"Бронепоезд 73 полка НКВД по охране железных дорог" (3-я матчасть, до 14.09.1942г.)

May 30, 2020 14:56

Бронепоезд 73 полка НКВД по охране железных дорог (1-я матчасть, бой у ст. Елизово 30.06.1941 г.)
Бронепоезд 73 полка НКВД по охране железных дорог (2-я матчасть, бой у Яхромского моста 28.11.1941)
Бронепоезд 73 полка НКВД по охране железных дорог (3-я матчасть, до 14.09.1942г. бои в г. Сталинград)

"Бронепоезд 73 полка НКВД по охране железных дорог" (3-я матчасть, до 14.09.1942г.).
Почему в кавычках, потому что бепо до 1943г. сменил три матчасти (бронепоезда).
Сейчас немного истории о ТРЕТЬЕЙ матчасти, потерянной 14.09.1942г. у ст. Банная под Сталинградом, в результате налёта нем. авиации (прямые попадания в обе площадки и паровоз).


ДОКЛАД
О боевых действиях 73-го отдельного бронепоезда войск НКВД в Сталинградской области и городе Сталинграде с 14-го июля по 15-е сентября 1942 года.
  До 14-го июля 1942 года 73-й отдельный бронепоезд войск НКВД находился на ст. Гремячая, Ворошиловской жел. дор. на лагерном сбо­ре бронепоезда. 14.07.42 г. в 18 ч.35 мин. по телеграмме КД-41 полковника т. Микрюкова Бронепоезд вошел в оперативное распоря­жение КП-91 полковника т. Шарова и в 8 ч.15 мин. 15.07.42 года выбыл со ст. Гремячая в г. Сталинград. 15.07.42 г. в 22 ч. 30 мин., согласно приказа Командира полка - 91 выбыл на ст. Ложки /280 км, мост реки Дон/ с задачей обороны моста реки Дон от прорвавшихся отдельных групп противника и десанта.
  17.07.42 г. в 18 ч. Бронепоезд с базой прибыл на ст. Ложи и занял оборону, согласно приказа, с выброской Наблюдательного пункта в районе хутора Логовский.
  Боевой порядок Бронепоезда на ст. Ложки - схема № 2. 25.7.42 г. в 9 ч.05 мин. бронепоезд совместно с базой подвергся бомбарди­ровки вражеских самолетов в количестве 8 штук "Ю-88".
  Повреждения матчасти не было, ранены ст.сержант Аксенов и красноармеец Платонов /из них ст.сержант Аксенов направлен в госпиталь/.
  26.07.42 г. Бронепоезд отделил полевую базу и направил на ст. Ляпичево, где последняя подверглась бомбардировке вражеской авиации, в результате чего разбито: технический склад, вещевой склад, про доклад и платформа. Из них полностью уничтожен техсклад.
  27.07.42 г. в 7 ч.15 мин. при налете вражеской авиации в ко­личестве 8 самолетов «Ю-88» осколками бомб был пробит в несколь­ких местах бронепоезд и первая бронеплощадка, ранены старшина Погорельский, красноармейцы Кулик и Нестеренко. При отражении вражеской авиации особо отличился красноармеец Нестеренко, который оставшись один у пулеметной установки, несмотря на рвущиеся крутом авиабомбы, огнем своих пулеметов не дал самолетам сни­жаться.
  В 14 ч.15 мин. бронепоезд проверял военком 91 полка войск НКВД - полковой комиссар т. Маренков, была проведена беседа с личным составом. 28.07.42 г. в 12 ч. полевая база отправлена на ст. Прудбой, где последняя подверглась бомбардировке вражеской авиации в количестве 8 самолетов; повреждений нет, за исключением отдельных пробоин в жилых вагонах.
30.07.42 г. в 16 ч. база под­верглась бомбардировке вражеской авиации на ст. Прудбой в количестве 6 самолетов "Ю-88", повреждений нет.
  Находясь на ст. Ложки бронепоезд через офицеров связи имел связь с 62 армией НКО, с 64 армией и морской бригадой.
  1.08.42 г. в 14 ч. мост реки Дон и ст. Ложки подверглись сильной бомбардировке со стороны вражеской авиации в количестве 16 самолетов. Материальная часть не повреждена, пути вокруг раз­рушены.
