Часть первую я ухитрился написать за неделю с момента окончания экспедиции "
Путями поморов". Оно и понятно - та часть была связана с эмоциональным восприятием недавней нашей истории. Вторая часть - это тоже исторический, вернее, историко-географический очерк, но касающийся истории более древней. Наверное, поэтому я писал его полтора месяца, и даже отправлял на рецензию сотрудникам Архангельского краеведческого музея. Правда, неофициально, по дружбе, но относиться к написанному, как к научной работе, не стоит - предлагаемый вашему вниманию текст - просто размышления над пройденными только что местами.
Путями поморов. Итоги. 2. «Нулевая верста».
«Именно память делит время
на прошлое, настоящее и будущее,
из которых реально только прошлое.
В самом деле, настоящее - только момент,
мгновенно становящийся прошлым.
Будущего нет, ибо не совершены поступки,
определяющие те или иные последствия,
и неизвестно, будут ли они совершены.
А прошлое существует;
и все, что существует, - прошлое,
так как любое свершение
тут же становится прошлым».
Л. Н. Гумилёв, «Этногенез и биосфера Земли»
Осенью прошлого года мы еще готовились к экспедиции «
Путями поморов»; был в общих чертах сверстан план и график движения. Я собственно, и решился на участие в этой экспедиции именно благодаря этому плану - он охватывал наиболее интересные и значимые точки Русского Севера, такие как Пинежский Волок (теперь село Пинега и Кулойский канал) из бассейна Северной Двины в бассейн Мезени, или Пустыньку, где был волок из Онеги в Северную Двину. А волоки для меня всегда были чем-то ключевым в нашей истории, определявшим ход ее течения. Так, еще в студенчестве, начитавшись Карамзина, я двинулся в верховья Ловати… Но сейчас не о том. География Поморья и Севера вообще очень похожа на еловую чащу - крупные реки - «стволы» - расположены параллельно друг другу и «текут» к своему первоисточнику - «земле» - Северному (Белому - Онега, Северная Двина, Мезень; Баренцеву - Печора; Карскому - Обь и Таз, Енисей) Морю. А вот веточки - притоки стекаются к стволу со всех сторон, своими кончиками практически соприкасаясь с веточками другого дерева - реки. Верховья рек разных систем часто расположены на расстоянии друг от друга, позволяющем «переволочь» небольшое судно, попав в бассейн соседней реки. Волоков таких множество, так, если в краеведческом музее Мезени вы спросите о пути в Печору, вас непременно спросят в ответ: «какой именно путь вас интересует?» Какие-то пути вы можете найти сами, рассматривая на ночь карту. Такой путь и я когда-то «нашел» на Пинеге: реками Покшеньга - Пукшеньга можно «срезать» широкую дугу Пинеги и попасть в Двину напрямую (ох, вот ведь: одна буковка, а реки текут в противоположных направлениях, беря начало из одного болота, и разделены они цепочкой озер, частых спутников волоков… Да, это, кстати, еще один косвенный признак наличия пути по рекам в древности, когда две речки с одинаковым названием текут в противоположные стороны, как Ёжуги, Пинежская и Зырянская, или Пижмы, Мезенская и Печорская). Был ли такой путь (Покшеньга - Пукшеньга) на самом деле, я не знаю; мне кажется, был. Даже если не найти тому документального подтверждения, можно просто туда приехать. Мне кажется, человек в состоянии почувствовать, была ли в этом месте в прошлом концентрация жизни, приложения сил и энергии людей. Как физически ощущаются места прошлых бедствий и катастроф, лагеря зеков
предыдущего рассказа, например. Впрочем, есть и более объективные свидетельства возможности такого пути. Так что этот кусочек был включен в план по моей, в том числе, просьбе. Сверстав план, мы полетели в Архангельск, в местный краеведческий музей, консультироваться, уточнять. Благодаря этому визиту в составе экспедиции появился профессиональный историк, сотрудник музея Андрей Ружников, и жизнь экспедиции наполнилась новыми знаниями,
комментариями и эмоциями…
(Вставка - ремарка. Я, поставив точку в этом рассказе, решил попросить рецензии на написанное Андрея. Когда он прислал страничку текста, я стал, было, исправлять. А потом бросил это дело, решив целиком вставить его текст в те места, которые он прокомментировал. Уж больно стиль его комментариев мне импонирует! Эти комментарии будут включены в рассказ и выделены также, как эта ремарка)
