Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей размещается в нескольких зданиях, причем, большинство из них - местные храмы. Так, музею принадлежит Благовещенская церковь (внутри вроде бы никакой экспозиции нет) и колокольня, на которую можно подняться, купив предварительно билет. Но основные экспозиции размещены в трех зданиях:
1. В Христорождественском соборе, где на верхнем этаже можно увидеть небольшую экспозицию расписных «небес», перенесенных сюда из деревянных храмов района, часто уже несуществующих, и «родной» иконостас XVIIIв работы артели Богданова-Карбатовского, а также остатки фрески XVIIв, что вообще редкость для местных храмов.
На нижнем этаже собора размещается интереснейшая постоянная выставка «Шестой день творения», на которой выставлены великолепные образцы расписных «небес» Каргополья - от самых древних образцов середины XVIIIв до нач.ХХв. Понятно, что «небеса» более целостно и эффектно выглядят в церкви на своем первоначальном месте. Но нужно иметь в виду, что перенос части из них в музей из заброшенных и разрушающихся храмов, часто стоящих без присмотра в глухих труднодоступных местах, помог многим расписным доскам лучше сохраниться или вообще избежать гибели (так, например, «небо» Покрово-Власьевской церкви в Лядинах сгорело в пожаре вместе с церковью). Кроме того, здесь в музее их точно увидит больше народу, поскольку далеко не все гости города могут добраться по ужасным, как правило, дорогам до отдаленных окрестных деревень.
Вход в верхний храм уже многообещающий.
Иконостас Христорождественского собора (1770-е гг) работы артели И.Богданова-Карбатовского.
Рука, "держащая" паникадило - одна из необычных деталей верхнего храма.
Какие-то остатки "небес" есть и здесь. Но основная экспозиция в нижней церкви.
Фрагмент "небес" Георгиевской часовни из деревни Низ (XVIIIв): изгнание из Рая и убийство Авеля Каином.
Грани "небес" Георгиевской часовни из деревни Низ (XVIIIв).
Оттуда же: Распятие и сцены из Сотворения мира.
оттуда же: эпизоды из истории Лота, Троица у Авраама, Жертвоприношение Авраама.
Грехопадение. У льва морда совершенно фантастическая :)
Смерть Моисея, на правой - какая-то битва, точнее не помню.
Всемирный потоп и получение скрижалей Моисеем.
Слева вроде притча о первородстве, справа - переход Моисея через море.
Вдоль стены установлены грани "небес" из церкви Рождества Богородицы из села Большая Шалга (угловые фрагменты остались на месте - их можно увидеть в первом посте этой серии).
Оттуда же: архангел Уриил и Распятие.
оттуда же: евангелисты Иоанн и Марк - здесь без животных.
И еще они же: архангелы Рафаил с Товием и Варахиил.
"Небо" из неизвестной часовни села Ошевенское.
Оттуда же: примирение Иакова с Исаком, О работе египетской.
И еще оттуда же: художник все очень внятно подписал :)
И совсем другая живопись - "небеса" из Никольской церкви села Ловзанга (1888-1889гг), выполненные по иллюстрациям к Библии Юлиуса Шнорра. Художник П.Булатов практически в точности повторил оригинал, но проявил отличный вкус в выборе цветовой гаммы:
Изгнание из Рая.
Воскрешение Лазаря.
Жертвоприношение Каина и Авеля.
Самоубийство Иуды.
Грехопадение.
Жертвоприношение Авраама.
Вознесение Илии в огненной колеснице на небо.
Суд Соломона.
Грань "небес" из Никольской церкви села Ловзанга (1888-1889гг), выполненная по иллюстрациям к Библии Юлиуса Шнорра, которые в виду фотолитографированных копий широко разошлись в то время по России. Это Избиение младенцев. Просто попытайтесь представить, как это "небо" выглядело собранным на своем первоначальном месте!
2. Небольшая, но крайне любопытная экспозиция местной иконы и религиозной деревянной скульптуры размещена в Зосимо-Савватиевской церкви (1819г), что стоит на некотором отдалении от центра города. Иконы представлены начиная с XVIв (именно они как раз и показались мне самыми интересными - очень своеобычная манера письма, надо сказать), а скульптура, в основном, XVIII-XIXвв. В принципе, круглая скульптура православной церковью не поощрялась (считалось, что это больше свойственно католикам), но для северных земель, где вопрос обращения в христианство местных фино-угорских племен был актуален довольно долго, делалось некоторое послабление: скульптура в миссионерском деле здесь была более эффективным инструментом благодаря большей наглядности и соответствию местной религиозной и художественной традиции.