  Во время бомбардировки бронепоезд вел заградительный огонь по самолетам из орудий и действительный огонь из зенитных пуле­метов. При отражении налета вражеской авиации особо отличились зенитчики сержант Бодня И.С. и ст. сержант Дудченко, которые вели огонь под градом вражеских пуль, в результате чего подбит один самолет противника, совершившего посадку на нашей территории.
  В результате сложившейся общей оперативной обстановки на Советском фронте по приказанию Командира полка - 91 бронепоезд 5.08.42 г. в 20 ч. выбыл на ст. Воропоново (ныне посёлок им. М. Горького, Советский р-н г. Волгограда) и соединился с полевой базой. После отхода бронепоезда со ст. Ложки по приказу Главного командования мост реки Дон был подорван.
  9.08.42 г. в 15 ч. ст. Воропоново бомбардировали 7 вражеских самолетов, возник сильный пожар среди стоявших эшелонов. Личный состав бронепоезда, за исключением дежурных расчетов, на руках выкатил из огня 10 вагонов с боеприпасами, несколько цистерн с горючим и до 30 вагонов с зерном. При ликвидации пожара и сохра­нении государственных ценностей особо отличились смелостью и орга­низованностью в работе адъютант бронепоезда лейтенант Жуков, ор­ганизовавший работу и руководивший ею до конца. Ст. сержант Ива­нов Н.И. исключительно смело действовал при спасении боеприпасов и своим поступком показывал пример геройства красноармейцам. Так­же отлично действовали по ликвидации повара: сержант Калашников, сержант Хохлов и красноармейцы Баков, Захожий, Рябчук, Евтушенко, Гатальский, Старков и Антипов.
  В 16 ч. 30 мин бронепоезд и ст. Воропоново бомбили 16 вражес­ких самолетов "Ю-88". Матчасть и база получила несколько пробо­ин осколками бомб.
  11.08.42 г. ввиду того, что противник обнаружил местонахож­дение бронепоезда и базы, последняя по приказу Командира полка -91 отправлена на ст. Садовая, а бронепоезд изменил место стоянки. Ввиду ежедневных бомбардировок станции Воропоново матчасти 16.08.42 г. в 11 ч.45 мин. по приказанию Командира полка -91 бронепоезд выбыл на ст. Садовая.
  18.08.42 г. в 4 ч. начальник укрепрайона г. Сталинграда пол­ковник тов. Сараев поставил бронепоезду задачу - организовать разведку пути и окружающей местности в районе ст. Гумрак - Иловля, юго-зап.ж.д. и быть готовым для охраны данного участка.
  В 5 ч. Бронеавтомобиль-20 (имеется ввиду бронеавтомобиль БА-20) под командой лейтенанта Жукова и водителя Афонченко выбыл для разведки участка. Разведкой было установлено, что в районе ст. Паньшино и Качалино, линия желез­ной дороги, а также грунтовая дорога обстреливались артиллерийским и минометным огнем противника. Между ст. Качалино и разъез­дом Тишкино на путях находится разбитый противником эшелон и разрушен путь на протяжении до 500 метров.
  22.08.42 г. бронепоезд в боевом порядке выбыл на ст. Волжская для мытья личного состава в бане. В 12 ч. авиация противника в количестве 6 самолетов бомбила бронепоезд на ст. Волжская. Повреждений матчасти не было, потерь личного состава нет. В 18 ч. 20 мин. автомашина ГАЗ-АА под командой начальника боепитания - воентехни­ка 2 ранга Хорольского направилась за боеприпасами на разъезд 462 юго-западной жел. дор. При возвращении обратно автомашина в районе деревни Ерзовка-Орловка была атакована танкетками противника и разбита. Начальник боепитания тов. Хорольский, сержант Козлов и шофер Говядков вышли на левый берег реки Волги. Ввиду болезни сержанта Козлова, последний был оставлен в Средней Ахтубе с шофером Говядковым и до сего времени в часть не вернулся, а начальник боепитания прибыл в часть 25.08.42 г.
