ЛАРИСА ЕРЁМИНА
Слушала-впечатлялась - 02.08.2009
Данный текст набираю буквами - 23.08.2009
Дополнения, шлифовка - 23.08.2009
Сохраняю здесь себе на память с
http://echo.msk.ru/programs/tretiakovka/609249-echo.phtmlДата :02.08.2009 12:09Тема :Икона Спас Нерукотворный XII векаПередача :
Собрание ТретьяковкиВедущие :
Татьяна Пелипейко,
Анна ТрефиловаГости :
Левон Нерсесян========
Адаптирую текст для моего комфортного ЖЖ_восприятия:
- членение делаю более дробным;
- шрифтом выделяю то, что считаю нужным выделить;
- букву ё не обозначаю: она уже обозначена тем, кто делал эту текстовую расшифровку, за что отдельное спасибо.
====================
А.ТРЕФИЛОВА: Сегодня мы такой музыкой открываемся. Добрый день. 12 часов 07 минут. Татьяна Пелипейко, возьмите, пожалуйста, микрофон. Здравствуйте!
Т.ПЕЛИПЕЙКО: Добрый день.
А.ТРЕФИЛОВА: Над чем Вы так задумались?
Т.ПЕЛИПЕЙКО: Я открываю картинки в Интернете на самом деле, как всегда, потому что …
А.ТРЕФИЛОВА: Насчёт картинок я бы поостереглась вот сейчас говорить «картинки».
Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ну, имеется в виду термин чисто интернетный. Не придирайся к словам.
А.ТРЕФИЛОВА: Левон Нерсесян, старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи. Здравствуйте, Левон.
Л.НЕРСЕСЯН: Добрый день.
Т.ПЕЛИПЕЙКО: Добрый день.
А.ТРЕФИЛОВА: У нас сегодня икона «Спас нерукотворный» ХП века. Сейчас мы увидим, и с датировкой будем сразу разбираться всё-таки.
Л.НЕРСЕСЯН: Ну, можем немножко уточнить, на самом деле, но про это мы уже говорили, поскольку произведения средневековые, они, как правило, подписей и дат не имеют, поэтому все уточнения датировок они связаны с какими-то искусствоведческими исследованиями, размышлениями, со сравнениями между собой разных памятников. Но сейчас принято считать, что это скорее конец ХП века, потому что самые близкие аналогии художественным приёмам и в византийском, и в русском искусстве именно в конце ХП века и находятся.
А.ТРЕФИЛОВА: А скажите мне сразу, пожалуйста, потому что на оборотной стороне Спаса тоже икона, да?
Л.НЕРСЕСЯН: Да.
А.ТРЕФИЛОВА: А она чем датируется?
Л.НЕРСЕСЯН: Ну, на самом деле, это большой соблазн. Не только Вы в него впадаете, многие исследователи тоже. Если икона двусторонняя, то вот как-то вот подумать о том, а случайно не написаны ли они в разное время? Вот. И есть такие иконы, которые действительно написаны в разное время лицевая и оборотная сторона. Ну, и по поводу Спаса Нерукотворного такая версия тоже высказывалась.
Я даже поясню, почему сразу, хотя потом мы будем говорить о всяких художественных делах, я надеюсь.
Просто то, что изображено на лицевой стороне, вот, если подбирать ему аналогии, вот именно лику Христа, то это больше всего похоже на византийскую живопись сороковых -пятидесятых годов ХП века. То есть, это как бы в пределах ХП века хочется датировать пораньше.
А вот на обороте композиция «Прославление Христа» - это вот по тоже узнаваемым очень приёмам и по графике, и по личному письму, это похоже на конец ХП века, и тут как бы действительно есть соблазн, что сначала была написана лицевая сторона, а потом - оборот.
Но в принципе такие разные приёмы по своему генезису они могут сочетаться в одном произведении, и мы знаем такие примеры. А, кроме того, в данном конкретном случае, можно понять, почему это произошло.
Дело в том, что Нерукотворный образ Спасителя для всякого иконописца - это идеальный образец, да, самый главный, самый первый образец, которому он должен следовать. Это тот образец, который, вообще-то говоря, создал сам Спаситель и который нужно повторять.
А.ТРЕФИЛОВА: Левон, простите, а сразу вопрос: правда ли, что это первый образ, который доверяют самостоятельно написать иконописцу, который закончил учёбу или книгу?
Л.НЕРСЕСЯН: Вы знаете, я боюсь, что вот эти вот самые предания из среды иконописцев и ремесленников я не очень знаю просто, не могу прокомментировать. Но в том, что Вы говорите, логика есть, конечно, потому что тогда, если это так, то тогда получается, что иконописец он как бы архитипически повторяет, собственно, саму историю и иконописания, и иконопочитания, начав с Нерукотворного образа.
