Алишер Назиров и его керамика на выставке "Восточная коллекция"

Nov 21, 2016 02:10




Сегодня закончилась выставка "Восточная коллекция", а значит с вами снова я с полусотней фотографий : )))
   В этот раз была огромная радость - свою коллекцию риштанской керамики представлял сам мастер - Усто Алишер Назиров. А упустить возможность слушать его, общаться, впитывать ту беспредельную ширину знаний о керамике, ее истории, технологиях обжига и видах глазури, я, конечно же, не могла.



Каждый раз при виде стенда с его работами у меня в голове мелькает одна и та же мысль: "я умерла и попала в Рай!" Но, вспомнив, что мне там делать как бы нечего, понимаю, что я пока еще на земле : ))
  Если бы я решила фотографировать все эти касушки-пиалушки-тарелочки-колокольчики, то у меня точно был бы не один пост, а пять. А ведь, как мне сказали, к третьему дню выставки раскупили большую часть всего, что было выставлено...



Вот одна из причин, по какой я стремлюсь сфотографировать каждый ляган, каждую шокосу. Ведь после того, как их купят, мы все больше их не увидим. Они будут украшать чей-то дом, дарить радость целой семье и всем, кто придет к ним, их красота при бережном отношении будет передаваться из поколения в поколение... Но мы-то их больше не увидим! Вот поэтому сейчас сижу и терзаюсь - сколько красивых творений золотых рук Мастера мне увидеть не довелось.



Эту дворцовую вазу вы уже видели в нескольких прошлых постах про керамику. Но именно Усто Алишер сказал мне, для чего все-таки ее ставили в зале для приемов местных властителей. Оказывается, чтобы проситель, пришедший к правителю и, разумеется, оробевший, смог увидеть красивую вещь и, любуясь ее совершенством, собраться с мыслями и изложить свою просьбу...
   Боюсь, со мной такой прием бы не сработал - пялилась бы полчаса на вазу эту, а затем, на настойчивое покашливание хана, выдала бы: "А не уступите вот эту штуку?" : ))



Единственная оставшаяся большая миска с анорами-гранатами. Тогда я еще не знала, почему такую красоту не купили вместе с прочими... Мастер подарил ее мне. Его щедрость равна разве что его мудрости и таланту!



Прихотливый, мелкий узор, чем-то напоминающий китайский драгоценный фарфор. Мастер рассказывал, что многое в риштанскую керамику пришло в начале 18 века, когда местные мастера пытались сымитировать из глины изделия, похожие на кашгарский фарфор. Говорят, добились такого уровня мастерства, что понять разницу можно было только, если в руки вещь взять - глина-то потяжелее : ))



На выставку приехала целая серия небольших ляганов, восхитивших всех их видевших. Необычная, сдержанная, серебристо-серая гамма, шероховатая матовость поверхности...



Удивительно, что при всей лазурно-сияющей риштанской роскоши, эти ляганы вовсе не затерялись среди голубых и синих собратьев.



Холодноватая гамма вот этих ляганов тоже находит множество поклонников.



О, а вот это чудо я увидела впервые! Несколько больших ляганов желто-оранжевой гаммы. Вот у этого - обод рельефный, сделанный нажатием пальцев. Фото не очень получилось, но он висел в центре стены и сиял, как прожектор!



Вот один из двух моих фаворитов. У меня ляганы делятся на две неравные группы: "Ах, какая красота" и "блин, а вот бы его мне!" Этот - из второй группы : ))



И вот этот. Огромный, оранжевый, с перцами!! Правда, издалека они похожи на стайку рыбок? Прекрасная, роскошная вещь! Слушайте, купите его уже кто-нибудь, чтобы я не мучилась! : ))



А вот этот, наоборот - вызывает чистый восторг, но его бы я хотела не себе, а подарить кому-нибудь очень дорогому. Потому что он сам как драгоценный камень.