  26.08.42 г. в 16 ч. 30 мин. по приказу Командира полка-91 бро­непоезд /выбыл на ст. Гумрак с задачей охраны линии железной дороги райо­на ст. Гумрак - Котлубань.
  В 21 ч. 30 мин. бронепоезд прибыл на ст. Гумрак, где разведка установила, что ст. Конная занята противником и пути подхода разбиты. Ввиду отсутствия связи с Командиром полка-91 и нашими пе­редовыми частями бронепоезд занял оборону на ст. Гумрак с выброс­кой наблюдательного пункта в район аэродрома.
  25.08.42 г. разведкой бронепоезда под командой адъютанта бронепоезда лейтенанта Жукова была установлена связь с команди­ром танковой бригады, находящейся вблизи ст. Конная и в исключи­тельно трудных условиях под беспрерывным минометным огнем противника разведаны пути отхода к ст. Конная, а также исправ­ность железнодорожного пути по ветке Гумрак - Причальная. При разведке пути особо отличился красноармеец Евтушенко, проникший к линии обороны противника и установивший место повреждения пути. Устным приказом командира танкового корпуса бронепоезд получил задачу выйти в огневой налет на ст. Конная и обеспечить подход наших танковых частей и пехоты к ст. Конная. В 20 ч.30 мин., догово­рившись с командиром зенитного бронепоезда о взаимной поддержки, бронепоезд-73 вышел в огневой налет на ст. Конная по ветке Гумрак -Причальная. В результате 50-минутного боя бронепоезд свою задачу выполнил, огневые точки противника были подавлены и ст. Конная за­нята нашими частями. Во время огневого налета особо отличились орудия старшего сержанта Иванова, давшие благодаря своей слажен­ности высокий темп огня и меткое попадание, а также пулеметное отделение сержанта Калашникова.
  28.08.42 г. по приказу Командира полка-91 в 20 ч. 10 мин. бронепоезд выбыл на ст. Садовая и прибыл в 3 ч. 05 мин. 27.08.42 г. где получил задачу вести оборону на подступах к г. Сталинграду.
  31.08.42 г. в 12 ч. 35 мин. бронепоезд посетил начальник Оперативного отдела Главного управления войск НКВД по охране железных дорог полковник т. Ракинцев и военком 91-го стрелкового полка полковой комиссар т. Маренков, где была проверена боевая го­товность бронепоезда.
  1.09.42 г. по приказу Командира полка-91 полковника т. Шарова бронепоезд-73 вошел в оперативное подчинение Команди­ра полка-271 (271 стрелковый полк 10-й СД войск НКВД) майора Костеницина. 2.09.42 г. от Командира полка-271 получены сведения о подходе танков противника до полка к ст. Садовая. В 8 ч. в районе дер. Верхняя Ельшанка выбран наблюдательный пункт и установлено тщательное наблюдение.
  В 8 ч. 50 мин. противник открыл сильный артиллерийский и мино­метный огонь по бронепоезду, находящемуся на закрытой позиции у кирпичных заводов дер. Ельшанка и наблюдательный пункт. Вражес­кая авиация начала бомбить место стоянки бронепоезда.
  В 9 ч. 40 мин. бронепоезд переменил огневую позицию и вышел к ст. Ельшанка после отошел к ст. Сталинград 2-й. В 18 ч. база бронепоезда, находящаяся у ст. Сталинград 2-й, подверглась бомбар­дировке, в результате чего сожжено 4 платформы с имуществом и одна с горючим, а также сожжена бронемашина БА-20. База отошла на ст. Банная. 3.09.42 г. в 16 ч. 10 мин. по указанию командира 271 стрелкового полка. Противник в районе северо-западнее ст. Садовой сосредоточил 8 танков и 9 машин с пехотой, командир 271-го стрелкового полка приказал уничтожить группировку противника. Огнем бронепоезда сожжено 3 танка и несколько танков подбито, остальные бежали.
