За неимением возможности посещать заграницу настоящую, можно пока довольствоваться эрзац-заграницей, которая, как оказалось, доступна даже в рамках поездки выходного дня из Москвы. К таковым можно отнести область Нурмекунде (или т.н. Тверскую Эстонию) - земли в Фировском районе Тверской области, заселенные эстонскими переселенцами в 1885 году. Здесь на пустующих землях они получили наделы и с присущим им трудолюбием и упорством занялись их обработкой. Правда, уже в 1950-е гг большинство переселенцев (а вернее, их потомков) вернулись обратно в Эстонию, где жизнь оказалась сильно комфортнее, чем в российском Нечерноземье.
Сейчас от Нурмекунде, где в начале ХХ века насчитывалось около 2,5 тыс эстонцев, остались лишь несколько нежилых и полужилых деревень, пара брошенных домов и кладбище с могилами людей с эстонскими именами и фамилиями у исчезнувшего села Починок. Напротив кладбища сообществом потомков переселенцев поставлен небольшой памятник основателям Нурмекунде. По информации от эстонских знакомых В., в жилом пока еще селе Коноково сейчас осталось 2 эстонца - судя по всему, людей весьма пожилых.
Помимо Нурмекунде в Фировском районе имеет смысл осмотреть остатки валунной кладки то ли старых амбаров, то ли часовни в селе Сосновка. Видимо, это остатки усадьбы Хрипуновых - из этого рода вышли бабушка и мать архитектора Н.А. Львова, который, вполне возможно, бывал здесь неоднократно и, вполне вероятно, принимал участие в проектировании этих построек.
Еще одну остановку сделали у заброшенной кладбищенской церкви Рождества Иоанна Предтечи в селе Старое, куда, ходили на службы и православные эстонцы (таковых в нач. ХХ в было 25 дворов) - в их селах своей церкви не было. С 1899 года в церкви также была введена отдельная должность псаломщика для православных эстов. Где молились эсты-лютеране (которых было в несколько раза больше, чем православных) мы так и не поняли.
Починок. Так выглядят могилы православных эстонцев. Хотя моглилы здесь, в основном, советского и постсоветского времени.
Есть семейные захоронения...
В целом, это не сильно отличается от русских дкрквенских кладбищ...
... разве что немного более ухоженное...
...учитывая, что деревни рядом нет (один полуразрушенный дом остался).
Ну вот деревно упавшее не убрано - возможно, из-за карантина в этом году потомки переселенцев приехать не смогли.
Их силами установлен здесь этот памятный знак основателям тверского Нурмекунде.
Православные эсты посещали эту церковь Рождества Иоанна Предтечи (1831 г).
Сосновка. Остатки усадьбы Хрипуновых. На руинах то ли часовни, то ли амбыры сейчас возвели сарай. Вполне возможно, что в проектировании этих построек принимал участие молодой тогда Н. Львов.
На сельской улице еще какие-то руины валунной кладки - тоже остатки какой-то усадебной хозяйственной постройки.
Конечно, только ради одной исчезнувшей Нурмекунде ехать в Фировский район смысла не имеет, но, к счастью, Тверская область на достопримечательности зело богата, потому много чего интересного можно посмотреть по пути туда и обратно. Если ехать из Москвы, путь этот пролегает мимо Торжка и Вышнего Волочка, которые интересны как сами по себе, так и своими окрестностями.
В этот же день мы успели также посетить могилу М.И. Сердюкова (известного создателя Вышневолоцкой водной системы, уроженца берегов далекой бурятской реки Селенга, о котором я как-то
рассказывала в прошлых постах о Вышневолоцком районе), похороненного на бывшем сельском погосте в урочище Городолюбля у заброшенной церкви Воскресения Христова (1890 г). Есть, правда, мнение, что, на самом деле, Сердюков похоронен в самом Вышнем Волочке на территории Казанского монастыря - но это пока только предположение. В советское время в Городолюбле был пионерлагерь, но теперь он заброшен, и до этого места не доберешься на неподготовленной машине (мы пытались - нам не удалось) - пришлось где-то пару километров идти пешком от ближайшего поселка Перерва. Тяжел для ходьбы только первый болотистый участок, дальше начинается прекрасный сухой хвойный лес, полный грибов и ягод, расположенный на мысу, вдающемся вглубь Вышневолоцкого водохранилища. Даже памятник на могиле М.Сердюкова и его сына здесь исторический - установлен он в 1912 году на средства Министерства путей сообщения Российской империи.
В самом конце дня успели еще добраться до бывшей дачи Рябушинских, расположенной за промзоной на окраине Вышнего Волочка. Это интересный комплекс деревянных построек в стиле модерн, построенных в 1880-х гг, среди которых лучше всего сохранился главный дом. К сожалению, состояние построек тяжелое, но, несмотря на это, можно попасть внутрь дома, позвонив по указанному на двери телефону (или договорившись заранее). Говорят, там часть интерьеров нач. ХХ в сохранилась, несмотря на нецелевое использование дома в советское время, - наверное, в следующий раз нужно будет попробовать туда на экскурсию сходить.
Первый участок пешего пути от деревни Перерва в Городолюблю обескураживает - это почти болото.
Но дальше путь становится намного приятней. Я в этом прекрасном лесу даже немного лисичек собрала, которые потом в замороженном виде отправились в жюльен :)
Воскресенская церковь в урочище Городолюбля (1890 г) и моглила М. Сердюкова рядом с ней.
На ней - надписи, одна от 1912 года (с момента установки памятника), вторая - вероято, существует с смоента погребения М. Сердюкова.
Быв. дача Рябушинских, выстроенная в 1880-х гг в стиле модерн.
Вот другой ее фасад.
