Второй день рязанской поездки по понятным причинам получился самым насыщенным.
Первым делом отправились в село Николо-Скопин - ради церкви Сергия Радонежского 1691г постройки, что для Рязанской области является возрастом весьма почтенным. Правда, мы в эту дату почему-то не поверили, возможно, храм подвергался более поздним перестройкам.
Далее путь наш лежал в небольшой рязанский райцентр Пронск, где нет каких-то выдающихся памятников, но город отличается весьма оригинальным для Центральной России местоположением - весь исторический центр находится на высоких холмах (здесь их называют буграми) с крутыми склонами. Панорамы сверху на широченную долину реки Прони открываются очень даже захватывающие.
Прямо за границей города находится Спасо-Преображенский монастырь, до которого мы, побоявшись плохой дороги, шли пешком. Здесь в советское время, видимо был то ли диспансер, то ли еще какое-то режимное учреждение, но сейчас медленно и потихоньку все восстанавливается - Спасо-Преображенский собор кон. XIXв уже отпидорен (внутри работают художники), монастырские корпуса и стены того же времени еще ждут своего часа.
Из Пронска наш путь лежал в Большое село, где мы осмотрели интересную барочную Спасо-Преображенская церковь церковь (1712г, реставрация 1878г) - очень удачную по пропорциям и с богатым внешним декором порталов и наличников. Внутри можно увидеть едва различимые остатки росписей и верхнюю часть иконостаса.
Церковь Сергия Радонежского в селе Николо-Скопин (1691г), в древности которой у нас возникли некоторые сомнения, - правда, это еще Скопинский район.
И ее портал.
На высоких буграх расположен исторический центр Пронска.
Панорама долины реки Прони с одного из пронских бугров.
Один из старых домов Пронска.
С интересной деревянной обшивкой.
И снова река Проня и ее долина.
Каждый бугор в Пронске имеет свое название.
Старые торговые лавки на улицах Пронска.
Спасо-Преображенский собор монастыря в Пронске (кон.XIX).
Башня монастырской ограды.
Здесь настоящее кошачье царство.
И монастырские корпуса.
Основной объем Спасо-Преображенской церкви в Большом селе напоминает нарышкинское барокко.
Ее порталы и наличники оформлены прекрасной каменной резьбой.
Вот резьба поближе.
Колокольня церкви также очень хороша.
Милые херувимы на колокольне.
Башня бывшей церковной ограды.
Остатки иконостаса.
И росписей.
Большое Село. Замечательная барочная Спасо-Преображенская церковь церковь (1712г, реставрация 1878г).
Стоит напомнить, что в то время эта часть Рязанской области была довольно значимым центром не только металлургии, но и коневодства - и многие местные купцы и помещики на этом разбогатели. Например, владелец поместья и конного двора в поселке Соха фон Дервиз, который для их строительства пригласил из Москвы молодого тогда архитектора Шехтеля. И сейчас на берегу пруда с одной стороны стоят постройки конного двора и барский дом в псевдорусском-псевдоготическом стиде, а с другой - здание завода примерно того же времени (кон. XIXв), несколько перестроенное, но, судя по всему, старое в своей основе.
В Старожилово в этот раз ехать не планировали (тем боле, я здесь бывала и ранее, о чем писала в ЖЖ:
http://kuba.livejournal.com/296428.html), но судьба привела нас туда сама - ошиблись дорогой :) Конечно, пренебречь в этом случае осмотром тамошней главной диковинки - конного завода, некогда также принадлежавшего фон Дервизу, было бы глупо. Завод производит впечатление и своими размерами, и великолепной архитектурой (проект также приписывают Ф.Шехтелю), и сохранностью (что неудивительно - завод действует и поныне). Вообще, конных заводов на Рязанщине во II пол. XIXв было около сотни - до нас разном виде сохранности дошло около десятка, из которых старожиловский комплекс, наверное, самый впечатляющий.
Грунтовая дорога от трассы в село Перевлес, где находится грандиозный храм Рождества Богородицы (1824-1839гг), замечательный своей шестиярусной колокольней, об эту пору плохо проходима, но нам удалось преодолеть эти несколько сот метров на автомобиле.
Неподалеку от Перевлеса находятся еще 2 заслуживающие внимания церкви, выстроенные на средства помещиков Рюминых: Преображенская в Столпцах (1761г) и Благовещенская в Коленцах (1752-55гг). Первая снабжена интересной колокольней, сейчас, впрочем, закрытой строительными лесами. Вторая производит сильное впечатление сочетанием удачных пропорций самого храма и стройной восьмигранной колокольни. Здесь также сохранились довольно внятные фрагменты росписей клеевыми красками (видимо, I половины XIXв). Кстати, в Коленцах также можно посмотреть здание бывшей Игольной мануфактуры Н.П. Хлебникова, авторство которого приписывают знаменитому архитектору кон.XVIII - нач. XIXвв В.П.Стасову.
Закончили этот экскурсионный день в селе Большая Алешня, где можно и сейчас увидеть остатки еще одного конного двора, выстроенного чиновником А.С.Ермоловым, уже не в псевдоготическом, но в псевдорусском стиле. Неподалеку от роскошного конного двора, архитектор которого, к сожалению, остался неизвестным, есть куда более скромное здание сильно перестроенного господского дома и ротондальная Рождественская церковь (1805г).
Корпус конного двора в Сохе (1890-е гг, арх. Ф.Шехтель).
за которым стоит еще один корпус.
Так конный двор смотрится с другой стороны пруда.
Все постройки комплекса в Сохе отличает гипертрофированная рустовка.
Она же присутствует за здании жилого флигеля.
И украшает главный дом усадьбы.
Интересна и "вспученная" крыша главного дома, имитирующая черепицу.
К сожалению, снять главный дом целиком сложно даже зимой, когда нет листвы.
Старое здание завода.
А это - великолепный Старожиловский конный завод, действующий и поныне (1895г, арх. Ф.Шехтель).
Это также постройки старожиловского завода.
Церковь Рождества Богородицы в Перевлесе (1824-1839гг).
Известная своей прекрасной колокольней.
Остатки лепного декора церкви.
Преображенская церковь в Столпцах (1761г).
Игольная мануфактура в Коленцах (кон.XVIIIв, арх. В.П.Стасов).
Ордер еще неплохо различим.
Великолепная Благовещенская церковь в Коленцах (1752-55гг) - восьмерик на трехлепестковом основании.
Еще стройней церковь кажется со стороны колокольни.
Остатки клеевой живописи в церкви.
Страшный суд.
И его фрагмент - Восстание праведников из гроба.
Еще фрагмент какой-то библейской сцены.
От иконостаса сохранилась только икона Преображение - но очень высоко.
Отлично выглядит изнутри и купол коленцевской церкви.
Город Ряжск проезжали почти без остановок - разве что это здание кон.XIXв позволили себе сфотографировать.
Въездные ворота конного двора в Большой Алешне в виде зубчатой стены (IIпол. XIXв).
Так выглядит конный двор с другой стороны.
Боковые корпуса конного двора напоминают угличский дворец царевича Дмитрия.
Рождественская церковь-ротонда (1805г).
Комплекс конного двора в Большой Алешне целиком (II пол. XIXв).