  В 17 ч. 30 мин. в районе Ежовка высота 145,8 противник силой до батальона пошел в наступление. По приказанию командира 271 стрелкового полка бронепоезд открыл огонь по указанной цели, противник, понесший большие потери, отступил.
  В 18 ч. в районе ст. Опытная в балке Гнусина противник начал накапливать пехоту. По приказанию командира 272 стрелкового полка бронепоезд открыл огонь по цели, результаты командиром полка не сообщены.
  4.09.42 г. по наблюдению и указанию командира бронепоезда в 14 ч. бронепоезд открыл огонь по передвигающимся автомашинам противника в районе северо-западнее ст. Садовой. В результате стрельбы уничтожено 4 автомашины с войсками противника.
  8.09.42 г. в 18 ч. 10 мин. в районе северо-западнее Верхней Ельшанки, по данным командира 271 стрелкового полка, появились танки противника. Огнем бронепоезда отбита танковая атака, унич­тожено и повреждено 5 танков и до роты пехоты противника.
  9.09.42 г. в 4 ч. по сообщению командира 271 стрелкового полка в посадке юго-западнее Н. Ельшанки накопилось до батальона мото­пехоты противника. Огнем бронепоезда уничтожено до роты пехоты, остальные отступили.
  В 20 ч. наблюдающим, адъютантом бронепоезда лейтенантом Жу­ковым, обнаружено два миномета противника юго-западнее радиостан­ции, огнем бронепоезда огневые точки уничтожены. В 22 ч. по ука­занию командира 271 стрелкового полка в балке южнее высоты 144,9 накопилось до взвода автоматчиков противника. Огнем бронепоезда группировка противника уничтожена.
  10.09.42 г. в 12 ч. по указанию командира 271 стрелкового полка в посадке по дороге из Песчанки высота 144,9 накопились автоматчики противника. Огнем бронепоезда большая часть автомат­чиков уничтожена, остальные рассеяны. В 13 ч. по указанию коман­дира 271 стрелкового полка в балке южнее Купоросной накопилось до роты пехоты противника. Огнем бронепоезда часть автоматчиков уничтожена. В 14 ч. 40 мин. по наблюдению бронепоезда в посадке западнее железнодорожной будки ст. Садовая обнаружены минометы противника. Огнем бронепоезда уничтожена минометная батарея и наблюдательный пункт противника.
  В 15 ч. в балке южнее Купоросной накопились автоматчики противника. Огнем бронепоезда большое количество автоматчиков уничтожено. В 16 ч. по просьбе начальника артиллерии 907 стрел­кового полка бронепоезд с закрытой ОП открыл огонь по миномет­ной батарее противника, находящейся в балке юго-западнее дер. Поляковка. В результате умелой и внимательной подготовки данных лейтенантом Жуковым полностью уничтожена минометная батарея противника и взвод пехоты, за что личный состав бронепоезда по­лучил письменную благодарность от командира 907 стрелкового полка. Все боевые действия бронепоезда проходят под особо сильной бом­бардировкой противника с воздуха, а также под огнем наземной ар­тиллерии.
  11.09.42 г. в 16 ч. 35 мин. после бомбардировки вражеской авиации разбиты все пути на ст. Сталинград 2-й, маневрирование бронепоезда совершенно невозможно. В 20 ч. помощник командира бронепоезда по технической части интендант 3 ранга т. Знаменский с дорожным мастером- красноармейцем Шумилиным, не найдя станци­онных ремонтных бригад, силами бронепоезда начали восстанавливать путь. Под сильным артиллерийским и минометным огнем противника красноармеец Шумилин, пренебрегая опасностью, благодаря умелой организации работы в короткий срок восстановил один путь для прохода бронепоезда на ст. Сталинград 1-й.
