Начало
здесь. Заезжая в очередной раз «под крышу», я взял в тюремной библиотеке школьные учебники отечественной истории за разные годы, от изданных в начале 90-х на деньги Сороса до современных поцреотических-крымнашистских. Мне стало любопытно, как меняется пропагандистский вектор в сфере школьного образования. В одном из учебников обнаружил небольшой словарик, в котором было дано такое определение русофобии, что я просто офигел - это было на 100% про меня! Авторы учебника утверждают, что РУСОФОБИЯ -
неприятие национальной культуры, традиций и мировоззрения русского народа.
Понятие национальной культуры слишком обширно и многовариантно, поэтому на нем циклиться сейчас не будем, рассмотрим вопрос позже отдельно. А вот с традициями и мировоззрением довольно просто разобраться на бытовом, так сказать, уровне. Я взял листок и записал через запятую характерные для русского народа черты. Не воображаемые, а реально проявляемые в повседневной жизни доминантные, приарные, то есть первичные, базовые признаки. После этого я разделил лист на две части и в левую колонку выписал те характеристики, что вызывают неприятие, а в правую - те, что мне симпатичны. По правде говоря правая колонка вообще оказалась пустой. Пришлось честно признать, что все, что мне нравится в людях, именно для русских не характерно, оно существует в отдельных представителях этой популяции совершенно вопреки общему правилу и чаще всего ими скрывается, потому что выделяться из толпы русских - значит подвергать себя опасности наполучать по фотокарточке.
Я, разумеется, поделюсь своими выводами, но для начала предлагаю сделать небольшую разминку, чтобы избежать слишком жесткого когнитивного диссонанса при анализе реальной русской идентичности. Предлагаю каждому самостоятельно написать колонкой первые пришедшие на ум положительные качества идеального человека. Каким бы вам хотелось видеть сферического в вакууме эталонного русского? Список может быть примерно таким:
Честность
Трудолюбие
Доброжелательность
Жизнерадостность
Аккуратность
Чистоплотность
Взаимопомощь (братство)
Вежливость (взаимоуважение, толерантность)
Ум (интеллект, любовь к познанию)
Ответственность (гражданственность)
Законопослушность (высокая правовая культура)
Коллективизм (социальная вовлеченность)
Предприимчивость (инициативность)
Миролюбие
Справедливость
Свободолюбие
Спортивность (любовь к активному, здоровому образу жизни)
Семейственность (приверженность семейным ценностям)
и т. д, и т. п.
Теперь попытайтесь через тире напротив каждого пункта написать имя народа, которому данная характеристика соответствует наиболее ярко. Скажем, честность не является краеугольным камнем армянского или греческого менталитета - эти больше ценят хитрость, ловкачество. Зато она характерна для японца или немца. Трудолюбие - тут, вне всякого сомнения, приоритет у корейцев, китайцев, вьетнамцев. Доброжелательность - качество типичного американца. Пусть говорят, что их приветливость искусственная, дежурная, а улыбаются они неискренне. Лично я предпочту «неестественную» американскую доброжелательность искренней русской злобе и нетерпимости. Ну, или, скажем, кто готов усомниться в турецком дружелюбии?
По уровню жизнерадостности мало кто сможет конкурировать с кубинцами. Аккуратности следует поучиться у швейцарцев и японцев. Самые чистоплотные в мире люди - сингапурцы. По количеству нобелевских лауреатов на душу населения евреи вне конкуренции, полагаю, лавры самого умного народа принадлежат им по праву. Предприимчивость - прерогатива янки. Наверное, самые большие фанаты спорта - канадцы или норвежцы. Наибольшей миролюбивостью отличаются индийцы или тибетцы. Законопослушность - яркое качество датчан или англичан. Коллективизм силен у японцев. Cемейные ценности в почете у населения Нигера и Мали.
В общем, если попытаться составить портрет идеального русского человека, то он будет трезвенником, как саудит; трудоголиком, как китаец; умником, как еврей; весельчаком, как итальянец; рациональным и бережливым, как немец; свободолюбивым и социально сознательным, как швейцарец; предприимчивым и энергичным, как американец. Он будет любить спорт, как норвежец; беречь природу, как исландец; ценить семью и детей, как африканец. При этом хорошо бы русскому еще стать миролюбивым и счастливым, как индиец. Возникает вопрос: а что в идеальном русском должно остаться от русского? Может быть, вы знаете такое положительное качество, которое русским присуще больше, чем какому-либо другому народу?
