У меня вроде как-бы всё хорошо. То есть более-менее, и жаловаться не на что. Тьфу-тьфу-тьфу.
Надысь Было у нас событие - праздник авиации. После 18-летнего "перерыва". То есть выросло поколение... Так, по-порядку...
Летали мои родители в молодости много - страна огромная была, с госудаственным управлением (а не под управлением капитала), плюс это опасное новшество (пассажирские полёты) всячески рекламировали, цены демпинговали.
Последний раз мы слетали в путч.
Потом мы долго не летали, а выживали. Но про это не интересно, про это не вспомниается.
Потом у нас появилось кабельное ТВ, почти как эрзац куда-то съездить/слетать и самолично посмотреть - сиди себе в конуре и смотри.
...Там по Дискавери (канал такой, про необычное; познавательный) - показывали однажды племя папуасов. Они сидели в салоне самолёта, летели на свадьбу. С дорогами там напряг, вот и выкручиваются как могут. Тоскливо глядя на голых папуасов в перьях, настороженно сидящих в креслах, я сказал семье, что вот как интересно получилось - у них деньги на полетать есть, а у нас нету.
Потом у нас даже появилась машина, а бензин ещё не был так дорог. И иногда родители ездили в аэропорт (реже - на вокзал). Вдохнуть запах (свежей) жизни - где кто-то куда-то летит, перемещается, чем-то занимается, где-то нужен.
Посмотреть на отлетающих и прилетающих, побродить в этой атмосфере, попытаться вернуться в молодость. В романтику хай-тэка. Когда в твой посёлок к родителям ты прибываешь с максимальным комфортом и скоростью - на самолёте.
...В 1975 мама шла по Москве (или по Ленинграду) с бутылкой минералки. К ней подскочили с вопросом "а где купили?" - "в Хабаровске" - "а где такой магазин?" - "нет... в аэропорту. Утром там была..."
Поэтому, когда до меня дошло, что на мою зарплату на квартиру (и то есть на семейную жизнь) не скопишь, я потратил заработанное за пол-года на полёт с семьей на неделю на курорт. ...Это было счастье. Видеть, как рады твои родные. Мягко говоря - немногочисленные.
Потом мы стали летать по два раза в год. Куда-нибудь. В Россию - невозможно дорого. ...А в 1970-80-ых летали иногда каждый второй месяц.
Потом стала массово летать молодёжь. Точнее - улетать. За деньгами, за работой, за мужиками побогаче.
И в Литве настало два милиона жителей вместо 3,8 в девяностых.
Так вот, про праздник. Это во Франции и в Москве показывают фигуры высшего пилотажа истребители. У нас это показывали пропеллерные самолёты. А истребитель пролетел - Мираж, французко-натовский. Пролетел быстро и больше не возвращался. Потому, что бесплатно.
Бесплатное мероприятие было.
И была пробка. Двухчасовая. Вещь для нашего маленького городка неслыханная.
Потому, что никто не ожидал, что съедутся столько народу.
Мне запомнилась полуметровая трава - она была примята в сторону аэропорта - на протяжении примерно двух километров - слева стояла пробка, и люди шли по траве. Ближе к аэропорту начали попадаться люди, бредущие обратно - в основном с детьми - ушли до середины "шоу".
Когда я возвращался, трава была примята в обратную сторону - люди возвращались.
Обидно, что почти никого не было, когда начала взлетать половина техники - разошлись до этого.
Тогда же ушёл комментатор, петухом голосивший что-то вроде: "Как славно-то, что мы авиационная держава! Как хорошо-то, божечки, что мы в нато... Три раза "слава" (нашим лётчикам)! Пять раз ура!" Народ, в основном литовцы, откровенно посмеивался. Единицы хлопали, стараясь чтоб было громко - за всех.
Видел "русскоязычных" - белобрысых поцанов с суровыми загоревшими мордахами с окрестных деревень. Польско-белорусско-литовский микс нашего "русскоязычного" населения..
Они пытались что-то обсуждать, но не особо получалось - тема для них была абсолютно незнакома.
Видел литовских подростков. Восторженно взиравших вживую на двухместные самолётики, и даже один большой.
Фоткающие их на мобильники, планшеты, и прочие гаджеты.
Узнающие что-то (самолёты, их элементы, модели; фигура высшего пилотажа) - если они попали на тот "праздник", значит у них был комп (с авиа-симулятором), интернет, и полёты несколько раз в год. ...В отличие от белобрысо-загорелых "русскоязычных"
Мне показалось, у многих был в глазах вопрос "а почему у нас всего этого так мало - самолётов, перелётов, пилотов, праздников авиации, выступлений авиа-моделей???"
Потому, сынок, что либо каждому персональный гаджет (стоимость может отличаться в десять раз, в зависимости от "заслуженности перед государством" твоих родственников), либо поддерживать авиацию.
И твои родственники выбрали то, что им ближе, понятнее и считается правильней - персональную благодать = гаджет, коттедж, машину каждому в семье.
Выбрали и за тебя, и за всех поцанов.
А авиация, промышленность, и прочие развитие и радиация - это не для нас. ...Ну ежли только частично восстановить авиацию, чтобы вывезти на запад излишки населения.