Одно из самых заманчивых предложений, которое дает официальное осуществление ремесленной деятельностью, это, конечно, то, что для этого не нужно становится индивидуальным предпринимателем, а походы в налоговую инспекцию сводятся по сути к одному разу - чтобы стать на учет.
Итак, что же нужно сделать, чтобы можно было с гордостью говорить окружающим «Я - ремесленник!»? Пошаговая инструкция далее.
Сразу хочу сделать оговорку. Когда я готовила эту запись, я пролистала один из форумов и поняла, что законодательство законодательством, а вот на практике в каждой налоговой инспекции могут быть установлены свои порядки. Т.е. где-то вам предложат заполнить заявление от руки в произвольном порядке, где-то выдадут бланк, где-то вообще такое заявление не пишут. В какой-то налоговой вам предложат перечислить виды ремесленной деятельности, которыми вы планируете заниматься, а где-то нет… В общем, то, о чем напишу ниже я, я взяла скорее не из практики, а из «буквы закона». Надеюсь, когда-нибудь эта неразбериха (связанная с тем, что все эти вопросы четко не прописаны в специализированных НПА, а только в общих) закончится, и в стране будет единый порядок начала осуществления ремесленной деятельности.
Пусть вас не пугает “многобукв” - на самом деле все очень просто:
Пункт № 1.
Первым делом нужно определиться, в какой налоговой инспекции вы будете становиться на учет.
Справочно:
Согласно подпункту 8.4. пункта 8 статьи 66 НК (общая часть), постановка на учет в налоговом органе физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится на основании их заявления, которое подается физическими лицами-плательщиками сбора за осуществление ремесленной деятельности в налоговый орган по месту жительства до начала осуществления такой деятельности.
По общему правилу, местом жительства физического лица является место, где это физическое лицо зарегистрировано по месту жительства. Таким образом, до начала осуществления деятельности ремесленнику необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту регистрации, указанному в паспорте (далее - ИМНС).
Пункт № 2.
До начала осуществления ремесленной деятельности необходимо оплатить сбор в размере 1 (одной) базовой величины, определяемой на момент оплаты. В настоящее время размер базовой величины равен 130 000 белорусских рублей (около 10 евро).
NB! Чтобы не ходить в ИМНС несколько раз, лучше узнать реквизиты платежа заранее позвонив в соответствующую инспекцию. Контакты можно посмотреть
здесь.
Ставка ремесленного сбора за один календарный год в указанном размере устанавливается вне зависимости от количества осуществляемых видов этой деятельности. Это означает, что ремесленник вправе осуществлять любое количество видов ремесленной деятельности, установленных Указом № 225, сбор в любом случае будет уплачиваться в размере одной базовой величины в календарный год. Поэтому, требование налогового инспектора о перечислении видов ремесленной деятельности будет не совсем правомерно. Вы с полной уверенностью в таком случае можете указать, что будете заниматься ВСЕМИ перечисленными в Указе № 225 видами ремесленной деятельности.
Пункт № 3.
После уплаты сбора ремесленник вместе с квитанцией идет в ИМНС для подачи заявления о постановке на учет, в котором указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, данные о месте жительства физического лица, сведения о паспорте или ином документе, удостоверяющем личность, а также данные об уплате сбора.
На всякий случай говорю, что форма заявления о постановке на учет установлена постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2010 № 96. Но, опять же, не гарантирую, что вам дадут заполнить именно эту форму. Скорей всего, вам дадут лист бумаги и под диктовку (или по образцу) предложат написать заявление некой произвольной формы (так было у меня).
В общем-то и все, выполнив первые три пункта, можно сказать, что вы стали ремесленником. Но, нужно иметь в виду, что всем без исключения ремесленникам вести в дальнейшем книгу учета проверок. Поэтому еще один пункт:
Пункт № 4.
Ремесленнику необходимо приобрести и зарегистрировать у инспектора ИМНС книгу учета проверок .
NB! Чтобы во второй раз не идти в ИМНС для регистрации книги, советую взять сразу с собой нитку и толстую иголку, для того, чтобы прошить сразу же на месте купленную в здании налоговой книгу учета проверок. Не берусь судить о всех налоговых по республики, но в городе Минске знаю минимум три, в которых есть магазины Белбланкавыд, там-то и продают разную печатную продукцию, в т.ч. и книги учета проверок. Так же не буду утверждать, что вам придется самим прошивать книгу - это может сделать и инспектор, но думаю, что иголка с ниткой - не тяжелая ноша:)