Оригинал взят у
virrcheg в
Путь русского йогина. Интервью с монахом. Не так непостижим йог, как его малюют. И убедиться в этом может каждый. 21 апреля наш город посетил монах традиции Раджадхираджа-йоги Ачарья Садананда Авадхут. В интервью он рассказал о том, том, что скрывается за привычным пониманием слова «йога», нужна ли она обычному человеку в повседневной жизни и опасны ли занятия йогой в фитнес-клубах.
Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста.
Меня зовут Ачарья Садананда Авадхут, я монах, практикую раджадхираджа йогу. Я монах миссии Ананда Марга. Я все время путешествую. Обычно я 3-4 дня в городе и еду дальше. Вот такая моя жизнь.
Расскажите немного о Вашей миссии, о цели визита во Владивосток.
Моя миссия - распространение практики йоги. То есть, новых людей я знакомлю с практикой, а тех, кого уже учил, продвигаю дальше. Это своего рода «сервисное обслуживание» (смеется), нужно проверять, правильно или неправильно они делают медитацию, рассказывать им о новых методах медитации.
Растет ли число последователей?
Да, увеличивается потихонечку. Сейчас происходит такое… С одной стороны материализм очень сильно распространен. С другой стороны, есть противоположная тенденция, и многие люди «наевшись» этого материализма ищут ответ на вопрос «как быть счастливыми». Поэтому многие из них приходят на путь йоги. Не все, конечно, остаются. Одни приходят - послушали лекции - ушли. Другие приходят - научились медитации - и тоже ушли. А некоторые люди задерживаются. Их не так много. Эти люди редки.
А каково Ваше отношение к тем людям, которые уходят? Значит ли это, что это Вы до них что-то не донесли? Или, скорее, им пока не нужен этот путь?
И то, и другое, возможно. Может быть, я сам не нашел правильных слов. Но, скорее всего, если у человека есть зрелость, есть готовность, то даже если будут «неправильные слова», он будет ждать, пытаться разбираться самостоятельно и хотеть докопаться до сути. Видимо, у таких людей потребность еще не сформировалась. Йогическая практика подразумевает строгую дисциплину. Два раза в день нужно делать медитацию, нужно асаны делать, употреблять вегетарианскую пищу. Многие люди не готовы к такой дисциплине, поэтому они остаются на уровне симпатизирующих. «Мы все понимаем, нам это нравится, все это очень здорово, но на данный момент пока мы не в состоянии так свою жизнь организовать, так свой режим построить, чтобы осуществлять все это на практике».
Ну, а какие «бонусы» для тех, кто все же решился принять необходимые условия и скорректировал свой режим дня?
Если Вы делаете практику медитации, то созревание, на которое ушло бы 10-15 лет, Вы осуществляете в течение одного года. То есть, фактически каждый день, когда делаешь практику, приходит новое понимание, видение расширяется, вдохновение постоянно есть. А ведь от вдохновения многое зависит. Если у человека есть вдохновение, он даже в самых невыгодных ситуациях может добиться успеха. Если у человека нет вдохновения, то пусть даже его обложило со всех сторон возможностями, он ничего в своей жизни сделать не сможет. Поэтому я считаю, что вдохновение - это самое главное. А духовная практика помогает его обрести. То есть, ты соприкасаешься со своим Высшим «Я», которое бесконечно Сильное, бесконечно Свободное, бесконечно Счастливое. И из этого Высшего «Я» ты черпаешь свое вдохновение. И потом в своей повседневной жизни ты можешь пройти сквозь любые горы, любые стены, любые препятствия.
А как Вы сами к этому пришли?
У меня с детства была такая потребность. Я всегда хотел заниматься йогой. Не знаю, почему. Бывало, что я заскакивал на диван, становился на голову и кричал: «Папа, я йог!». И книжки тематические начали попадаться довольно в раннем возрасте. Мне было 12 лет, когда я первую книжку прочитал. И меня заинтересовала раджа-йога. У меня был двухтомник, один назывался: «Хатха-йога: путь к физическому совершенству». Я его сразу отбросил. И второй том: «Раджа-йога: путь к космическому сознанию». И я понял - вау! Это я хочу. И всегда у меня была эта мечта обрести этот путь. Потому что в книге было написано, что раджа-йога - это прекрасно, но нельзя это практиковать без учителя, нельзя практиковать, не имея Гуру. Я думал: «Ну, где же я возьму такого Гуру в Сибири?». А на самом деле есть такая особенность: «Когда ученик созрел - учитель приходит». Когда мне было 18 лет, когда уже совсем невмоготу стало после моего материалистического эксперимента - я тогда искал счастья в алкоголе и т.д. где молодые люди ищут счастья - я вдруг обнаружил, что эти вещи совершенно меня не удовлетворяют, они совершенно пустые. Также меня не вдохновляло, так называемое «обычное» счастье. Я хотел гораздо чего-то более широкого, приводящего в такой восторг, от которого мурашки бегут по коже. И я думал, неужели такого нет? И тогда я просто обращался к Богу внутри себя (потому что вырос в христианской семье, моя бабушка - христианка-староверка) и просил, чтобы он дал мне путь… и он дал мне путь. Таким вот странным образом все сложилось, что я пришел на путь йоги, начал практиковать и со временем осознал, что это мой путь.