Небольшой, но с большой охапкой цветов и листьев : )) Цветы хотелось понюхать.



Жалко, из-за освещения и потому что высоко висят, потерялись эти два замечательных ляганчика.



Но, надеюсь, когда часть больших ляганов будет продано, их перевесят и они найдут своих поклонников : ))



Да, к сожалению, стенды небольшие, вывесить все не было возможно и мечтать. Подходишь к какому нибудь углу, а там висит такая красота с анорами, спиралями и рожками-кучкорак.



Еще одна охапка цветов : ))



О, смотрите! На фото видно не очень, но видите - дно у лягана не плоское, а чашеобразное. Это тот тип ляганов, который я в музее с дастшуем перепутала : )) Потому что не только плов на лягане подают, но и шавлю, и димляму с басмой! Бортики у него не поднимаются вертикально, как у крутобокинх андижанцев, а изящно отогнуты.



Чтобы не идти с пустыми руками, испекла лочир размером с печенюшки - по диаметру чекичей : )) Извела весь запас почечного бараньего жира, но вроде бы всем понравились. Заодно и мисочку обновили : ))



Еще один ляган с перчиками. Желтый цвет дает железо в краске. Так и называется - "желтый обжиг".



Тоже в тени висел, бедняжка. А какие у него оборки на ободе - загляденье! А звезное небо над кустом каких-то необычных цветков? Проходящие мимо девушки назвали их чертополохом с такой нежностью и восхищением, что для меня он теперь так и будет - ляган со звездами и чертополохом : ))



Сложный, энергичный, но в то же время какой-то домашний. Его б на кухню к бабушке-хлопотунье, у которой и пирожков с полсотни с утра в духовке, и внуки умытые сидят яблоки грызут, и с подругами вечером в театр собрались. И еще жалобу написать на сантехника-заразу. У нас соседка такая, 84 года, дай ей Бог еще 50!



Висел сбоку на внешней стене стенда, вызывал восхищенное: "О-о-о!" у мимопроходящих. Оттенок аноров какой-то лаймовый получился, яркий очень. И звезды! И ветки сарва-кипариса!



Блюдо нестандартной формы для поклонников иранской филигранной росписи.



Еще один драгоценный камень, второй, на этот раз в приглушенной гамме. Но вы только посмотрите на надглазурную роспись! Это 3D-эффект в чистом виде! Он постоянно меняется в зависимости от того, с какого угла и расстояния его рассматривать.



Он то ли серый, то ли болотный. Но если на его поверхность попадет масло - узоры проступают, становятся яркими и рельефными. Усто Алишер говорит, что если раз 100 поесть с него плов, то сиять будет не хуже ишкоровых! Нет, мыть его все же придется, это же вам не китайский вок ; ))



Для любителей классики : ))



Вот, смотрите, этот ляган только что протерли маслом, видите, как проявился узор?!



Цветовая гамма напоминает мне ташкентскую школу керамики, но четкость риштанской линии невозможно спутать с чем-то еще.



Ну и руку Мастера, если честно, уже не перепутаешь.



Поэтому, глядя на этот ляган, я только успела подумать: "как странно..." Но Усто Алишер уже объяснял, что это - копия лягана работы старого и очень известного мастера. Дань уважения одному из наставников.



Мастер шутил надо мной: "Смотри, он прочный!" - и ронял ляган ничком. "Он очень прочный!" - ляган падал еще раз.
  "Ай, Алишер-ака, перестаньте, пожалейте моего мужа, не сиротите кошек, я ж сейчас от инфаркта умру!!!" - верещала я, привлекая изумленные взгляды : ))



А в углу, темном и укромном (снимать невозможно практически!) затаились три лягана-рыбки. Несмотря на то, что форма эта отнюдь не традиционная, они очень гармоничны и хороши. Тот случай, когда эксперименты себя оправдывают.



