Продолжение. Начало в ЖЭМ-
1...
2...
3...
4…
5 6. Непреодолимые недостатки действующей системы как преимущество автоматического НДС.
6.1. Первый общий и значительный недостаток существующей и предлагаемой систем начисления НДС состоит в его сути: фактическим плательщиком налога есть конечный потребитель, но он может зарегистрироваться плательщиком НДС. Например, создаётся холдинговая фирма, не ведущая коммерческой деятельности во избежание риска, и приобретает все, что нужно потребителю на 1/6 дешевле. Квартиру, машину, гараж, телевизор, ковер, холодильник, а при желании и предметы первой необходимости. Всё это легко маскируется под обычное торговое предпритяие путем проведения пары-тройки коммерческих операций. По мере просвещения населения этот ход приобретёт массовый характер, и тогда от НДС останутся декларации и долги перед экспортерами.
Данный недостаток, на первый взгляд, значительнее при введении авто-НДС, т.к. для покупки товара сразу будет предоставляться налоговый кредит по ставке НДС. А при существующем порядке сначала нужно вложить средства в налог, затем найти влиятельных знакомых, чтобы его вернуть. Но влиятельным знакомым не интересны такие объёмы, поэтому право на вычет и возмещение сейчас в основном только декларативно.
При введении авто-НДС ряды плательщиков налога станут пополняться добровольно. А это означает снижение теневого сектора экономики и расширение налогооблагаемой базы, в т.ч. для обложения другими видами налогов. Расчет этого эффекта оставим более компетентным специалистам. Если даже предположить тотальное желание регистрироваться плательщиками авто-НДС, то все равно главным покрытием есть постоянное наличие в бюджете всего НДС.
Возможно, потребуется введение нижней планки для входа в клуб плательщиков НДС.
6.2. Второй общий, но незначительный недостаток обоих систем состоит в возможности злоупотреблений путем занижения отпускной цены. Можно считать, что этот недостаток относительно преодолен действующим законодательством (обычные цены, связанные лица и т.п.).
Автоматическое предоставление налогового кредита для большинства предпринимателей установит планку возможных манипуляций с отпускной ценой до уровня приходной цены при безналичных расчётах.
Ценовая планка может составлять и ноль - сокрытие реализации товара за наличные. Возникнет соблазн завести сокрытую выручку на р/счёт в качестве займа, дополнительного фин.капитала или уставного взноса… Вероятно, доведётся более чётко обозначить законный характер происхождения таких средств. Таким образом, подходим к третьему и последнему недостатку обоих и всех существующих систем налогообложения:
6.3. Злоупотребления при расчетах наличными. Это неискоренимо. Конечно, технически возможно вооружить все население кредитными карточками и запретить наличные, а как быть с личными свободами?
Но, как уже отмечалось, при авто-НДС, особенно при повышении ставки, потребители сами пожелают приобрести статус плательщика авто-НДС для снижения расходов.
В связи с этим объемы наличных расчётов снизятся. Ведь теневой сектор не будет вовлечён в схему кредитования авто-НДС, соответственно, цена на его товар/услуги выше на 1/6 при прочих равных затратных статьях. У плательщика налога не будет финансового смысла рисковать, проводя операции с неучтенным товаром сомнительного происхождения.
Это наиболее относится к товарам отечественного и импортного производства, не облагающимся акцизами и другими сборами. Для не подакцизных товаров подпольное производство и контрабанда потеряют экономическую основу.
Недостатков, характерных только для авто-НДС, не обнаружено. Более того, непреодолимые недостатки значительно смягчаются преимуществами системы авто-НДС.
Продолжение:
>…
ЖЭМ-7: Ключевые достоинства автоматического НДС. Динамическое регулирование макроэкономических процессов.