В связи с протаскиванием ювенальных технологий начинаешь всё больше обращать внимание на то, какие документы приходится заполнять.
В Москве с 01.01.2011 действует
Регламент межведомственного взаимодействия по выявлению неблагополучных семей, который мобилизует силы всех государственных структур на усиление контроля за семьями. Теперь информация собирается везде, где только можно, и в максимально полном объёме.
И именно с начала этого года. С чем уже пришлось столкнуться в
органах социального обеспечения при получении продуктового набора для многодетных. А вот ещё один интересный документ.
Анкета для родителей первоклассника
!. Общие сведения о ребенке и семье
1.1. ФИО ребёнка. Дата рождения
1.2. Какой по счёту ребёнок в семье? Другие дети. (имя, дата рождения)
1.3. Посещал ли ребёнок дошкольное образоват. учреждение (№, сколько лет)
1.4. Часто ли ребёнок более, какие тяжёлые заболевания и травмы перенёс?
1.5. Состав семьи (мама/папа - ФИО, дата рождение, образование, специальность, место работы)
1.6. Характеристика материального положения семьи.
1.7. Бытовые условия семьи.
2. Особенности воспитания ребенка в семье, его склонности и интересы
2.1. Чем больше всего любит заниматься ваш ребёнок?
2.2. С кем чаще всего ребенок проводит время? Кто чаще всего гуляет с ребёнком? Кто чаще всего играет с ребёнком? Кто чаще всего читает ребёнку?
2.3. Какие меры воздействия на ребёнка применяются в семье (поощрения, наказания)?
2.4. Какие игры, игрушки и материалы для занятий имеются у ребёнка? Где и как они хранятся (есть ли специально отведённое для игр место)?
2.5. Назовите:
- любимые игрушки и игры вашего ребёнка
- его любимые сказки и книги
2.6. Какие кружки и секции посещает ребёнок?
2.7. Назовите лучших друзей вашего ребёнка
3. Уровень развития у ребёнка навыков и умений
3.1. Какие навыки самообслуживания развиты у ребёнка (самостоятельность в уборке игрушек, постели и др.)?
3.2. Как ваш ребёнок помогает в работе по дому?
3.3. Подчеркните, какие из перечисленных видов деятельности ребенок выполняет успешнее всего: рисование, лепка, пение, конструирование, придумывание игр, пересказ сказок и историй?
4. Шаг к сотрудничеству
4.1. Каким образом вы проводили подготовку к школе?
4.2. Какие качества и способности вашего ребенка вы особенно цените?
4.3. От каких дурных привычек вы стремитесь отучить вашего ребенка?
4.4. Что бы вы хотели узнать и какие советы получить от педагога, школьного психолога, логопеда, других специалистов?
Родителям говорят, что эта анкета нужна, чтобы педагог лучше мог работать с ребёнком. Действительно многие пункты анкеты укладываются в эту логику. А некоторые - нет. Досье на ребёнка получается довольно обширное. От некоторых пунктов прямо попахивает ювенальным душком.
И эта анкета - отнюдь не инициатива самих педагогов. В Москве действует Московский центр качества образования (МКЦО). Именно он разрабатывает подобные документы. Анкеты для родителей передаются в школы уже в распечатанном виде. Заполнять их настоятельно рекомендуется черной гелевой ручкой. Заполненные анкеты возвращаются в МКЦО, где сканируются. На каждого первоклассника заводится свой ID (идентификационный номер). Информация хранится в электронном виде, т.е. база есть на каждого учащегося. (Это прописано в официальной
Схеме взаимодействия, а ещё можно посмотреть
здесь).
Предварительную вычитку анкет осуществляют окружные методические центры. И можно не сомневаться, что в условиях действия Регламента по выявлению неблагополучных семей (а неблагополучной по регламенту может оказаться любая семья среднего достатка и ниже) соответствующая информация будет передаваться в органы надзора (опеки, комиссиям по делам несовершеннолетних и пр.).
Самое правильное в таких условиях - отвечать на вопросы анкет вдумчиво, рассудительно и безопасно. Правильно подбирать формулировки и уходить от конкретики. Никто не может обязать нас предоставлять эти данные. Мы пока ещё не вошли полностью в эпоху электронного рабства.