Меркнут знаки Зодиака,
Над постройками села
Спит животное собака,
Дремлет рыба камбала...



А третья, самая переливчатая и блестящая, заскучала и стала жевать веточку какого-то растения, стоявшего рядом в вазе. Эх, милая, положить бы на тебя шуку фаршированную или заливного карпа, чтобы через прозрачное желе твои чешуйки мерцали...



Усто Алишер рассказывает о керамике Риштана. Я каждый раз пытаюсь что-нибудь записать, но в итоге стою раскрыв рот и забыв включить диктофон : ))



Весь день к Алишеру-ака приходили поклонники его творчества. Вот, целая семья, влюбленная в его работы. В итоге купили тот роскошный ляган с рельефным бортиком. У мальчика в руках та самая уксусница-птичка, которую я показывала на фото с прошлой выставки. Стоит посмотреть, как бережно и нежно он ее держит. Это счастье - с детства видеть и узнавать такую красоту.



Если очень-очень сильно присмотреться, то можно увидеть одну из трех ляганных ножек! : )) Как мне нравятся эти ногастые товарищи! : )) Усто Алишер говорит, что это очень древняя форма - еще с тех пор, как их народ был кочевым. Ведь такой ляган удобнее ставить даже на не очень ровную поверхность! А впоследствии форма сохранилась из уважения к старине.
  А еще это очень симпатично смотрится ; ))



Каждый раз, когда снимали очередной купленный ляган, реакция у нас была одна: "Ура-а, сейчас повесим сюда еще один, очень красивый!" В результате закончился шпагат. Что делать? Мечусь по выставке, налетаю на стенд с дамскими кружевами и лентами, вцепившись в прилавок, воплю: "У вас есть прочный-прочный шнур?" Да, есть, как раз белый. Несусь за кошельком, хватаю два метра веревки... Сзади раздается добродушное хихиканье:
  - А еще у нас есть мыло ручной работы...
   К стенду возвращалась, согнувшись от хохота.



Висят вдвоем, чтобы у всех глаза разбегались и до хрипоты все спорили, который лучше. Мнения разделились примерно поровну, но мое сердце было отдано правому : )) Достался хорошему человеку.



Усто Алишер рассказывал, что когда он еще совсем юный начал учиться искусству росписи у одного старого мастера, он спросил его - как нужно рисовать птиц? Мудрый учитель не стал вбивать в голову какие-то правила и шаблоны, а лишь объяснил - что птица должна быть гордой. По-моему, эта птица очень гордая : )) А еще и сильная - смотрите, как крылья держит, чуть ли не кулачками! Такой ляган станет очень сильным оберегом для дома, никакого зла не пропустит - заклюет, забьет крыльями и лапами закопает!



Ох, как же тяжело держать такой ляган на вытянутой руке и пытаться поймать тот ракурс, где ишкоровая глазурь не сияла бы так сильно! Взгляните, форма у лягана необычная - невысокие, но круто поднимающиеся бортики. И старинный узор.



Еще один квадратный и прихотливый. Узор можно полдня разглядывать.



А напротив этого можно и на день зависнуть. То ли во мне есть что-то от нечисти, то ли это на всех действует, но вот этот меня гипнотизирует : ))



Последний из представленных желтых. Смотрите на обод! Правда, кажется, что там тоже рельеф? А это такой узор выпуклый : )) И - если на предыдущих вы не обратили внимание - посмотрите, как же хорошо смотрится ярко-синий обод по краю!



Ну что ж, вроде бы и посмотрели все, что я успела застать. Напоследок традиционные коллажи : ))















Кто долбанутый? Я долбанутая? Ну, во-первых, самую большую мне подарил сам Усто Алишер : )) Самая маленькая была одна такая с вертикальным односторонним узором. Ну а пиалушка... Что вы привязались, стоит и пусть стоит!
  Да, я таки долбанутая : ))

выставки, мероприятия, керамика

Previous post Next post
Up