Когда и где произошла встреча с Вашим первым учителем?
В Барнауле. Он приезжал раз в полгода на два дня в город. Как это обычно бывает, донесло «сарафанное радио». А поскольку я был настроен на это, мои ушки были на макушке, то ловил эти разговоры. Как только я услышал про это, сразу начал требовать: «Отведите меня, я хочу практиковать!»
Оправдались ли ожидания?
На тысячу процентов, на две тысячи процентов мои ожидания оправдались! То, что мне моя практика дала - я ни на что не променяю. Вы можете подвезти десять вагонов золота, и сказать: «Дада, давай, вычеркни всё это. Не было у тебя этих 15 лет жизни. А мы тебе дадим вот эти 10 вагонов золота, что хватит и на все будущие жизни». Я откажусь, потому что то, что практика мне дала, это невозможно вообще ни с чем сравнить абсолютно.
Как начинался Ваш путь именно как Учителя?
Как путь ученика. Практиковал долго, потом решил стать монахом. Сначала стал младшим монахом, типа послушника, и около пяти лет пробыл в таком статусе. Потом получил рекомендацию стать монахом. Затем я поехал в Швецию, где в нашем Ашраме проходил тренинг. Далее, в Индии я свой тренинг закончил, дал обеты монашеские и с тех пор получил назначение как региональный секретарь Пекина и добавочную обязанность - это восток России и Средняя Азия. Где я и путешествую.
Йога - достаточно модная в России тенденция. В частности, во Владивостоке множество студий, в фитнес-центрах, например. В чем отличие раджадхираджа йоги от привычного понимания йоги обычным человеком?
Раджадхираджа йога отличается тем, что она «полная». Та йога, что пришла на запад, то, что мы взяли - это урезанные версии, то, что мы смогли тогда понять. Так как у нас восприятие по большей части материалистическое, мы воспринимаем то, что можно «пощупать», например, асаны. Я делаю асаны - я чувствую, у меня здоровье лучше становится - здорово. Асаны и пранаяма - это то, что мы могли осознать, но йога гораздо глубже, чем это. Когда человек занимается только асанами и пранаямой, у него непроизвольно возникает вопрос - и что? И что дальше? Да, хорошо я гнусь, мышцы хорошо расположены, жир я сжег. Что дальше? На него может ответить только раджадхираджа йога. Полная система йоги хороша тем, что она базируется на морально-нравственных принципах. А нравственные принципы - это основа. Если их не соблюдать и заниматься йогой, количество твоей энергии увеличивается, а направление твоих усилий не меняется. Как ты был материалистом, как ты был эгоистом, как ты был амбициозным человеком, так ты и продолжаешь им быть, только еще с большей силой. У тебя была жадность, у тебя была гордыня, у тебя была зависть - все эти вещи увеличиваются. И у других возникает резонный вопрос: «Если ты йогой занимаешься, почему ж ты такой злой?» Потому что в основе этой практики не лежит нравственных принципов. И в классической йоге - самое главное, самый первый приоритет - это нравственные принципы. Например, ахимса - непричинение вреда словом, мыслью или действием, сатья - благожелательная правдивость, астея - не присваивать себе чужого, ну и так далее. Мы очень большое время своей жизни уделяем как раз совершенствованию вот этих принципов. Чтобы быть в состоянии им следовать, нужно быть очень сильным и очень мужественным. И постоянно нужно сохранять это направление. В фитнесе, конечно, этого не дают. В фитнесе нет понимания сути йоги. И зачастую такая форма йоги может привести к огрублению ума. Приведу пример: стоит у тебя, допустим, «Запорожец» без руля у оврага. Пришел добрый дядя - Гуру, двигатель от «Запорожца» убрал и поставил двигатель от «600 Мерседеса», но в руки руля так тебе и не дал. Только можешь давить на газ и все, а направление движения менять не можешь. И ты окажешься в овраге в результате такой «йоги». Но, вообще, я не говорю, что йога в фитнес-залах это плохо, это хорошо. Просто я призываю всех практикующих йогу обратить внимание на две первые ступени классической йоги. Это две ступени, связанные с нравственными принципами. И тогда вот эта йога трансформируется в практику божественную, в духовную практику.
Можно ли назвать классическую йогу религией?