Мы сидели в музее уже долго, беседовали, разложив на столах карты, когда в комнату вошла еще одна сотрудница. И сразу разговор пошел по, казалось бы, другому сценарию. Она начала взахлеб рассказывать о действительно уникальном событии - в Онежский краеведческий музей коллегами из Норвегии была передана подлинная переписка Александра Кучина со своим отцом, Степаном Григорьевичем, остававшимся на Онеге всё то время, когда его сын служил на норвежских судах и занимался океанографической деятельностью в Бергене. Переписку эту надо еще изучать, чего только стоит тот факт, что она на норвежском. Отцу с сыном было что обсудить - старший Кучин был помором и капитаном торговых судов. А младший, Александр Степанович Кучин - штурман норвежской шхуны «Фрам», на которой шла в 1910-12 годах антарктическая экспедиция Руаля Амундсена, первооткрывателя Южного Полюса. Кучин был единственным иностранцем в той экспедиции, включенным в нее вопреки требованию парламента Норвегии, для чего потребовалось поручительство, которое дали ему Нансен и Хелланд-Хансен… Вот, казалось бы, знаешь, вроде, что-то, долго, давно знаешь, а не задумываешься о значительности этого знания. Вдумайтесь: историческую экспедицию Амундсена к берегам Антарктиды ведет русский штурман, 22-хлетний помор Александр Кучин…
Знаешь… Вот интересно, знал ли Петр Первый, предписывая будущей экспедиции Витуса Беринга найти перешеек или пролив между Азией и Америкой, что это уже сделано помором Семеном Ивановичем Дежневым чуть меньше, чем за 100 лет до того? (Википедия ошибочно считает его уроженцем Великого Устюга, на самом деле он родом с Пинеги, торговец пушниной; это, однако, не сильно меняет дело - Великий Устюг (УстьЮг) стоит в том месте, где Сухона, принимая в себя воды Юга, становится Северной Двиной). Причем сделано изящно, Берингов пролив был пройден Дежневым с севера на юг, по пути от устья Индигирки(!) до устья Анадыря... Петр, впрочем, не любил поморов, совершено, надо сказать, взаимно, но знать-то должен был...
Северные музеи, особенно маленькие, в городках подобных Мезени и Пинеге, да и в Архангельске тоже, имеют одну интересную особенность. Стоит там задать вопрос, как ответ на него будет содержать другой вопрос, а то и несколько. Так они, эти вопросы, и буду расти в геометрической прогрессии. Наверное, это и есть свидетельство «огромности» той истории, той ускользающей памяти, которую они все еще хранят. И огромности расстояний, пройденных на этой памяти. Во многих мировых столицах есть памятный знак «нулевой километр». Точка начала дорог, точка отсчета расстояний. И еще талисман. И свидетельство гордости за свои пути-дороги. Такие знаки есть в Париже и Риме… В Москве этот знак относительно нов - перед входом на Красную площадь у Иверских ворот. Питерский нулевой километр скромнее - он «притаился» на территории главпочтамта, в 18-19 веках российские километры отсчитывали от него, пока центр «мировых» путей-дорог не вернулся в Москву. За потугами Москвы и Питера считать себя таким центром с усмешкой наблюдает Киев - он-то знает, кто «мать городов русских». Его «нулевой километр» имеет вид глобуса на Майдане Незалежности. А в Архангельске нет «нулевого километра», зато тут есть «нулевая верста». Это скромный обелиск в виде верстового столба на пересечении Троицкого и Воскресенской. Чуть вперед, за него, и вы у мыса Пур-Наволок, на широченной тут Северной Двине. У этого мыса начинался Архангельск, сюда подходили суда иностранных торговцев, отсюда уходили и сюда возвращались суда поморов… На мысе стоит Гостиный Двор, в здании которого останавливались торговцы, а теперь обосновался областной краеведческий музей. Отсюда начинаем мы свой поход «Путями поморов». Здесь мы зададим себе вопрос, где они начинались и куда они вели, эти пути. А в ответ получим много-много других вопросов. Должен предупредить. Текст, который последует ниже, скорее, раздумья, навеянные пройденным маршрутом, а не описание этого маршрута. Так что извините…
Да, совет. Я его, впрочем, уже
дал когда-то, когда начал вести эту страничку в ЖЖ. Я привык историческую и географическую литературу читать, глядя в раскрытую карту описываемой местности. Не сочтите за труд, откройте соответствующую карту Яндекса. Будет интереснее.