Моя служебная муза

Apr 26, 2010 16:46

Полку Муз, владычиц литературных направлений и жанров неуклонно прибывает. Обнаружена еще одна - и довольно славная, хоть и страшненькая!

О том, что эта настоящая Муза, не стоит даже спорить - все признаки налицо: она дает пишущему вдохновение и слушается повелений великого Аполлона, который является не только Богом Искусства, но и Солнечным Богом, развеивающим всякий мрак и тьму. Яркий свет, исходящий от Искусства здесь можно трактовать как светоч знания.

Муза со строгой прической и сурово сжатыми губами, облаченная в защитную одежду, вооружена по-видимому, большой линзой, в которую она ловит яркий лучи от своего Лучезарного повелителя и направляет их в натруженный мозг инженерно-технического работника, пишущего отчет о НИР/НИОКР (научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе).
Сколько я этого добра сама написала за двадцать с небольшим лет - ужас берет! А уж сколько прочла - вообще не счесть.
И вот что для себя поняла.

Хороший научный отчет полезен не только с практической точки зрения. Исследовательская работа - как занятия мальчишки из старинного выпуска киножурнала «Ералаш» под названием «Серёжа, выходи!» Про то, как маленький и страшно обаятельный толстощекий бутуз собирается гулять, и по дороге играется со всем, что попадает в его поле зрения. Выйдя на улицу в зимней шапке и на лыжах, Серёжа обнаруживает, что уже наступило лето...
В мире науки каждый - неизбежно становится Серёжей, отвлекаться на детали - просто необходимо, в них - самая соль! И чтобы не потеряться и вообще когда-нибудь, хоть к пенсии добраться до «двора» - пусть и зимой в панаме, а летом на лыжах, надо писать хорошие отчеты.
Кроме пользы для сборов одного Сережи во двор и общения Серёж, живущих в разных подъездах, отчет может быть еще и… красив!

Не верите?
И я раньше не верила.
Первые отчеты писались мучительно. Я совершенно не понимала, зачем столько условностей! Мне не хватило дерзости восстать против этого гнета, как однажды сделала моя подруга Конго, работающая секретарем при одном чудесном научном светиле и тщетно пытавшаяся добиться права сделать сей бронировано-чугунный язык хоть капельку легче и изящнее. Однажды она хлопнула об стол папку с рукописью, и сказала, что, «нормальные люди так не пишут», и ушла из химиков в инструкторы по шейпингу и гидроаэробике.

Я терпела, по десять раз переписывая. Думаете, легко сделать автоматическим навык начинать фразу с окончания предыдущей, заведомо лишая текст воздуха, отсекая возможность утомленного чтением мозга вырваться из клетки темы, и лукаво забыться? Эти устойчивые обороты - тяжелые блоки, архитектурные модули, кубики, которые можно красить, но нельзя пилить…

И все-таки терпение и труд перетерли даже эти кандалы.
И я почувствовала красоту и прелесть этого жанра. Теперь я знаю как выглядит хороший отчет, и как - отчет скверный. В хорошем отчете «значащая информация», бесправно - но собственного блага ради - зафиксированная, как пациент на операционном столе, занимает 70-80% текста. Художественный текст гораздо «легче». Но отчет пишется не для удовольствия читающего, а для насыщения его знанием, которым обладает Серёжа на данный конкретный момент сборов во двор. Плохой отчет так же груб и тяжел. Но это - пирожок без начинки. И оттого в нем больше канцеляризмов - балластного, паразитного мусора, мимикрически прикидывающегося научным текстом. Канцелярская «бумага» - эта всего лишь полосатая муха. Научный отчет - тяжко нагруженная пчела, летящая в улей.

с натуры, подумаешь

Previous post Next post
Up