Мы дома. Пройдено 10800 километров, из которых половина - "доездинг" (по необходимости), и "отъездинг" (с виляниями в сторону в угоду любопытству). Подборка коротких заметок по ходу пьесы находится в рубрике "
дорога on-line", а я сажусь за отчет. Но не факт, что напишу быстро. Поэтому чуть-чуть дорожных впечатлений по свежим следам.
Маршрут. Москва - Севастополь (необходимость) - Одесса - Виноградовка - Галати (Галац) - Констанца - Варна - Стамбул - Трабзон. Этот кусок возник из-за отсутствия нужных паромов и представлял собой "тупой доездинг" до места встречи со второй половиной экипажа. Дальше собственно плановый маршрут. Трабзон - Эрзурум - Муш - озеро Ван и окрестности - Догубаязит (Арарат) - Карс - переход в Грузию (Вале) - Вардзия - переход в Армению (Ниноцминда) - Гюмри - Эчмиадзин - Ереван - Гарни, Гехард - Хор Вирап - Нораванк - Татев - Степанакерт - обратно в Горис - Севан - Ванадзор - переход в Грузию (Садахло) - Тбилиси - Мцхета - Боржоми - перевал Годердзи - Батуми. Вылет половины экипажа. Кутаиси - Военно - Грузинская дорога - Владикавказ. И "отъездинг" с любопытством. Цхинвал - Беслан - Грозный - Пятигорск, федералки "Кавказ" и "Дон" - Москва.
Дороги. Неожиданно лучше, чем ожидалось. "Ужас - ужас" только на подъездах к Одессе и ее объездная. Румыния - очень прилично, Болгария - среднерусская троечка - четверочка, за исключением дороги от Бургаса до Малко Тырново (турецкая граница), которую не то Осман - Паша разбомбил, не то Тотлебен взорвал. Турецкие дороги очень хороши, единственная проблема - огромное количество ремонтов. Причем ремонт может длиться сотни километров, представляя собой полностью снятый на этом участке асфальт (Анкара - Самсун) или разлитый битум (Муш, отмыли там же). В Армении похуже, отличное состояние только у "дороги жизни" (Горис - Степанакерт), вдоль которой стоят щиты с названиями спонсоров - инвесторов этой дороги. В Грузии неожиданно хороши основные трассы, да и просто дороги неплохи, за исключением горных перевальных участков (перевал Годердзи я бы рекомендовал для внедорожника, горный участок Военно - Грузинской дороги тоже сильно разбит). Дороги нашего Северного Кавказа тоже очень приличны, не только федералка "Кавказ", но и местные осетинские дорожки. Военно - Осетинская дорога существенно лучше Военно - Грузинской, в Рокском тоннеле "ужас" и ремонт с выездом тяжелой техники. Ну а "Дон" всем известен - массовая реконструкция и камеры на построенных участках (СБ рулит).
Бензин. Везде дороже нашего (пока еще), наиболее дорогой - в Турции. На магистралях в Украине, и далее везде, включая восточную Турцию, можно платить карточкой. (На одной заправке мне очень прикольно показали, что карточка не проходит, раз за разом нажимая "сброс" вместо "send"). В Армении и горных дорогах Грузии заправки представляют собой одну - пару колонок без вывесок, но разницу в качестве не ощутил. Впрочем, возможно, это особенность моего аппарата, а не бензина. На грузинских магистралях заправки солидные, карточки принимаются. Есть особенность, присущая только России. Нигде, никогда, ни в одной стране мира (это авто я заправлял уже в примерно 20 разных странах) в бак моего автомобиля не влезло больше паспортных 70 литров бензина при "0" на компьютере. Автомобилю 5 лет и 160 тыс. км. В России входит 76 - 78, всегда и везде (крайние варианты исключаю. Однажды влезло 70, а однажды - 85, по законам статистики отброшены). Единственное объяснение, которое я придумал этому явлению - российский литр меньше.