  12.09.42 г. в 5 ч. 30 мин. противник открыл сильный артил­лерийский и минометный огонь по бронепоезду, прямых попаданий нет, бронепоезд отошел на 100 м к станции Сталинград 2-й.
В 7 ч. 35 мин. самолеты противника в количестве 12 штук бомбили бронепоезд, при втором залете разрушены все пути на ст. Сталинград 2-й, а также путь отхода к ст. Сталинград 1-й. Личный состав бронепоезда, под огнем артиллерии, минометов и воз­душной бомбардировки, руководимый лейтенантом Сухаревым и помощ­ником машиниста ст. сержантом Дудко, приступил к ремонту пути. Благодаря исключительной отваги личного состава, а особенно лейтенанта Сухарева и ст. сержанта Дудко путь был восстановлен. В 9 ч. 10 мин., отремонтировав впереди путь, бронепоезд отошел на ст. Сталинград 1-й и занял огневую позицию. В 15 ч. после обнаружения бронепоезда разведывательными самолетами противника, последний отошел на ст. Банная.   13.09.42 г. в 6 ч. начальнику Укрепрайона г. Сталинграда мною направлено донесение о невозмож­ности бронепоезду маневрировать в пределах ст. Банная, ввиду раз­рушения пути, и с просьбой разрешения на снятие вооружения. В 9 ч. 10 мин. по приказанию Командира дивизии-10 личный состав выведен из матчасти бронепоезда в щели, а матчасть рассредоточе­на и замаскирована на ст. Банная.
  14.09.42 г. в 6 ч. началась сильная бомбардировка ст. Банная /бомбило до 40 самолетов противника/. В 13 ч. 45 мин. вражескими самолетами сброшены бомбы на стоящую укрытой 22-ю бронеплощадку. Одна бомба попала прямо в башню 4-го орудия, в результате чего загорелся находящийся там аммонат и начал взрываться снаряды и винтовочные патроны. При втором залете одна бомба попала между 2-й броне площадкой и контрольными платформами, силой взрыва контрольные платформы оттолкнуло от бронеплощадки, где они заго­релись вместе с находящейся там зенитной установкой. Находящиеся на платформах винтовочные патроны в количестве 150 000 шт. взорвались. Вторая бронеплощадка от силы взрыва натолкнулась на бронепоезд и повредила последний. При налете авиации в 17 ч. 40 мин. сгорела 1 бронеплощадка.
  При бомбардировке матчасти бронепоезда исключительную отва­гу проявил ст. сержант Иванов. Из горящих бронеплощадок под раз­рывами снарядов ст. сержант Иванов с красноармейцами Ушаковым, Скидан и Сапроновым сняли все пригодное вооружение. Налетчики зенитных пулеметов красноармеец Рубцов и сержант Бодая огнем своих пулеметов зажгли самолет противника "Ю-88".
  В 23 ч. 05 мин. личный состав бронепоезда по приказу началь­ника артиллерии 10 дивизии начал переправляться на восточный бе­рег реки Волги
  15.09.42 г. оставшийся личный состав бронепоезда отошел от реки Волги в восточном направлении и пошел на соединение с 91 полком войск НКВД. Всего снято с бронепоезда вооружения: пуле­метов "Ма.ксим" - 3 шт., "ДГ" - 2 шт., одна артпанорама и радиостан­ция 71-TK -3."

Командир бронепоезда ____________капитан Малышев
Военком бронепоезда   ____________ст. политрук Крискевич






>

Награждения экипажа бронепоезда № 73








макет бронепоезда в музее "Дмитровский кремль", Московская область, интересна площадка ПВО бронепоезда, исполнение "на коленке"

по материалам сайтов:
http://wap.nkvd.borda.ru/?1-17-0-00000028-000-0-0-1158599937
http://info.idmitrov.ru/questions.html?id=6
http://waralbum.ru/

panzerzug, Дыренков, Д-2, бронепоезд № 73 НКВД, советский бронепоезд

Previous post Next post
Up