О 1812, о выставке в ГИМе в эховских МУЗЕЙНЫХ ПАЛАТАХ. Первая часть

Dec 27, 2008 23:33


ЛОРА ЕРЁМИНА

Услышала передачу, ПРОНИКЛАСЬ, захотела создать спецблог - 27.12.2008

Создала данный блог, складирую этот материал - 03.01.2009

------------

http://www.echo.msk.ru/programs/museum/562106-echo.phtmlДата :27.12.2008 12:10Тема :1812 год: мир и война (портрет жены Кутузова и Наполеон на одеяле)Передача :Музейные палаты Ведущие :Ксения Ларина, Татьяна ПелипейкоГости :Наталья Перевезенцева , Сергей Подстаницкий, Андрей Кусакин


К.ЛАРИНА: Начинаем программу «Музейные палаты». Здесь Ксения Ларина, здесь Татьяна Пелипейко. Татьяна, ещё раз приветствую тебя.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Добрый день.

К.ЛАРИНА: У нас сегодня Государственный Исторический музей в гостях. Но я думаю, Татьяна, тогда представь наших гостей.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Да, у нас музей, но в лице не только музея сегодня, потому что у нас выставка, которая организована не впрямую только лишь самим музеем, а организована московскими коллекционерами и просто людьми, которые хранят какие-то реликвии той ещё Отечественной войны, войны 1812-го года, у себя дома.

Так вот, у нас в гостях куратор выставки и ведущий научный сотрудник ГИМО, кстати говоря, занимающийся как раз живописью Х1Х века. Это будет интересно для начала нашего разговора, Наталья Андреевна Перевезенцева. Здравствуйте.

Н.ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВА: Здравствуйте.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: И сторону коллекционеров у нас представляет инициатор этой выставки Андрей Леонидович Кусакин. Вы, конечно, участник, да?

А.КУСАКИН: Здравствуйте.

К.ЛАРИНА: Нашим слушателям скажем, что всё для вас работает, в смысле всех связей: sms: +7 (985) 970-45-45. Как обычно, вы будете отвечать на вопрос, который мы сейчас вам зададим. Ну, и в течение программы, если у вас возникнут вопросы к нашим гостям, мы всегда готовы их передать тут же, в прямом эфире. Они сразу же и ответят.

Ну, тогда давай сразу вопрос зададим и скажем, что мы сегодня подарим.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Да, вопрос, конечно, связан с войной 1812 года, а призы, безусловно, связаны тоже.

Призы следующие: это, во-первых, каталог выставки, которая называется «Мир и война 1812». Вот вам каталог.

Да, вот дайте его Ксении посмотреть замечательный каталог, бумажный каталог. Его можно выиграть. Есть электронный вариант - диски. Здесь соответственно можно в компьютере со всем этим ознакомиться.

И, наконец, есть билеты на выставку, которые также предоставляет нам Государственный Исторический музей.

Ну вот, из массы очень интересных вопросов, которые принесли наши гости, было, честно говоря, очень трудно сделать выбор - они все хорошие. Но, поскольку технически всё-таки удобнее работать с одним вопросом в ситуации

sms-ок, выбрали один из массы интересностей, а именно:

Кого французы, естественно, в период войны 1812 года, называли северными амурами?

Вот, собственно говоря, дашь правильный ответ…

Н.ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВА: Ответ относится к России.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ну мы посмотрим, если пойдёт бодро, мы подсказок давать не будем.

К.ЛАРИНА: А, если есть затруднения…

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Будут затруднения, то я думаю, что Андрей Леонидович, который автор этого вопроса, на самом деле как раз, я думаю, лёгкую подсказочку, такую вот не очень прямую, всё-таки нам даст.

К.ЛАРИНА: Повторяет номер телефона для sms.

Ну, а теперь давайте мы начнём наш разговор, такую экскурсию проведём по выставке «Мир и война 1812-й». Выставка из частных отечественных и зарубежных собраний.

Но, наверное, к Наталье Андреевне первый вопрос: вообще, драматургия выставки, как задумывалась?