Так вот, вернёмся, значит к вопросам о приёмах художественных. Понимаете, при таком благоговейном отношении к образцу, понятно, что иконописец должен был его воспроизводить как можно точнее, не только иконографическую схему, но, наверное, и какие-то художественные приёмы тоже. И поэтому вот это изображение на лицевой стороне оно и выглядит более архаично, потому что там более ранний образец повторялся тщательнее. А на обороте, где композиция, ну такая символика аллегорическая, так жёстко к определённым образцам не привязанная, он выразился в духе своего времени, в духе позднего ХП века.
А.ТРЕФИЛОВА: Очень много у меня вопросов, но мы должны разобраться с призами. Давайте мы прервёмся для ещё одной полезной вещи.
Т.ПЕЛИПЕЙКО: Отдаём мы, во-первых, Каталог текущей выставки - это Плакат, выставка, которая называется «Художник и время».
А.ТРЕФИЛОВА: Что ты оторвала сейчас от него?
Т.ПЕЛИПЕЙКО: Это я оторвала вот такую вот приклеенную бумажку, наклеечка такая. Это чисто технические наши дела.
И, кроме того, журнал «Третьяковская галерея», который также можно получить.
Значит, что мы задаём в качестве вопроса? Как сказал Левон, вопрос простейший, ну посмотрим, будет он простейший, или нет.
А.ТРЕФИЛОВА: Но мы на него ответить не смогли сразу.
Л.НЕРСЕСЯН: Я постарался, да. Но зато потом сказали, когда услышали ответ: «А! Да! Ну, конечно! Как же мы…» Да, да.
А.ТРЕФИЛОВА: Но мы-то услышали ответ, а слушатели наши ответ услышат только после того, как он правильный нам будет прислан на sms.
Т.ПЕЛИПЕЙКО: Так что, у вас сейчас будет минут спокойно 15-20 для того, чтобы отвечать на вопрос: Какой московский монастырь был основан в Х1У веке в честь иконы «Спаса Нерукотворного»?
А.ТРЕФИЛОВА: Какой московский монастырь был основан в Х1У веке в честь иконы «Спаса Нерукотворного»? +7(985)970-45-45. Это sms, ну и собственно сюда же, по этому же номеру можно задавать вопросы, которые у вас накопились к Левону Нерсесяну.
Теперь, что касается, собственно, самой иконы. Кто не помнит, может посмотреть её на сайте, у нас висит и… А так говорят: «лицевая сторона», да?
Л.НЕРСЕСЯН: Говорят.
А.ТРЕФИЛОВА: Лицевая и оборотная сторона.
Т.ПЕЛИПЕЙКО: Кто не видит сейчас изображения, наверное, немножечко надо дать описание устно.
А.ТРЕФИЛОВА: Давайте мы сначала разберёмся с тем, как эта икона попала в Третьяковскую галерею, а потом от этого уже будем дальше плясать.
Надежда Бекенёва, хранитель нам об этом сейчас расскажет.
ПУТЬ В ГАЛЕРЕЮ
Н.БЕКЕНЁВА: Это древнейшая икона второй половины ХП века, она у нас вот так вошла в каталог с этой датировкой. Но правда датировки всех древних памятников они колеблются. И разные исследователи по-разному о них говорят.
В Галерею она поступила из Исторического музея в 1930 году. Она находилась в Историческом музее 10 лет. А до этого она находилась в Успенском соборе Московского Кремля. На лицевой стороне есть такая красная сургучная печать, которыми обычно в Успенском соборе помечались вот их памятники.
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ
А.ТРЕФИЛОВА: Надежда Бекенёва, хранитель Третьяковской галереи. Левон, есть что-то добавить у Вас?
Л.НЕРСЕСЯН: Разумеется. Но просто я должен поблагодарить Надежду Геннадиевну, потому что она ответила на один из тех вопросов, которые обычно по поводу этой иконы ну вот все задают: «А что у неё там такое красненькое в левом нижнем углу?».
А.ТРЕФИЛОВА: Это печать.
Л.НЕРСЕСЯН: А это вот что-нибудь означает?
Вот это печать, мы выяснили. Это печать Успенского собора.
На самом деле, если дополнять, то как бы, двигаясь в глубь времён, потому что следующий вопрос: «А как она в Успенском соборе оказалась?». В конце концов мы знаем, что самый первый, вот даже самый первый Успенский собор, на этом месте стоявший, он был основан только в 1326-м году. А мы говорим, что эта икона ХП века. То есть, понятно, что она была не для этого собора создана, вообще создана в какую-то совсем другую эпоху. И, как это всегда бывает с домонгольскими иконами, нам не просто определить, для какого же храма она была создана? Вообще, в каком городе, в каком центре художественном? Вот.
Просто дело в том, известно, что на протяжении ХУ1 века в Успенский собор Московского Кремля свозилось очень много древних святынь со всей Руси. Это ещё Василий Третий начал, потом продолжал Иван Грозный. И вот, видимо, именно в эту эпоху большая часть древних кремлёвских икон там собственно и оказалась.
Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ну понятна позиция начальства: всё лучшее - нам!
