Про Светлану IV

Aug 27, 2021 20:59

Эта часть про Светлану - из серии "эмигрантские истории"

Света закончила среднюю школу, еще проживая в Казахстане. Когда вместе с родителями прибыла в Германию, поняла, что надо еще доучиваться в местной школе. То ли ее десятилетка на внушала доверия на новом месте жительства, то ли поняла, что владение немецким языком нужно очень хорошее. И она пошла в немецкую гимназию на абитур. Абитур - высшая ступень немецкой средней школы (11, 12 и 13-ый классы), одна которая только и дает право на поступление в университеты. В Казахстане у нее почти не было химии из-за проблем с преподавателями химии в школе. Поэтому сразу у нее пошли оценки шесть, шесть и еще раз шесть. И ей приходилось многое доучивать. Зато с математикой было все равно наоборот. То, что начинали на высшей ступени гимназии учить немецкие школьники, казахстанские прошли еще в седьмом-восьмом. И очень раздражал совершенно непривычный подход к проверочным работам. В прошлой школе, говорила она, если ты на уроках понял материал, разобрал все задачи, значит будь уверен, что контрольную по этой теме напишешь. Контрольная всегда давалась чуть проще, чем разбираемые и решаемые в классе задачи. Здесь же было наоборот. Контрольные работы всегда давали сложнее, чем тот материал, который был в классе и даже вопросы, которые не разбирались вовсе. Таким образом, объяснялось, вычислялись особенно одаренные и самостоятельные ученики.

После абитура она подала заявление в общий студенческий центр. В этом центре сотрудники сами подбирают предложения ВУЗов и сообщают абитуриентам решение. Светлане на основе ее оценок и места проживания были предложены: математика, информатика и фармацевтика.
Она остановилась на фармацевтике как наиболее востребованной профессии.

Училась она, как и Оксана, семь лет вместо пяти. Какие-то предметы ей не удавалось сдать за две разрешенные попытки и экзамен "повисал". То есть, можно было учиться дальше, слушать дальнейшие курсы в следующих семестрах, но при этом повторять проваленный курс и снова пытаться его сдать. Или, например, набирается за предыдущие три семестра три несданных вовремя предметов. Берешь "свободное" время. Свободное в кавычках, потому что на самом деле в это время студент просто еще раз проходит несданные вовремя курсы и пытается их сдать. Он на самом деле не свободен, а просто не движется дальше по предлагаемой университетом программе.
Попыток сдачи каждого экзамена в конце семестра - две. Так, общую химию она сдавала пять раз, то есть три семестра. Когда готовилась, учила день и ночь, так что муж Володя (с которым они поженились еще в студенчестве) чуть ли не силком вечерами отрывал ее от книжек и вытаскивал на улицу прогуляться, отдохнуть, подышать свежим воздухом. Светлана говорила, что очень хотела свой дом, большой и красивый. И эта мысль не давала ей сдаться и все бросить.

Выручала студенческая дружба. Света и еще три ее одноклассницы поступили в один университет, на один факультет. Одна девочка была местная немка, трое - приезжие "русачки". Каждая что-то узнавала, находила какие-то сведения, делилась со всеми остальными. Помогало общение со старшекурсниками. Узнавали от старшекурсников, например, что такой-то профессор обязательно в контрольной ставит вопросы про сахара и за это можно получить шесть баллов (пунктов). Дружно кидались учить сахара.
- Получишь эти пункты, смотришь - ога, сдан экзамен. Пофигу уже, на что именно, на какую оценку. Важно, что прошел вперед, - рассказывала мне Света в тот наш приезд к ней в гости, - и аж пот по спине льется, что ура! попал в точку.
- Но как же так... - все еще, хотя уже очень вяло пыталась я что-то вякать, - А сессия, а подготовка, а список вопросов и билеты?
- Марина, забудь! О чем ты? Вот еще вспомнила! Тут и в самом деле никогда толком не знаешь, ЧТО именно тебе учить.

Так же она реагирует на мое удивление, как могут из 200 студентов матфака 130 провалить первый экзамен и придти на пересдачу (как это было в прошлом году, когда наша малая на матфаке учиться пыталась)
- Да это все нормально!
- Что нормально, Свет? Что??? Больше половины двоечников это нормально???
- Ай, да при чем тут двоечники - не двоечники. Не утрируй! Главное, что потом в итоге сдал. В мое время многие студенты вообще принципиально первую попытку экзамена проваливали. Просто приходили, писали там что-то... а в основном смотрели темы и запоминали. Потом начинали учить именно эти темы. Ведь вторая попытка где-то через месяц. Вот в течении этого месяца и учили ТО, что нужно.

Мне, правда, по-прежнему такой подход никак не налазит на голову. (( Но немцы, конечно же, уверены, что у них самая лучшая и самая адекватная система образования. Да еще и бесплатная. Вообще бомба! Дареному коню, как известно, в зубы не смотрят.
- Знаешь, какие преподаватели более-менее чему-то учили и более-менее адекватно потом материал спрашивали? - задает вопрос Оксана.
- Ну и какие?
- Которые ездили работать в Штаты и там в американских ВУЗах преподавали несколько лет. А потом с этим опытом вернулись обратно. Вот они еще учили студентов чему-то...
- Это понятно. В США обучение в университетах бешеных бабок стоит. Попробуй-ка за них студентов не учить. Поди, башку оторвут. Вот и привыкают.

Не очень понятно, правда, почему Светлана работает простым фармацевтов в аптеке. Разве для этого нужно столько усилий и семь лет учебы? Я тогда на всякий случай не стала спрашивать. Мало ли, может более квалифицированной работы не нашлось рядом с тем хутором, на котором у них дом построен. Или еще что-то...

Система, похожая на бывшую советскую систему (одну только которую я и знаю, собственно) есть в другом виде немецких ВУЗов. В отличие от университетов они называются Fachhochschule - специализированные высшие школы. Тоже готовят специалистов по разным направлениям. Но считаются пониже рангом и после их окончания нет возможности писать докторскую, например. Нельзя стать доктором, ученым, преподавателем. И работодатели на какую-то позицию охотнее берут именно выпускников университетов, чем выпускников Fachhochschule.
Хотя, по идее, и то ВУЗ и это ВУЗ.
Но в Fachhochschule тебя учат. А в университете ты учишься САМ. Как именно - это чисто твои проблемы.

Ах, да! Еще смешное. Света рассказала, что один из их однокурсников учился в университете на фармацевтике 20 лет. У него папа был владелец сети аптек. Сын должен был их наследовать. Вот и учился не спеша )))

ПроГерманию, Учеба, ЭмигрантскиеИстории, Подруги, Светлана

Previous post Next post
Up