Каргополь основан в XIIв (официальная дата основания - 1146г) у истоков реки Онеги близ озера Лаче, когда эти земли, заселенные фино-угорскими племенами "чуди белоглазой", стали осваиваться славянами из Новгорода и Ростово-Суздальской земли. Город, как легко посчитать, на год старше Москвы, но в отличие от последней, за истекшие 8 с половиной веков он не слишком разросся - сейчас население здесь составляет всего около 10 тыс. человек.
Название относят не к грекам, как можно подумать :) а к финским корням Karhu и puoli, означающим в соединении что-то вроде "медвежий край", что гораздо больше отражает местные реалии, чем всякие там полисы и поля.
Улицы и площади Каргополя, пришедшего в упадок в XIXв в связи с тем, что железная дорога прошла в 80 км в стороне (обычная история, кстати), сохраняют вполне аутентичный облик - в центральной части очень мало современных построек, а жилые дома, в основном, деревянные, к тому же осталось множество каменных храмов.
Каргополы имели привычку строить сразу ансамблями: сохранилось 2 замечательных площади (обе из которых - центральные) - Торговая и Соборная, где стоят сразу по нескольку храмов (и это еще не все дошли до наших дней).
Ивановская площадь - административный центр города, где можно увидеть несколько старых каменных и деревянных зданий, продолжается замечательным ансамблем Соборной площади. Здесь рядом стоят церковь Рождества Иоанна Предтечи (1740-1751гг), классицистическая Введенская церковь (1808-1811гг), самое старое из сохранившихся зданий города - собор Рождества Христова (1552-1556гг), где сейчас располагается одно из подразделений интереснейшего каргопольского историко-художественного музея, а также барочная соборная колокольня (1772-1778г), которая также принадлежит музею. Про музей придется написать отдельно, так как вместить все свои восторги от его экспозиций в один с городом пост не получится.
Дом купца Сергеева (сер. XIXв).
Дом Лаврентьева (XXв). Ивановская площадь и вид на храмы Соборной площади.
Здание быв. купеческого собрания (кон.XIXв), где некогда даже функционировал местный театр. Красивое крыльцо - это уже реконструкция более позднего времени.
Ансамбль Соборной площади (слева направо: классицистическая Введенская церковь (1808-1811гг), церковь Рождества Иоанна Предтечи (1740-1751гг) и соборная колокольня (1772-1778г).
Христорождественский собор (1552-1556гг) сейчас в лесах, но попытаемся рассмотреть мощные деревянные контрфорсы вокруг белокаменного здания и деревянный барабан с главкой над боковым приделом.
Арку колокольни венчают наивнейшие ангелы :)
Дом Серкова (кон.XIX - нач. ХХв).
Не знаю, какого времени этот симпатичный дом, но сейчас здесь центр детского творчества.
Деревянный особняк с элементами классицизма: имитация пилястр и геометрический орнамент.
Еще более впечатляющий архитектурный ансамбль находится на бывшей Торговой площади. Он состоит из сооруженного на средства местных купцов Пометяевых храма Рождества Богородицы (1678-1680гг), скромной Никольской церкви (1741г) и Благовещенской церкви (1692-1729гг). Эта последняя - наверное, самая выдающаяся постройка Каргополя. Во всех путеводителях вы прочтете цитату из Игоря Грабаря о том, что ее фасады напоминают флорентийские палаццо, а алтарная стена - вообще шедевр стенной обработки. По мне, так русское узорочье на ренессанс похоже весьма отдаленно (поскольку в нем нарушен основной ренессансный принцип - симметрия), но это ничуть не умаляет достоинств резного декора Благовещенской церкви.
Потрясающая каменная резьба восточной стены Благовещенской церкви (1692-1729гг).
Вот эта сена Благовещенской церкви напомнила Грабарю флорентийский ренессанс. ИМХО, ренессансом тут и не пахнет: здесь гораздо больше свободного полета фантазии, чем строгости и порядка. Но работа по камню, согласитесь, потрясающая.
Великолепный резной наличник окна, увенчанный оригинальным маскароном.
Восточный фасад Благовещенской церкви.
Крыльцо Никольской церкви (1741г) и замечательный северный фасад Благовещенской церкви (1692-1729г).
Собор Рождества Богородицы (1678-1680гг) - один из примеров каргопольского узорочья.
Хаотично разбросанные окна - одна из основных особенностей стиля.
Ансамблю Соборной площади: (слева направо): Никольская церковь (1741г), Благовещенская церковь (1692-1729гг), церковь Рождества Богородицы (1678-1680гг).
Еще несколько отдельно стоящих церквей можно увидеть, прогулявшись по улицам старого города. Как ни странно, Каргополь - редкий островок белокаменного зодчества в том краю, где испокон веков предпочитали строить из дерева. Деревянные церкви здесь тоже были, но немного, и до нас не дошло ни одной из них. В любом случае, такое количество каменных сооружений для Русского Севера беспрецедентно - наверное, это свидетельствует о былом значении этого города.
Улицы исторической части Каргополя сохранили множество старых домов - преимущественно из дерева, но попадаются и каменные особняки. Самые примечательные из них приведу ниже.
Дом купца Осыкина (кон. XIXв) и вид на реку Онега.
Памятный знак в честь уроженца города Александра Баранова - первого губернатора русской Аляски. Между прочим, северные люди вообще были хорошими мореходами и до Америки добирались нередко - вспомним хотя бы тех же тотемских купцов.
Мостки на Онеге заканчиваются традиционной полоскальней (используется ли она сейчас по назначению, не знаю).
С двух концов исторический центр города замыкают два внушительных особняка в стиле модерн - дом Вагера и дом лесопромышленника Э.К.Отто:
Дом Вагера (кон.XIX-нач.ХХв).
Дом Э.К.Отто (кон.XIX-нач.ХХв).
Крыльцо дома Отто.
Бывшие торговые ряды (нач.XIXв),
которые ранее выглядели так - сейчас колоннада разобрана.
Дом купца Вешнякова (1808г).
Дом Блохина (XIXв).
Еще один замечательный деревянный дом - купца Мокеева (нач.XIXв).
Красивая лавка купца Лехова (кон.XIXв).
Центральные улицы Каргополя имеют весьма патриархальный вид.
Красивый дом с декором советского времени.
Деревянные мостки - традиционный тротуар на севере.
Руины церкви Сошествия св. Духа (кон.XVIIIв).
Примерно такие же многоквартирные деревянные дома можно встретить и в Няндоме.
Попадаются и очень удачные постройки в стиле модерн. Вот замечательный жилой дом нач. ХХв
с фантазийными воротами
и крыльцом на срезанном (!) углу здания.
Классицистическая Троицкая церковь (1819г).
Белокурый мальчик на велосипеде на берегу Онеги, попавший в кадр совершенно случайно, по-моему, прекрасно гармонирует с северным пейзажем :)