Таможни. В Нехотеевке попросили подарить сувенир при забитом доверху вещами автомобиле. Подарил. Радовались, как дети. В Виноградовке (Украина - Молдова) таможенник долго вертел в руках упакованную рацию, потом поставил штампик и попросил на пиво. Был резко одернут офицером пограничником и обиженно ушел. Вообще, общее впечатление от офицеров пограничной полиции - более достойны, в отличие от слегка жуликоватых таможенников. За исключением румынского пограничника, отказавшегося пускать нас после пяти часов стояния в очереди из-за отсутствия второго(!) аварийного знака (спереди - сзади, туда - обратно). Так и искал в машине знак, пока на заднем сидении не нашел 20-евровую бумажку. Турция - провели без очереди, образованной пассажирами сразу трех подошедших автобусов (сами, без наших просьб и оплаты). На выезде из Турции (Пософ) помагал не было, четко и быстро. В Грузии - быстро и достойно. В Армении полчаса ожидания оформления временного ввоза, но тут таможенник сам стучал кривым пальцем по клавишам, взяв у нас документы в обход очереди дальнобойщиков. Тоже без подарков. Верхний Ларс, как и Зарамаг (в Южную Осетию) неожиданно быстро и четко. В Ларсе предлагается выбор - рентген или сувенир. В Зарамаге только рентген (только на въезд в Россию). Зрелище достаточно забавное, я бы наоборот предлагал бы его за деньги, занимает около 10 минут. В Жигулях виден уровень газа в баллоне, в моей Тойоте не видно лопаты и пятилитровой бутыли технической воды.
Дорожная полиция (ГАИ). Собственно, я всегда придерживался мнения, что если не нарушать - то и проблем не будет. А когда принимаешь решение нарушить, одновременно принимаешь и риск, связанный с этим решением. И что бы не произошло вслед за этим, протокол или развод на взятку - в основе все равно ваше решение. Бывает и невнимательность, и ошибки, но они, как правило, не грубы. В Украине остановлен дважды - в Харькове для проверки документов, в Одессе за нарушение рядности. Искренне удивился, чего это фура идет в левом ряду, за что и был прощен. Ни в Румынии, ни в Болгарии, ни в Турции пообщаться с полицейскими не довелось, хотя часть Турции до встречи с экипажем я сознательно шел с превышением, полагая, что штраф может прийти на границу.. Не пришел. ГАИ Армении одето в старую советскую милицейскую форму, ездит на свеженьких Хюндайчиках и развлекается измерением скорости из автомобиля, идущего навстречу. Попался один раз в первый час езды по Армении на скорости 114, был составлен протокол на армянском и выписан штраф на 10000 драм (примерно 700 рублей). Штраф заплачен на месте в обмен на квитанцию на армянском с печатью. Чек ли это, или удостоверение "сам осел", я не знаю. В дальнейшем ехал +10, встречным экипажам не интересен. Грузинская полиция - это песня. Общались лишь на предмет "Как проехать" и где остановиться. Все, что пишет "оппозиционная" пресса о грузинской полиции - правда. Ездят на пикапах, в темноте стоят с маячками, не придираются (сложилось впечатление, что их не интересуют мелкие нарушения типа обгона через сплошную и превышения скорости). Но подробно о таком явлении, как грузинская полиция, я напишу в отчете. Ну и наши, доблестные... Сентенция о том, что не нарушил - не попал, применима и к нашим гаишникам, но тут есть одна существенная особенность. Вы должны быть твердо, абсолютно уверены, что не нарушили. Это относится к участку России от Грозного до примерно Ростова (или чуть раньше). Дальше на север все хорошо. Северный Кавказ изобилует стационарными постами, на которых висят знаки "Стоп - контроль", и будьте готовы к тому, что на большинстве из них вам придется выйти и зарегистрироваться. Ничего в этом страшного нет, нас останавливали примерно в 40 процентах случаев, но тут и есть то самое но. В ряде случаев вас могут провоцировать. Первая "разводка" - алкоголь. На посту Бурон (последний российский в сторону Цхинвала) при записи в книгу "мент" "почувствовал" запах и предложил дунуть в трубку с двумя светодиодами. Конечно, загорелся красный. Мент дунул сам - зеленый. "Еще раз?" - "Нет. Мы поедем в стационар и сдадим анализы", сказал я. Потом