Яндекс почему-то считает, что у русских развито чувство справедливости. Это самодовольное мнение русских о самих себе, и это дичайший бред! В народах, психологической чертой которых является тяга к справедливости, сильно проявляется
эгалитаризм. Например, у шведов он буквально в крови. Среднестатистический Свен Свенссон уснуть не сможет, если его сосед что-то украл (допустим, смахинировал на налогах, то есть ограбил общество), и не понес за это наказание. Он настучит в полицию, натравит на него прессу, организует моральный байкот несознательного гражданина, короче превратит его жизнь в ад. Именно так социальная справедливость и реализуется. В 1995 г. вице-премьер правительства Мона Салин была вынуждена подать в отставку в связи с грандиозным скандалом, потрясшим всю Швецию - она, оказывается, пользовалась для мелких покупок банковской картой, выданной исключительно для служебных целей. Оправдания, что она потом пополняла карту на ту же сумму, никого не впечатлили. В Швеции гражданин может запросить информацию о доходах и собственности любого лица, даже короля (если меня читает Навальный, то на этих строках он рыдает от умиления и кусает локти от бессилия). Поэтому хоть в этой скандинавской стране и «фашистская» налоговая система, уклонение от налогов очень затруднено. Результат - мощное социальное государство, тот самый шведский социализм, которым так любили восхищаться еще советские интеллигенты.
Лично я не знаю народа, более ТЕРПИМОГО К НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ, чем русские. У русского человека сильно чувство зависти к тому, кто удачно своровал, но боже упаси даже в мыслях он допустит этого вора наказать! Результат: самая несправедливая экономика мира - российская. Самая несправедливая пенсионная система - в РФ. Примеров большой и малой несправедливости можно привести миллионы, но примеров БОРЬБЫ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ наблюдается ничтожно мало. В этом абзаце я показал принцип рассуждения от обратного. Пользуйтесь им тогда, когда невозможно определить, скажем, самый свободолюбивый народ. В данном случае достаточно понять, что для русских характерна неприязнь к свободе и свободным людям.
Не хочу, чтобы вы со мной спорили и доказывали, что у русских есть и приятные черты характера. Я всего лишь предложил вам самостоятельно поразмыслить над особенностями национального характера и показал схему. Да, критерии очень субъективны, потому что ответственность и законопослушность трудно выразить в каких-то единицах измерения. Повторюсь, эта умственная разминка нужна лишь для того, чтобы вы могли адекватно воспринимать мои дальнейшие рассуждения и факты, которые порой будут крайне неприятны для «национальной гордости великороссов» (с).
Я собираюсь нарушить негласные табу и покуситься на самое святое. Не потому, что русофоб, а потому, что свободный человек. Для свободного человека нет ничего святого, несомненного и неприкасаемого. Быть свободным - значит все подвергать сомнению, пытаться осмыслить. Анонсирую одну тему (пока всего лишь анонсирую). Очень много я размышлял о феномене патриотизма. В приведенном выше списке положительных черт национального характера патриотизма нет, потому что патриотизм не является психологическим свойством - это нравственный и политический принцип. Положительно или отрицательно его можно субъективно оценить, исходя из содержания, конкретного наполнения этого понятия в каждом отдельном случае. Ведь можно быть искренним патриотом концлагеря и в экстазе лизать сапог коменданта, но лично мне, как убежденному русофобу, такое проявление русского патриотизма противно до омерзения.
Так вот, я попытался оценить утилитарное значение патриотизма. Полагаю, что никто не усомнится в том, что в деле защиты Отечества от внешнего врага патриотический фактор играет важнейшую роль. К сожалению, я прав. К сожалению, потому что усомниться в этом утверждении будет очень полезно. О да, я уже представляю, какой вой подняла поцреотня: мол, русский народ (или советский, что одно и то же) победил в войне, потому что это самый свободолюбивый народ в мире, потому что диды воевали за Родину, а не за Сталина и мировую революцию, миллионы полегли, весь мир с восхищением смотрел и прочее бла-бла-бла. Конечно, победил (хоть и не единолично, а всоставе коалиции), причем победил закономерно. Но в чем эта закономерность заключается? Вот это действительно важный и сложный вопрос.
В практическом плане советский патриотизм ни малейшего преимущества на поле боя русскому солдату над германским оккупантом не давал. В утилитарном смысле следует оперировать таким понятием, как моральная упругость войск, то есть стойкость, способность сохранять боеспособность в неблагоприятных условиях боя, при высоком уровне потерь в живой силе и материальной части. У Красной Армии моральная упругость была откровенно плохой. Это, поверьте, еще очень мягко сказано. Снова слышу взрывы пятых точек у патриотов: дескать, беспримерный и массовый подвиг при обороне Брестской крепости, героическая оборона Сталинграда, не имевшая аналогов во всемирной истории, бла-бла-бла…
Ладно, давайте перейдем от тупого пропагандонства к фактам. Героическая оборона Брестской крепости - миф. Не выдумка, как подвиг 28 панфиловцев, но миф, который элементарно рассыпается, стоит только осмелиться задать себе несколько неудобных вопросов. Например, в школьных учебниках истории утверждается, что Брестская крепость месяц сковывала целую немецкую дивизию, нанеся ей чудовищные потери. Простите, но какой номер был у этой дивизии? Если речь о 45-й пехотной дивизии, штурмовавшей Брест, то она официально завершила штурм цитадели к 30 июня и далее в составе XXXV корпуса действовала в Полесье. Так что никакого месяца обороны не было. Да, отдельные группы красноармейцев продолжали скрываться в казематах вплоть до августа, где-то даже упоминается апрель 42-го года, когда был ликвидирован последний защитник крепости, но это не в счет. Действительно, немцы оценили потери 45-й дивизии при штурме, как огромные - целых 429 (!!!) убитых (при штатной численности соединения в 18 тыс. чел.). Было проведено даже специальное расследование, приведшее к выводу, что такой уровень потерь объясняется большим численным превосходством обороняющихся и недостаточной эффективностью артогня для разрушения мощных крепостных укреплений.
