме было, но на контрасте с первой частью - мало что ли. Есть какое-то ощущение, что с появленем первого рыбацкого суденышка ты попадаешь в другой. более привычный тебе по формату фильм о Второй Мировой. И история с пилотом ее отлично венчает (я держалась вессь фильм, но на нем - расплакалась) - все стало Вдруг осмысленно, с логичный финалом, хотя по правде с эвакуацией ничего не закончилось, напротив, это самое начало войны.

Вышло сумбурно, но напишите тоже, как вам-то. И еще - какие вы любите фильмы о войне? Любые.
Previous post Next post
Up