последовал длинный монолог про то, что теперь 0 промилле, что пиво выветривается 48 часов, что я мог пить кефир за завтраком... "И окрошку я тоже не ел", - сказал я. На этот случай у меня была домашняя заготовка в виде телефона своего хорошего друга - московского врача, осетина, с очень известной в Осетии фамилией, поэтому мне было проще. Не будь такой поддержки - мог бы и повестись. Менты достали "супер-новейший" алкотестер, а я телефон. "Вы что собираетесь делать?", - спросили они, и я рассказал, кому буду звонить на предмет немедленного обследования на алкоголь в ближайшей солидной больнице. Результат превзошел ожидания. "Вернетесь - проверьте желудок, а то какой-то запашок все-таки есть. Счастливого пути". Вторая разводка на алкоголь поджидала нас уже за Пятигорском в виде Газельки в километре за постом и молодого пацана. "Пил, Батя?" - это первый незнакомый человек, так меня назвавший. Но будь он моим сыном, выпорол бы точно. Осетинский опыт укрепил веру, и я сразу согласился ехать в Ессентуки проверяться. В общем, правило общее - уверенность. Не пил. Ни кефир, ни квас, ничего. Начнете придумывать, почему у вас пахнет - признаете, что пахнет. На все вопросы - твердое "нет", на экспертизу - твердое "да". "И машину мы не бросим, дочь с правами, она поедет за нами". "Счастливого пути". Второй тип разводки в этих местах более изощрен, и я на него попался. Правда, в Южной Осетии, поэтому без последствий. Пост. "Стоп-контроль". А дальше гаишник показывает вам, куда поставить машину, чтобы пройти на этот самый контроль. Включите всё свое внимание - его жест может предложить вам нарушить правила. Если это так, надо просто уточнить, чтобы он сказал это словами, а вообще, я задумался о видеорегистраторе. Мне было указано место на противоположной обочине, куда я и запарковался через сплошную. В этот раз мне повезло - парнишка так удивился тому, что мы туристы и приехали посмотреть Южную Осетию, что выложил основную причину - время к обеду, а он еще не заработал на него. Дальше было делом техники - поговорили о красотах, водопадах, войне и восстановлении, для заработка на обед нам предложили свозить нас на все красоты с ветерком и мигалками, мы вежливо отказались и подарили ему 100 рублей - чтоб не голодал. Подобная же ситуация возникла на трассе "Кавказ" на ингушском посту при въезде со стороны Чечни. Тут, я, правда, не уверен, что это было разводкой. Ингуш, конечно, махал рукой, но поскольку при слове "турист" мы снова были отпущены без последствий, вполне возможно, он действительно так жестикулировал, как он и сказал. В общем, внимательность и еще раз внимательность. В Осетии замечены провокаторы, снижающие скорость и уступающие дорогу в зоне действия запрета обгона. В Чечне посты пропускали нас без остановки и проверки, на обратом пути из Грозного, в сумерках, нас перестали тормозить. Участок трассы "Кавказ" В Чечне и Ингушетии не контролируется на скорость, сплошную и т.д. Посты контроля появляются в Осетии, исчезают в Кабарде и снова появляются после проезда республик. Приятно удивила Кабарда. На въезде постовой нас остановил, посмотрел в глаза и спросил, все ли хорошо, не устали ли мы и, получив правильный ответ, пожелал счастливого пути. Второй пост нас тормознул у невнятного поворота на объезд ремонта, просто чтобы мы не промахнулись в темноте. Встав на трассу "Дон", мы вздохнули с облегчением, развернули СБ-шку, и... попались на стажера - взяточника. За рулем была дочь, мы проехали пост с рекомендациями 70 и без ограничений и через 200 метров после него были остановлены пацаном в грязной белой форменной рубашке. Он почему-то решил разводить меня, а не водителя, и поинтересовался, видел ли я знак 40 в куче щебня, которую сейчас сдвигает бульдозер. Я объяснил, что было бы глупо штрафовать пассажиров за то, что они не смотрят на дорогу и предложил не морочить мне голову, поскольку я занят чтением книжки. К водителю - молодой девчонке - он подойти не решился, видимо из-за грязной рубашки. А дальше - все как в Турции, Армении или Болгарии, если следовать рекомендациям дальнобойщиков в эфире. Как-то так.