Н.ПЕРЕВЕЗНЦЕВА: Всякая выставка, как и спектакль, должна состояться, если есть интрига. Вы правы. Действительно драматургия выставки существует. Мы хотели, чтобы публика увидела, как эта тема отразилась во всём искусстве, во всей культуре Х1Х века, превратившись из реальной трагедии реальных участников событий в один из мотивов русской культуры Х1Х столетия, как превратились исторические персонажи в бытовые предметы, иногда пародирующие искусство ранней эпохи Наполеоновской войны.

Что такое торт «Наполеон»? - Это уже не Наполеон, разумеется. И нам бы хотелось, чтобы эта выставка была неожиданна ещё и по принципу отбора. Мы все привыкли к тому, что всё, что касается реликвий истории культуры, находится не в частных руках, а в государственных хранениях. И в этом отношении мы с Андреем Леонидовичем по одну сторону. Мы не представляем две стороны. Мы - коллекционеры и музей вместе хотели показать, что можно обладать, хранить, изучать, любить вещи, представляющие всеобщий интерес. Иные из них можно назвать реликвиями. И вместе с тем, эти вещи не музейные, они принадлежат людям, коллекционерам, которые вложили в них свои интеллектуальные силы, вкус, время, средства. И показать эти вещи - одно из желаний коллекционеров и страстное желание музея иметь возможность общения с этими коллекциями. И выставка поэтому интригующая, ещё её состав сам по себе, это и есть интрига её.

К.ЛАРИНА: А есть вещи, которые впервые демонстрируются?

Н.ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВА: Безусловно. Есть даже целые коллекции, которые никогда прежде не были показаны зрителю, не публиковались.

Мы не стремились очень жёстко определять состав выставки. Мы пустили этот процесс в известной степени на самотёк, который иногда приводит к неожиданным результатам, хотя мы были абсолютно уверены в самом начале пути. И Андрей Леонидович был тому порукой, что, инспирируя вот такой замысел, он может подтвердить коллекцией своею замечательной, коллекциями своих коллег, близкими по составу, возможность подобной экспозиции.

А затем было объявление в Интернете, были случайные вполне контакты.

К.ЛАРИНА: То есть, несите, что хотите?

Н.ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВА: Практически да. Мы пригласили к участию в проекте всех, кто обладает любым материалом в определённых хронологических рамках.

И к нам пришли люди, или хотя бы позвонили. Увы! Не все перезвонили, не все пришли второй раз. И вообще это был проект очень такой рискованной формы: мы ведь не имели никаких гарантий того, что участники все вовремя и в том объёме, в каком мы заявили им о своём желании экспонировать, придут к нам. И, тем не менее, лишь один забыл дату открытия выставки, и донёс свой экспонат позднее. Все остальные пришли вовремя. И мы исполнили все наши затеи, как такую свободную игру. И вместе с тем, я думаю, что наша выставка - это срез сегодняшних коллекционерских возможностей в этой теме.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Но это хороший срез получился.

Н.ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВА: Хороший. Но жаль, что не все смогли быть участниками проекта. Наверное, мы виноваты перед кем-то, что мы кого-то не пригласили, кто-то, может быть, виноват перед нами, что не пришёл. Но что случилось - случилось в единственно возможном вот варианте. Этот ансамбль вещей я думаю, что он на выставке он как ансамбль существует. Это очень важное качество.

К.ЛАРИНА: Татьяна, ты посмотрела, расскажи немножко.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Да, я была на открытии, так что какого-то экспоната я пропустила невнесённого, Причём, понимаешь, это ведь довольно большая хронология. Фактически это вот от периода самой войны, даже чуть-чуть до, и это где-то, завершая периодом, даже не революции, а всё, что было до Первой Мировой. А это вот целый период исторический, и очень разное восприятие - столетие почти. А столетие - это отдельная история. Дело в том, что к столетию уже была выставка та как раз, к столетию войны 1812 года, то есть, в 1912-м. И вот, собственно говоря, я сейчас у нас здесь, в компьютере, вывела на экран один портрет. И, помимо того, что это портрет красивой женщины, помимо того, что это жена Кутузова. Кстати говоря, вот те, кто рядом с компьютером нас смотрят сейчас, могут в «Яндексе» легко набрать «Портрет Голенищевой-Кутузовой» и среди многих там вот в светлом, с голубым бантом вот этот портрет. Вот, собственно говоря, он присутствует на выставке.

