В этот раз в понимании Пинеги удалось продвинуться благодаря календарю и телеканалу «Культура». Календарю, потому что в конце июня, а именно 27 числа, в Шотовой праздник, день деревни. Я имел удовольствие наблюдать
возрождение этого праздника, придуманного несколько лет назад
Михаилом Суховерховым в день освящения
Храма Покрова. 100-летие освящения тогда отмечалось достаточно пышно, началось с молебна и окончилось фейерверком, а потом вдруг стало традицией. Селяне любят этот праздник, готовятся к нему. Вот, полностью обновили экспозицию музея.
Теперь там есть и уголок северного деревенского дома, с зыбкой
И настоящий ткацкий станок - между прочим, действующий.
Впрочем, чтобы посмотреть, какой он, уголок настоящего северного дома, можно заглянуть в соседний с музеем дом, к Николаю Поликарповичу.
Дом строил прадед Николая Поликарповича, а теперь у него самого есть правнук. Зайдите туда, они не откажут вам в удовольствии пройти по совершенно неслышным, нескрипучим столетним лиственничным полам, покажут всю утварь, частью которой продолжают пользоваться, и вы непременно зададите вопрос. Кем был строитель дома? Крестьянином…
И хор Шотовой Горы - это совершенно самозабвенные бабульки, но и девицы и даже девчонки, голоса которых вас поразят.
Потом они на камеру попытаются попить чаю с баранками
но для куражу добавят слегка беленькой, и пойдет разговор…
который перетечет на улицу.
А у меня будет все сумбурно как-то, в последний день из-за цейтнота я поменяю билет и на праздник уже не останусь. Ну и ладно. Я пойду в Храм, чтобы возмутиться долгостроем, и со стыдом признаю, что опять северяне правы. Это они не долго работают. Это они, вместо того, чтобы набрать пришлых мастеров, и сделать халтуру, набрали молодых местных пацанов. А потом долго обучали их штукатурить, выводить уголки и делать лепнину. Не совсем еще обучили, но кое-чему за год пацаны уже научились. Потом подвернулся заработок, и мастер не просто отпустил их, а отвез сам - пусть подзаработают на стороне. Все равно они потом вернутся, потому что есть куда. И есть зачем. Сами того не ведая, они возродили традицию, как прадед Николая Поликарповича - уходить на заработки, чтобы возвращаться. И Храм уже наполовину оштукатурен (я-то планировал только алтарь да притвор, а они уже и центральный купол вывели).
А «Культура» приехала снимать праздник, да и просто жизнь в этом удивительном уголке. У меня они спросили, что же нас так тянет в эти места. «Свобода», - сказал я, и понял, что не то сказал. У слова «свобода» появилась другая, портящая истинный смысл политическая подоплека. Я это понял, когда уже отвечал на вопрос. Это не свобода. Это простор. Простор в полуночном июньском небе,
простор в лугах,
простор в реках...
И в душах.