Какие же потери понесли советские войска? В 7:00 утра 22 июня крепость довольно неорганизованно покинули части 42-й и 6-й стрелковых дивизий, и к 9:00, когда немцы окружили цитадель, в ней оставалось до 11 тыс. человек, из которых семь тысяч массово сдались в плен в первые же дни, а две тысячи защитников погибли. Сопротивление носило неорганизованный характер и было подавлено в течение нескольких дней. Давайте проанализируем эти цифры. Одним из важных показателей моральной упругости войск является соотношение между погибшими и пленными. Несдающийся противник обладает сильным боевым духом. В Брестской крепости это соотношение 1:3,5, то есть на одного убитого красноармейца пришлось более трех, сдавшихся в плен. Это всего лишь вдвое меньше, чем в среднем для РККА в первые месяцы войны, когда на одного мертвого приходилось семеро, поднявших лапки кверху. В 1945 г. соотношение изменилось - на восемь убитых числился один пленный. Самыми нестойкими из наших врагов по этому критерию оказались итальянцы (1:1), самыми крепкими - финны - у них пленный приходился на 30 погибших (30:1). Высчитать этот коэффициент для немцев корректно не получится, потому что по условиям капитуляции 8 мая 1945 г. все германские военнослужащие юридически стали военнопленными, даже те, что еще продолжали сражаться до 11 мая.
Это что же получается - боевой дух у оккупантов оказался выше, чем у русских, защищающих родную землю? Объективно - так. Все познается в сравнении. Но почему тогда не сработал фактор патриотизма? Очень подробный ответ я постараюсь дать ниже. Пока это только постановка вопроса. Давайте разберемся и с героической обороной Сталинграда. Вот тут уже слово «героическая» можно употреблять без кавычек, это вам не Брестская крепость. Но мало кто осознает, что в истории было две обороны Сталинграда. Сначала город защищали русские от немцев (примерно с 23 августа по 19 ноября 1942 г.), а потом «фестунг» Stalingrad обороняли немцы от русских (19 ноября 1942 г. - 2 февраля 1943 г.) Надлежит обратить внимание на следующий факт: немцы сражались в окружении с 23 ноября. Сталинградский «котел» продержался 10 недель. Предлагаю читателю самостоятельно погуглить, сколько дней оказывали организованное сопротивление советские армии, оказавшись в окружении. Я лишь перечислю крупнейшие котлы 41-42-го годов: Минский, Белостокский, Смоленский, Уманьский, Киевский, Вяземский, Ржевский, Брянский, Харьковский, Волховский (может что-то и упустил).
Особо подчеркиваю, что советские войска были окружены на своей земле, что давало окруженным некоторое преимущество, в том числе и моральное. Так почему защитники оказывались в 10 раз менее стойкими в схожих условиях, чем оккупанты? Почему советские войска демонстрировали низкий боевой дух, то есть, согласно энциклопедического определения, «идейную и моральную готовность военнослужащего, подразделения, части, соединения, объединения и вооружённых сил к постоянной нацеленности на победу и исполнению моральных устоев и принципов»? Почему и в этом случае фактор патриотизма, как морального принципа, не сыграл от слова «совсем»? Ситуация, кстати, в конце войны отзеркалилась: немецкие солдаты при защите Кенигсберга и Берлина проявили меньшую стойкость, чем при обороне Сталинграда, хотя по идее тут должен был сыграть свою роль моральный фактор патриотизма, защиты родного дома.
Объективно выходит, что патриотизм не играет мотивирующую роль даже для солдата, сражающегося за Родину (для военного есть гораздо более значимые стимулы, о чем дальше поговорим подробно именно в разрезе реальной истории ВОВ). В мирной жизни практическая польза от патриотизма еще меньше. При этом вред от патриотической интоксикации колоссален и очевиден любому здравомыслящему человеку. Патриотизм - это как мышьяк. В микроскопических дозах его производные могут быть лекарством, но в больших - гарантированно убивают.
Это, повторюсь, был лишь анонс шаблоноразрывательной темы. А пока рекомендую вернуться к самостоятельной работе по моделированию эталона русского человека. Я, напомню, не нашел у современного русского народа никаких черт, которые могли бы сыграть роль эталонных. Если вы что-то такое обнаружите, прошу поделиться своим открытием в комментариях. Это не предложение срач развести. Мне, действительно, любопытно, есть ли у русских положительные психологические свойства, по которым они могут дать фору другим народам.
P. S. Пресловутую «духовность» в качестве аргумента превосходства прошу не предлагать. Это не психологическое качество. (
Продолжение).