А вот с этого фасада совсем все печально :(
Это типичный деревянный модерн.
С яркими и симпатичными деталями.
Выший Волочек. Быв. дача Рябушинских (1880 г) требует серьезного ремонта, но здесь все равно проводятся экскурсии, на которые, впрочем, нужно записываться заранее. Мы не смогли этого сделать, т.к. на посещение этого комплекса у нас остался лишь субботний вечер.
Еще несколько интересных объектов мы посмотрели в окрестностях Торжка. Казалось бы, чего мы здесь еще не видели, а, тем не менее, оказалось, есть здесь и белые пятна, и те места, куда не мешало бы вернуться. Во-первых, одним из интереснейших мест под Торжком является село ПанИка, где в километре от села вдоль берега речки Тверца находится, наверное, самый красивый водопад Центральной России - высокий и временами полноводный. Мы были здесь по осени дважды (в середине сентября и начале октября) - и первый раз после обильных дождей нам водопад понравился сильно больше. Существовавшие здесь некогда каменоломни вскрыли подземную речку - так образовался водопад.
Еще в Панике стоит сделать остановку у места впадения ручья Паницкий в Тверцу, где сохранился красивый валунный мост, который напоминает нам о постройках Н.А. Львова (хотя, насколько я помню, любые валунные постройки в окрестностях Торжка приписывают Львову). По мосту идет дорога к водопаду, так что он вполне выполняет свою функцию. Но лучше всего виден мост, если спуститься вниз к самому берегу ручья.
В самом Торжке мы обычно заходим позавтракать в наше любимое кафе на набережной Тверцы - и грех не сделать здесь пару кадров с моста, особенно, если погода хорошая. А еще доехали до дреревянной церкви Тихвинской иконы Божией Матери (1653-1717гг), о которой я уже
писала в ЖЖ, но тогда снимки храма снаружи не удались из-за того, что храм был на реставрации и полностью одет в леса. Сейчас леса сняли - и уникальный деревянный храм предстает во всем своем великолепии.
Водопад в окрестностях деревни ПанИка. Рядом валунный мост, сложенный в кон. XVIII в без использования раствора. Его создание почему-то приписывают Н.А. Львову. Вероятно, мост был частью т.н. Государевой дороги, проложенной с 1776 г из Санкт-Петербурга в Москву.
Это водопад в Панике с разницей где-то в месяц: первая после дождей, вторая - после небольшой засухи длиной в пару недель.
Остатки каменоломни, при разработке которой и образовался водопад.
Паницкий ручей и мост через него.
Здесь видно, что камни держатся благодаря расклиновке, без использования раствора.
Торжок. С дреревянной церкви Тихвинской иконы Божией Матери (1653-1717гг), наконец, сняли леса. - теперь ее можно видеть во всей красе.
Классический вид на Борисоглебский монастырь с моста через Тверцу в Торжке.
Набережная Тверцы в Торжке.
От бывшего имения полковника Тыртова в Афимьино осталась руина Успенской церкви, построенной с 1751 г.
В свое время после посещения чудесного скансена в
Василево мы пытались найти постройки родовой усадьбы Львовых-Романовых Митино (где в кон. XVIII в великий архитектор Н.А. Львов создал выдающийся архитектурный ансамбль в имении своих родственников), но тогда нам это не удалось. В этот раз мы подготовились получше - и выяснилось, что заброшенный главный дом 1830-х гг постройки, а также ряд хозяйственных построек, среди которых выделяется валунный погреб-пирамида работы Н.А. Львова, находятся на территории действующего санатория Митино. Пройти сюда можно мимо пункта охраны, но совершенно свободно. К сожалению, состояние построек неудовлетворительное: дом брошен и потихоньку разрушается, а чудесный погреб-пирамиду зачем-то одели в уродливый деревянный короб, который мало того что мешает нормально рассмотреть объект, но его еще и подожгли несколько лет назад.
В нескольких километрах от Митино находится погост Прутня, широко известный как место захоронения "гения чистой красоты" Анны Петровны Керн. Урожденная Полторацкая, Анна Петровна должна была быть похоронена в родовом склепе в имении
Прямухино, но из-за слякотной погоды в мае 1879 года тело просто не смогли довезти туда из Торжка - так что в Прутне рядом с родовыми захоронениями Львовых-Романовых могила Керн появилась случайно по воле обстоятельств. Впрочем, место здесь не самое плохое и вполне умиротворенное: высокий берег Тверцы, а рядом стоит красивая барочная церковь Воскресения Христова (1777 г), где даже частично уцелели интерьеры нач. XIX в).
Санаторий Митино. Хозяйственные постройки усадьбы Львовых-Романовых (1830-е гг).
Погреб-пирамида кон. XVIII в укрыт в деревянный короб.
Кирпичную и валунную кладку можно видеть только со стороны склона.
К тожу же, здесь видны следы пожара - погреб несколько лет назад горел :(
Главный дом построен в 1830-х гг, возможно, на фундаменте дома, построенного Н.А. Львовым.
Погост Прутня. церковь Воскресения Христова (1777 г) и часовня Николая Чудотворца (II пол. XVIII в).
Другой фасад усадебного дома.
остатки погреба уже успели порасти деревьями.
Колокольня храма и некрополь у его стен.
Интерьер церкви Воскресения Христова (1777 г) в Прутне - очень классицистический, даже не очень новодельный по виду (надеюсь, тот, что уцелел).
над алтарем символ Святого Духа.
В трапезной можно увидеть массивные колонны.
Золоченая лепника украшает стены и двери храма.
Вид на Тверцу с погоста.
Остатки некрополя Львовых-Романовых.
Могила А.П. Керн в Прутне.