Недавно выбралась наконец из душной и шумной Манилы в горы, на север Филиппин. Поехала вместе с Маршей, физиотерапевтом из Канады, несколько лет прожившей в Лондоне и пропутешествовавшей в одиночку уже приличное количество стран. Кстати, оказывается, так много людей берут рюкзак и едут в одиночку. Все чего-то ищут. Думаю, в основном, себя.
Путь был неблизкий, добраться на север можно на ночном автобусе. Я была предупреждена заранее, что в автобусе будет холодно. Вещей взяла минимум, повертела дождевик в руке и оставила его с остальными вещами - ай, ну, подумаешь, дождь, это ж Филиппины - промокнешь - все равно не замерзнешь! - Ага. ЩАЗ. Главное, я взяла шерстяное одеяло. Это я большой молодец. В общем, ночь в автобусе и ожидание автобуса - малоприятное занятие. Во время поездки мы выяснили, что филиппинцы (по крайней мере, филиппинские водилы) любят американское кантри и вообще музыку 80-х, зачем-то на всю ночь включают фильммы с ван Даммом, и водят вполне сносно.
Приезжаем в Банауэ - первый пункт, знаменитый рисовыми терассами - а там туман, дождь и не видно ни фига. И почему-то градусов на 10 меньше, чем в Маниле. Мы поплелись за тут же налетевшими на нас местными в какой-то гостевой дом - позавтракать и подумать, что ж делать дальше.
Так-то нас сначала было трое - я, Коко и Марша. Но Коко решила остаться в Банауэ, а мы с Маршей сбежали в Сагаду - наш последний путь назначения. В надежде на то, что там если и льет, то не из ведра, а из лейки хотя бы. Дорога была - горный серпантин. Авто было - коленки упираются в грудь. Никогда еще я так часто и больно не долбилась головой в окно во сне. В общем, лучше не вспоминать. Бывает долбанусь - открою глаза - а там слева обрыв, и рисовые поля внизу. Я скорее обратно глаза закрывать.
Сагада известна на Филиппинах своими красивешими пещерами, подвешенными гробами в горах (такие традицие были языческие), водопадом, деревенским уютом и очень милыми кафешками. А также тишиной. Это первое, что меня очаровало. Идешь по улице - и тишина. А вроде б середина дня. Только собаки встречаются иногда, и люди идут по делам.
Это в местной пекарне. Свежеиспеченный коричный хлеб. Вообще, хлеб тут почти весь белый. Очень много разнообразных плюшек с кокосом, корицей и чем-то фиолетовым. Как выяснилось позже, "что-то фиолетовое" - это ям или сладкий картофель. Из него делаюст очень много десертов и выпечки. Я не большой любитель последнего, но, говорят, кокосовые булочки божественны.
Это на улице Сагады. Парочка собак. Их там, кстати, употребляют в пищу. Пришли мы как-то в местный бар. А там табличка - свинина - 120, собачятина - 80 песо. Причем, свинина было написано на местном языке (тагалог - называется язык), а собачатина - dog meat. Я спрашиваю - а что такое первое слово? А мне Марша в ответ, а то, что снизу написано dog meat - тебя значит не смущает???
В общем, жители Сагады - христиане в большинстве своем, но с уклоном в язычество. К примеру, когда мы приехали, водопад был закрыт на несколько дней, потому что там проходил обряд перед началом посева риса. Вот водопад. На него мы все же попали.
Рис почти что созревший выглядит вот так вот:
А рисовые террасы (охраняемые Юнеско), на которые мы смотрели в Батаде (деревня еще одна в горах около Банауэ), выглядят вот так:
Вообще, это тяжелейший труд - работать в рисовом поле. И горные жители обладают сильными ногами и отлично отбалансированы. :) Потому что, чтобы спуститься с одного рисового поля на другое, нужно идти по маленьким камешкам-выступам. Это мы, туристы, как калеки, ходили там с палочками, а местные жители без проблем скачат по поляк аки горные козлы. В разговоре с нашим проводником по пещерам он сказал, что единственное животное, которое тут не привязывают при перевозке - это горный козел. Его просто ставят на крышу, и он там стоит. Машина тормозит, все мешки с нее слетают, а козел стоит себе дальше, как вкопанный!
Помимо козлов и собак в горах едят и поклоняются свинюшкам. Я таких гигантов не видела еще никогда. Интересно, что прежде чем ставить дом на фундамент, каждая семья убивает на обрядном месте свинюшку, потом коптит и съедает на месте, где будет стоять дом. Так считается, что дом будет охраняться духом свиньи. Все дома ставят на сваи деревянные. На первый взгляд, весьма неустойчивая и ненадежная конструкция. Но она все же помогает дому выстоять во время тайфунов и других бедствий. Не без помощи свиного духа, естественно!
Это наша международная толпа бродит по рисовым полям Батада. Тут мы еще не в курсе, что путь не сократили, а усложнили себе тем, что решили пройти по низу. Путь на самый верх деревни был очень изматывающим. Много-много неудобных ступенек вверх.
Ах да! Совсем забыла сказать. Что в деревне филиппинской все ничуть не лучше, чем в деревне русской. Наоборот, приехав оттуда, да и вообще после двух недель на Филиппинах я теперь могу сказать, что не только в теории, но и и собственного опыта знаю, что такое развивающаяся страна. Очень много мужчин в деревне пьют. Вот это начало дня. Около 10 утра. Мужики на завалинке потягивают пиво и почесыавают животы. Или медитируют.
Как и в Китае, почти все мужчины жуют какие-то зеленые снаружи орехи, от которых губы и весь рот становится кроваво-красным, и которые помогают расслабиться. Вот так. Снять что-то не догадалась, хотя все улицы заплеваны красными пятнами. Дети развлекают сами себя или помогают по хозяйству.
Ну, а женщины ведут хозяйство и еще некоторые из них подрабатывают гидами.
Вот такой набор впечатлений. Еще был четерехчасовой переход через пещеру, без страховки в шлепках, по безумной красоте. Но пусть это будет деревенско-бытовой рассказ. Без экстрима :)