На тринадцатом судоремонтном заводе Севастополя семь лет стоит на приколе громадина "Орск". Он огромен, красен и вечен в своем ремонте.
На его борту несет службу небольшая команда - солдаты-срочники, офицеры, мичмана. В этом году его загрунтовали.
Корабль "Орск"
![](http://photo.qip.ru/photo/lampa4ka/4215834/xlarge/109247749.jpg)
Здравствуй, БДК "Ямал". Не думала, что еще раз придется тут побывать. В той же самой кают-компании, на тех же самых палубах. Снова фотографировать орудия. Разговаривать с мальчишками-срочниками (правда, ребята уже другие).
![](http://photo.qip.ru/photo/lampa4ka/4215834/xlarge/109247743.jpg)
Мой спутник и "экскурсовод" - Алексей Войницкий, капитан-лейтенант.
Он улыбчив и строг, говорит грамотно и порой ехидно, у него длинные выгоревшие на солнце ресницы и наградные нашивки на кителе.
![](http://photo.qip.ru/photo/lampa4ka/4215834/xlarge/109247792.jpg)
Это мозг корабля. Сюда подаются команды с мостика и передаются в машинное отделение. За пультом - солдат-срочник Саша из Салехарда.
![](http://photo.qip.ru/photo/lampa4ka/4215834/xlarge/109247745.jpg)
- Да у нас красивый есть, не прошитый, - сказал Алексей. Но я сфотографировала этот.
![](http://photo.qip.ru/photo/lampa4ka/4215834/xlarge/109247744.jpg)
А это самое первое, самое простое средство связи на корабле. Есть несколько выходов: с сигнальным мостиком, с машинным отделением, с румпельными отделением. Как в него говорить, показывает Фарид, солдат-срочник из Муравленко.
![](http://photo.qip.ru/photo/lampa4ka/4215834/xlarge/109247746.jpg)
Орудие
![](http://photo.qip.ru/photo/lampa4ka/4215834/xlarge/109247747.jpg)
Солдат-срочник Никита из Ноябрьска.
![](http://photo.qip.ru/photo/lampa4ka/4215834/xlarge/109247748.jpg)
А это уже другая встреча и другое судно. Самодельная яхта "Северная корона", которая прошла трехлетнее испытание плаванием. Из Салехарда - через северные моря, через реки и водохранилища средней полосы, Онежское озеро, через, наверное, сотни шлюзов. И теперь стоит в Севастополе.
Яхту Анатолий Яковлев строил сам. На это ушло несколько лет. Закончил в 2005-м. Потом перегнал в Салехард и уже оттуда отправился в путешествие.
![](http://photo.qip.ru/photo/lampa4ka/4215834/xlarge/109247750.jpg)
![](http://photo.qip.ru/photo/lampa4ka/4215834/xlarge/109247751.jpg)
![](http://photo.qip.ru/photo/lampa4ka/4215834/xlarge/109247742.jpg)
Корпус - из цемента. Все остальное - тоже самодельное. Руль, мачты. Даже килеватость капитан Яковлев рассчитывал самостоятельно, не используя никаких шаблонов, учитывая задачи: посадка должна быть глубокой.
И, несмотря на то, что на судне есть навигатор, в пути приходилось рассчитывать вручную истинный курс и девиацию: "Вон видите, якорь слева? Знаете, какую он дает девиацию на компа`с?" - с Яковлевым мы говорили на одном языке.
![](http://photo.qip.ru/photo/lampa4ka/4215834/xlarge/109247783.jpg)
Самодельные узлы и развязки
![](http://photo.qip.ru/photo/lampa4ka/4215834/xlarge/109247753.jpg)
Компас у штурвала
![](http://photo.qip.ru/photo/lampa4ka/4215834/xlarge/109247781.jpg)
Капитан отдирает мидии от корпуса и готовит их. Так говорит, по крайней мере. Вот, угостил.
![](http://photo.qip.ru/photo/lampa4ka/4215834/xlarge/109247782.jpg)
Поделился рецептом: пассерованный лук, мидии и баклажаны. Попробовала тоже. Вкуснятина!
А это судно стоит у Графской пристани. Рассказали, оно второе иностранное, пришедшее в Севастополь после присоединения Крыма к России. Греческое.
![](http://photo.qip.ru/photo/lampa4ka/4215834/xlarge/109247752.jpg)
**
Давно мечтала спросить моряка: а правда, что ленточки бескозырки зажимают зубами?
Алексей ответил так.
- Одежда сделана так, чтобы было удобно. В бескозырке на палубу в шторм никто не полезет. А во время боевых действий боялись именно эту форму - бескозырку, тельняшку, синюю форму. Такая психологическая атака. Чтобы бескозырка во время боя не свалилась, ее действительно держали зубами.
Сейчас так никто не делает. Но если моряк в бескозырке в шторм окажется на палубе, он знает, что делать.