Но есть у него третья, совершенно любопытнейшая сторона. Третья сторона - хорошо говорю, но тем не менее. Андрей Леонидович, историю портрета, если можно?

А.КУСАКИН: Ой, это не мой!

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Я знаю, что не ваш, но вы же знаете о нём.

Н.ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВА: Андрей Леонидович сейчас не стал говорить о портрете другого замечательного московского коллекционера, Андрея Розенцова, который издавна, и сразу, в начале замысла сказал: «Да, да, я буду участвовать». И сказал: «У меня есть одна вещь, которая была на выставке 912 года».

Это поразительно, потому что выставка состоялась в залах нашего музея и должна была стать основой, или, во всяком случае, она отражала состав того, что называлось уже тогда «Музеем 812 года». Но началась война, затем революция. Музей не состоялся.

И все предметы коллекции имели свою судьбу: что-то было вывезено из России, что-то вероятно вернулось к владельцу, что-то попало через Государственный музейный фонд в собрание Исторического музея. И что от этой выставки можно было найти вне нашего музея, трудно было себе представить. И оказалось, что это не рядовая вещь, а вещь значительная, иконографически уникальная. На той выставке столетней давности портрет считался работой кисти Ротари.

Ротари - художник очень известный, и посему желание владельцев приписать его кисти этот образ было вполне тогда естественно.

И тогда, и на нашей выставке мы особенно не оспариваем атрибуций владельческих. Мы стараемся их поддержать, сохранить, ну если только они совсем уж резко не расходятся с нашим представлением о реальности.

Спустя сто лет, эта атрибуция уже канула в Лету, она не подтверждается. Теперь можно сказать, что это работа русского анонима конца ХУШ века. Но лицо не вызывает сомнения. Это действительно Екатерина Ильинична урождённая Бибикова, супруга Михаила Илларионовича Кутузова, ещё в своём возрасте, можно сказать, молодости, представленная здесь. На той выставке этот портрет висел среди прочих в «Уголке Кутузова», в зале «Бородино», вот такой был уголок.

И на фотографиях, в фототипиях, воспроизведённых в каталоге выставки 1912 года, как бледная тень на стене, этот портрет виден. И мы очень рады, что и сегодня зритель может прийти и увидеть его сто лет спустя, и что он в Москве, и что он в руках того человека, который прекрасно понимает ценность этой вещи, и он опубликован. То есть, с ним всё произошло, что должно происходить с памятниками истории культуры: он известен, доступен, он свободен от ошибок каких-либо атрибуционных. Я думаю, что он будет иметь и будущее такое же прекрасное не обязательно в музее.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Там ещё есть Наполеон на одеяле. У нас заявлено.

К.ЛАРИНА: Заявлено, как событие.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Да. Тут я в Интернете его не нашла, очень жаль, потому что это одна из очень, по-моему, любопытных вещей на этой выставке.

К.ЛАРИНА: Он прямо на одеяле?

Т.ПЕЛИПЕЙКО: А ты переверни каталог, который ты держишь в руках, посмотри обложку сзади. Это натуральное одеяло, в обычном одеяльном формате.

К.ЛАРИНА: А! Это Наполеон, изображённый на одеяле! А я думала, что он раскинулся на каком-то одеяле.

Н.ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВА: До таких вольностей мы не дошли.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Да нет, но в какой-то мере вот этот Наполеон, изображённый на одеяле, вот те, кто не видит этого: это обычное одеяло, двустороннее по цвету - с одной стороны коричневое, а с другой - бежевое, с одной стороны бежевое, либо коричневое, в контраст Наполеон там изображён, как положено, в треуголке. И это в какой-то мере символ очень значительной составляющей этих всех коллекций этой выставки именно вот переход в какое-то такое народное декоративно-прикладное искусство.

Там много такого, я думаю, что после НОВОСТЕЙ к этому мы сможем обратиться.

К.ЛАРИНА: Ну что ж, сейчас НОВОСТИ, а потом продолжим.

НОВОСТИ

--------

Окончание 1й части.

----------------

Окончание распечатки всей передачи см  http://l-fi-hran-1812.livejournal.com/968.html
 

1812; ГИМ

Next post
Up