Рождество Богородицы (IIпол. XVIв) - одна из самых интересных икон экспозиции.
Преображение XVIв тоже очень своеобычное.
Замечательная Одигитрия из Саунино (кон.XVI - нач.XVIIвв).
Св. Георгий (XVIIв).
Спас оплечный XVIIIв.
Модест и Власий (Iпол. XVIIIв) - покровители скота и очень популярные святые в северных землях.
Фрагмент иконы со сценами из жития святых и милейшими животными.
Святые Параскева, Антипа и Анастасия (кон. XVIIв) тоже из Саунино.
Святые Борис и Глеб (XVIIв) оттуда же.
Клейма иконы - сцены из жития Флора и Лавра (XVIIв).
Крест запрестольный (XIXв). Вообще, судя по каталогу, собрание резных рельефных крестов в музее большая, но мы видели только этот не самый интересный экземпляр. Где находятся все остальные, не знаю.
Церковь Зосимы и Савватия Соловецких (1819г) - типичный классицизм.
А вот и деревянная резная икона и скульптура:
Никола Можайский в киоте (кон.XVI - нач.XVIIвв).
И еще один Никола Можайский с реликварием (кон.XVI - нач.XVIIвв).
Евангелист Матфей (XIXв) из Луговского погоста.
Христос в темнице (XIXв).
Еще один Христос в темнице (XIXв).
Лица таких скульптур часто напоминают местный этнический тип. Да и вряд ли израильтянин Иисус мог быть голубоглазым.
3. В отдельном особняке размещены экспозиции, посвященные местной народной культуре: костюму, промыслам (золотое шитье, каргопольская вышивка, каргопольская игрушка), быту (расписные прялки и предметы мебели). Все это, если верить каталогу, крайне интересно, но мы, к сожалению, именно эту часть музея не посетили - не выкроили время в плотном графике экскурсий. Впрочем, если в Каргополь еще предстоит вернуться, будет чем заняться и в городе.
4. Помимо всего перечисленного, музей отвечает также за храмы в Саунино и в Лядинах, но о первом я уже рассказывала, а от вторых мало что осталось.
В Каргополе также вполне успешно, судя по рассказам, функционирует центр народных ремесел «Берегиня», которые не только проводит экскурсии и мастер-классы, но и вполне активно организует досуг и местных жителей, в первую очередь, детей. Мы, к сожалению, посетить этот центр также не успели - задержались на осмотре каргопольских окрестностей.
Кроме всего вышеупомянутого в городе есть также частный музей семейства Шевелевых, все члены которого активно занимаются местными народными промыслами и прочей художественной деятельностью: от лепки каргопольской игрушки до живописи и т.п. Здесь мы послушали довольно интересную экскурсию, а также имели возможность купить книги и сувениры.
Каргопольская игрушка отличается рядом традиционных форм.
Вот такими двухголовыми коньками, например.
Полкан (каргопольский кентавр) - форма, изобретенная самой известной мастерицей - Ульяной Бабкиной, благодаря которой промысел вообще сохранился: она долгое время была единственной хранительницей традиции, никогда не прекращавшей лепить игрушку.
Игрушки, обожженные в печи, на фоне фотографии Ульяны Бабкиной.
Это старые образцы каргопольской игрушки - собственно, так бледно она в оригинале и выглядела - у деревенских мастеров обычно не было покупных ярких синтетических красок, пользовались сотней "оттенков серого" - разведенной сажей и цветными глинами.
Расписные прялки.
Каргопольское шитье.
Как видите, музейная (а значит, и культурная) жизнь Каргополя довольно насыщенная - не всякий более крупный город может похвастать чем-то подобным. Музеи не пустуют, несмотря на все традиционные для этой отрасли проблемы, в них, судя по всему, ведется вполне активная научная работа, и в этом плане за каргополов можно только порадоваться. Как и за приезжающих сюда туристов, имеющих благодаря налаженному музейному делу прекрасную возможность ознакомиться со всем богатством и разнообразием местных культурных традиций, искусства, ремесел и промыслов.