Сегодня, 21 марта, - очередной Всемирный день поэзии, отмечаемый по инициативе ЮНЕСКО. Я поздравляю всех поэтов и любителей стихов с этим праздником и желаю им новых интересных и неожиданных открытий в поэтическом мире.
В
2010 и
2011 гг. в этом дневнике были размещены обращения ко всем любителям изящной словесности, с приглашением обсудить пути современной поэзии. Дискуссии развернулись довольно оживлённые и побуждающие задуматься, равнодушных среди участников не было.
Этот опыт побуждает меня вновь обратиться к публике. На сей раз речь пойдёт вот о чём.
В 2008 г. мне уже довелось тут писать о творчестве замечательного в своём роде автора -
Наталии Лидиной. Её книга «От социализма к диктатуре капитала. Хроника проолигархического правления в стихах» (М., 2002) довольно ярко запечатлела мироощущение, характерное для многих в то время. Конечно, о профессионализме Лидиной говорить не приходится (хотя её искренность не подлежит сомнению). Но сегодня мне бы хотелось вернуться к затронутой тогда теме.
Девяностые годы, которые одни вспоминают сегодня с содроганием, другие - с пассеистской тоскою (как время надежд, иллюзий и экспериментов), третьи - со смешанными чувствами, остались позади.
Лично для меня они окончательно завершились 24 июня 2005 г., когда приказали долго жить две нежно мною любимые бульварные газеты - «Мегаполис-экспресс» и «Последние новости». Разумеется, эти ощущения у каждого свои, но всё же сегодня, по-видимому, уже можно подвести некоторые итоги той эпохи.
Итак, предлагаю читателям поделиться мыслями и соображениями по двум вопросам:
1/ Кто, по-вашему, из русских поэтов в наибольшей степени отразил дух и смысл того времени? В чём именно это выразилось (лексика, темы, мотивы, метафоры, ритм и дыхание фразы, иные средства художественной выразительности)?
2/ В какой момент вы стали ощущать по стихам, что та эпоха всё же завершилась? Что именно побуждало вас так чувствовать и думать? Чьё поэтическое творчество может в этом смысле считаться «рубежным»?
Пишите, интересно будет прочесть и обсудить.