Обычно, под словом «религия» понимают фиксированную систему верований. В этом смысле йога не является тем, что ты прочитал из книги. Это практика, которую ты делаешь, и в какой-то момент ты приходишь к пониманию. Например, в религии я говорю тебе: «Мой друг, я верю, что Бог есть, и поэтому ты верь тоже». И если ты принимаешь определенный набор догм, ты веришь в непорочное зачатие, ты веришь в ад и рай и т.д., тебя можно назвать религиозным человеком. Если ты эти вещи не принимаешь, тебя нельзя назвать принадлежащим к этой религии. Правильно? В йоге в таком смысле нет философии, которой нужно верить и которую нужно принимать. То есть, определенная философия есть, но она больше для ознакомления и потом ты практикуешь для того, чтобы самому прийти к тем же самым выводам, которые есть в этой философии. Поэтому, повторюсь, в этом смысле йога не является религией. Это не какая-то фиксированная система верований. Это система практики, которая тебя эмпирическим путем, опытным путем приводит к определенному пониманию. Мы не хотим верить в истину, мы хотим открыть эту истину, мы хотим познать эту истину.
А если в корень смотреть, то «религаре» значит «воссоединение». А слово «йога» - «единение». По сути, мистический компонент йоги и религии это одно и тоже. В принципе, даже в мистической форме религий используются те же самые ступени, что и в йоге.
А если в йоге понятие Бога?
Да. Понятие Бога есть, но оно не антропоморфное, мы не подразумеваем, что есть какой-то человек. Мы говорим, Бог - это все, Бог - это Бесконечное Сознание, которое по своей сути - чистая любовь, чистое блаженство, чистое счастье, чистый покой и абсолютная осознанность. Что-то живое, что ты можешь познать. Я обладаю сознанием, Бог обладает сознанием. Между мной и Ним есть связь, и я Его часть.
Расскажите немного подробнее о том, что такое «ретрит». Что означает это слово и что это за мероприятие?
Ретрит - в переводе означает «уход» (с англ. - «retreat»). Хотя, наш мастер не любил это слово «ретрит», но так оно прижилось. Суть в том, что ты отходишь от общества на 3-4 дня, выключаешь свой мобильный телефон и погружаешься в практику. То есть, практика идет с утра и до вечера. Пять раз в день медитация, два раза в день асаны, лекции тематические, питание вегетарианское, которое максимально соответствует практике. В таком режиме ты и живешь. И вот что интересно: йога - это не что-то такое заоблачное, о чем пишут: «Вот есть йоги, или были йоги, когда-то в золотом веке нашей истории», а это нечто реальное, что-то такое, что каждое живое существо может пережить, каждый человек может пережить. Для этого требуется всего лишь немножечко дисциплины. А в коллективе такую дисциплину легко поддерживать. Если вы 3 дня живете в строгом режиме, через 3 дня вы будете чувствовать трансформацию, которая с вами произошла. И когда люди пережили это, они могут сравнивать, вот он я - йог, вот он я - не йог. И они могут сделать выбор, что им больше нравится. И, конечно, на мой взгляд, «я - йог» - это более заманчивая альтернатива. Потому что твоя ясность, твоя сила, твое вдохновение, твоя энергия, твое настроение здесь лучше в состоянии «я - йог». И это дает человеку энергию в течении двух-трех месяцев после ретрита.
Как Вы считаете, если совершенно обычный человек, ранее не слышавший о йоге, не бывавший на тематических лекциях, вдруг внезапно попадет на ретрит, что он испытает?
Он может сбежать на следующий день, может быть, даже в этот же день сбежит. А может быть, нет. Если он скажет: «Дай-ка я проведу над собой эксперимент: что бы со мной не происходило, я через это пройду, и после того как это закончится, я буду делать выводы». В этом случае он получит большую пользу. Он также получит трансформацию. Такую, какая происходит со всеми, и он также будет вдохновлен.
А что конкретно Вы подразумеваете под «трансформацией»?
Вот, например, настроение. У многих, бывает, что все из рук падает, ничего не получается. Это значит, что ум находится на «низкой» волне. А бывает состояние, когда ты просто сияешь изнутри. Это значит, что ум находится на «высокой» волне. Вот это трансформация. Преобразование.
Как часто Вы бы рекомендовали посещать ретриты?
Думаю, примерно раз в три месяца. Хотя бы три дня выделить на такой «уикенд». Для разгона. Эти три дня ты выделишь - и потом эти три дня будут тебя следующие три месяца «кормить». Задумайтесь, в жизни, мы можем быть неэффективными. Мы можем делать много всего, но производить мало. Двигаться попусту, совершать массу ненужных движений - это очень сомнительно. В то же время, можно жить на волне интуиции своей. Ты делаешь несколько движений, но они четкие, они бьют в «десятку». И ретрит приводит тебя как раз на волну твоей интуиции.
Беседовала: Metafora
Страница Ачарьи вКонтакте:
http://vk.com/dadaji