Раз уж добрался до Мурманска, то вот вам история о том, кто добрался сюда раньше:
30 августа 1939 года из гавани Нью-Йорка после долгих бюрократических проволочек вышел пришедший сюда двумя днями ранее немецкий суперлайнер Bremen. Роскошный лайнер, созданный для скорейшего пересечения Атлантики и уже в первом своем плавании отобравший "Голубую ленту" у "Мавритании", сейчас лез вон из кожи, пытаясь обогнать поступающую войну. Он уже явно не успевал, но на судне об этом ещё не знали.
Тем не менее, сразу после выхода в море капитан Аренс приказал Bremen в грязно-серый, малозаметный на фоне неба северной Атлантики цвет и отклониться к северу от обычных для пассажирских лайнеров и торговых судов путей.И, конечно, погасить все огни, в том числе название судна.
О том, что война с Британией всё-таки началась на Bremen узнали, когда судно входило в Датский пролив. Беглецов к тому времени вовсю искали британские военные корабли, но делали они это значительно южнее. Bremen шел не в Германию и даже не в Норвегию, где его пытались перехватить, а в Мурманск.
«Бремен» круто повернул на север, в густом тумане счастливо миновал айсберги и, осторожно продвигаясь за Полярным кругом, добрался до советских территориальных вод. Уже на подходе к Мурманску капитан Арене прервал наконец радиомолчание и связался с Берлином. Оттуда обратились в Москву, сразу же получив согласие на заход германского лайнера в советский порт" (Бережков)
They easily outran the warship, which turned out to be a Soviet torpedo boat. After it was identified as friend and not foe, the Bremen resumed course and rendezvoused with the Soviet warship. A boarding party was dispatched from the torpedo boat. The German and Soviet officers tried to communicate in halting English but were relieved to discover that one of the Bremen’s stewards, born in Kronstadt before World War I, was fluent in Russian. (Warfare history)
6 сентября 1939 года Bremen, пройдя за 6 суток и 13 часов больше 4 тысяч миль, вошёл в Мурманский порт.
К моменту появления «Бремена» на горизонте мы с Зайцевым, начальником мурманского порта и представителями местных властей уже стояли на пирсе. Огромное судно водоизмещением 34 тысячи тонн, заполонив чуть ли не весь залив, застыло на рейде.
Вместе с представительницей германского посольства в Москве госпожой Хэрварт мы добрались до судна на катере. Трап был спущен. Мы поднялись на главную палубу.
Капитан Арене поблагодарил за предоставленную возможность укрыться в Мурманске, угощал пенистым мюнхенским пивом из бочонка и ароматными сосисками с квашеной капустой. Затем нам устроили экскурсию по судну. Роскошные рестораны, музыкальные салоны, курительные комнаты, плавательный бассейн, закрытые и открытые прогулочные палубы с рядами шезлонгов, площадки для спортивных игр и, наконец, со вкусом обставленные каюты со всеми удобствами - весь этот комфорт говорил об исключительной заботе о путешественниках.
Но пассажиров на борту не было. Зато команда состояла почти из тысячи человек. Она оставалась на судне, пока подготавливалась и оформлялась их эвакуация. Вечерами моряков с «Бремена» доставляли катерами на берег, где они могли коротать время в мурманском интерклубе. (Бережков)
18 сентября большая часть команды Bremen покинула Мурманск на специальных поездах, около сотни человек остались на судне и писали письма домой.
Наконец настал день, когда на пирсе появились два железнодорожных состава из купированных жестких вагонов. К тому времени были уточнены списки немецких моряков, оформлены проездные документы. «Бремен» покинули почти все, кроме капитана Аренса, двух его помощников и небольшой группы механиков и матросов, необходимых для поддержания судна в рабочем состоянии. Эвакуируемые моряки разместились в вагонах, и поезда с небольшим интервалом двинулись в путь. Зайцев поручил мне сопровождать немецких моряков до границы, а сам вернулся в Москву. Я ехал во втором составе и помогал начальнику поезда общаться с немцами, да и сам старался быть заботливым хозяином. Ходил из купе в купе, справлялся о самочувствии, улаживал недоразумения в вагоне-ресторане и за дорогу сдружился со многими моряками. Это общение было и неплохой языковой практикой. (Бережков)
7 декабря Bremen покинул Мурманск (кстати, ни одной фотографии судна непосредственно в Мурманске я так и не нашел) и благополучно пробрался вдоль побережья в Германию. 13 декабря Bremen вошёл в порт Бремерхафена, покинуть который вновь ему было уже не суждено. В марте 1941 года перекрашенный и переоборудованный в войсковой транспорт Bremen сгорел в порту. Причем сначала в пожаре обвиняли британских диверсантов, а потом выяснилось, что запалил все 15-летний матросик, решивший отомстить дравшему его за уши боцману. Поджигателя расстреляли, тем история и кончилась.