Призри на смирение

Mar 25, 2013 09:21

есть ощущение что наш профессор-грамотей не понимает значение используемых слов. Он сегодня с утра суетится с редактированием вчерашних глупостей, ранее написанных им в постингах, но вероятно не понимает что такое "Паронимы" (это слова близкие по звучанию, отличающиеся на письме, и конечно не совпадающие в значениях), спутав их с омонимами.

 Оригинал взят у diak_kuraev в Призри на смирение
Сейчас много разговоров об этой иконе. И, похоже, все они - даже тогда, когда ведутся римскими папами, - строятся на ошибке.

Формула из 30 псалма "призрел еси на смирение" означает "не забыл обо мне в моей беде". Речь о бедах, извне нагрянувших на меня: обстоятельства и враги опустили меня ниже плинтуса, но Ты, Боже, не оставил меня.

И в истории с явлением иконы в 15 веке ничего не говорится о внутреннем состоянии и добродетели того, кого "призирают".

Икона обещает утешение и ободрение псковичей в период большого бедствия, «морового поветрия» (голода), которое разразилось тогда над Псковской областью. В Псковской второй летописи дважды встречается упоминание об этом образе: "В лето 6934 (1426 г.) за старым Коложем, на Камене озере, бысть знамение: от иконы святыя Богородица идяше кровь, месяца септевриа в 16 день; сие убо знамение прояви нахожение поганого князя Витовта и многое пролитие христианскых кровей". Здесь же встречается и второе, более полное указание на произошедшее от иконы знамение: "В лето 6934 (1426), тоя же осени, бысть знамение от иконы святыя Богородица, на Камене озере, у Василя у двора: шла кровь из правого ока, и на место капала, где стояла, и на пути шла кровь, как везли от иконы в убрус, как в Псков провадили икону Пречистый, месяца сентября в 16, на память святыя великомученицы Евфимии".
Это знамение предшествовало ряду трагических событий, последовавших в ближайшие годы в княжестве: в то лето во Пскове был голод от Ильина дня и до Крещения, а во время пожара, случившегося весной, сгорело 40 дворов, и наконец, в этом же году литовский князь Витовт расторг мир со Псковом и пришел с татарами завоевывать псковские волости.

Божья Матерь изображена на иконе сидящей. На голове корона. В правой руке Богомладенца скипетр, образ власти.

Утешение в том, что власть в руках Божиих. И замыслы мои врагов могут быть Им разрушены в одно мгновение.
Так что лучше объяснять именование этого образа не как "благослови мое смирение", а как "в бедах не оставляющая".

А человек, который скажет Богоматери: "я уже стяжал дар смирения, посему призри и отметь меня" , скажет нечто малохристианское.

Тем, кто пожелает вступить в полемику, отстаивая как бы очевидное морализаторско-психологическое понимание слова "смирение", советую для начала взять словарь паронимом церковно-славянского языка Ольги Седаковой и раскрыть его на слове "смирение".
Previous post Next post
Up