Л.НЕРСЕСЯН: Ну, как бы, поскольку мы преодолели к концу ХУ века феодальную раздробленность, у нас уже было не Великое Княжество Московское, а Московское царство, нужно было прославить все реликвии, которые копились на этих землях на протяжении веков. А лучший способ их прославить, по мнению тогдашних властителей, было как раз привезти их в столицу.
А.ТРЕФИЛОВА: В Москву?
Л.НЕРСЕСЯН: Да. Иногда надо сказать, что делали копии, списки с некоторых икон. Списки оставляли в Успенском соборе, а оригиналы возвращали. Иногда поступали наоборот - иногда оригиналы оставляли.
А.ТРЕФИЛОВА: А от чего это зависело?
Л.НЕРСЕСЯН: Знаете, вот непонятно. Я знаю и такие, и такие случаи, но алгоритма такого общего нет. Но…
Т.ПЕЛИПЕЙКО: Но вполне могли спасти свой оригинал: в конце он обветшал, мы вам сейчас сделаем замечательный список.
Л.НЕРСЕСЯН: Ну вот, скажем, привезли две иконы, это мы знаем, из Софийского собора в Новгороде, «Спас Золотая риза» так и остался стоять в иконостасе Успенского собора Московского Кремля, а «Петра и Павла» всё-таки отвезли обратно в Софийский собор. А это всё-таки древнейшие иконы Х1 века.
А.ТРЕФИЛОВА: А где висел там Спас в Успенском соборе? Где он находился?
Л.НЕРСЕСЯН: В смысле, он и сейчас только стоит.
А.ТРЕФИЛОВА: Сейчас он в Третьяковской галерее.
Л.НЕРСЕСЯН: Нет, нет, нет, стойте! Мы про какого Спаса говорим?
А.ТРЕФИЛОВА: Мы - про нашего.
Л.НЕРСЕСЯН: А! Про нашего. Неизвестно, неизвестно. Понимаете, здесь установить точно местонахождение иконы можно только, если у неё есть какие-то чёткие узнаваемые признаки. И опись их называет.
А.ТРЕФИЛОВА: Ну вот то, что двусторонний, вероятно, это предполагает какое-то всё-таки место определённое?
Л.НЕРСЕСЯН: Вы знаете, может быть, может быть, я не очень хорошо помню опись Успенского собора, поэтому вот сказать точное местонахождение я сейчас в Успенском соборе, наверное, не смогу. Но подозреваю, что поскольку она была двусторонняя, скорее всего постоянного места у неё не было.
Т.ПЕЛИПЕЙКО: То есть, это выносная икона? А она какого размера? Она вообще годилась для такого вот использования?
Л.НЕРСЕСЯН: Вы всё время спрашиваете про размер в расчёте на то, что я держу, вот мы все держим эти дивные цифры в голове.
А.ТРЕФИЛОВА: Нет, во-первых, приблизительно, а,
во-вторых, народ спрашивает.
Л.НЕРСЕСЯН: Она размера небольшого. Вот, я думаю, что не больше полуметра.
Т.ПЕЛИПЕЙКО: То есть, она могла использоваться на крестном ходе?
Л.НЕРСЕСЯН: Да, безусловно. И не просто могла, а, скорее всего, так она и использовалась. И об этом свидетельствует как раз то, что она двусторонняя. Так обычно именно вот выносные, процессионные иконы и украшались.
А.ТРЕФИЛОВА: Двусторонних икон не так много, насколько я знаю, в русской иконописи?
Л.НЕРСЕСЯН: Нет, почему? Довольно много, мы просто не про все знаем, что они двусторонние.
Вот, скажем вот, вы знаете, что Пименовская двусторонняя, допустим? Что на обороте - Благовещение, да?
А.ТРЕФИЛОВА: Я и про эту-то не сразу вспомнила, что она двусторонняя, честно говоря.
Л.НЕРСЕСЯН: Нет, это бывает часто, причём ну это действительно зависит от функций. Если икона делалась под постоянное место, вот как бы в иконостасе фиксировано, допустим, это храмовая икона или часть какого-то ряда иконостаса, нет никакого смысла в том, чтобы делать её двусторонней. Но, если эта икона процессионная, выносная, она, конечно, будет двусторонней, чтобы изображение было вот как бы видное какое-нибудь изображение, как бы ни двигался этот самый крестный ход.
Ну давайте по поводу происхождения всё-таки я договорю.
Значит, откуда она попала в Успенский собор определить нельзя. То, что мы знаем, скажем, про эти иконы из Софийского собора, это редчайший случай, это вот действительно зафиксировано в летописях. Обычно такие переносы, в общем, не фиксировались в источниках. Но, тем не менее, исследователи выдвинули догадку, что, ну как бы эта икона может происходить из церкви Святого образа на Добрыниной улице в Новгороде. Такая церковь существовала там уже с первой половины ХП века. И мы знаем по летописям, что в 1191-м году она была обновлена. И вот эта дата, вообще-то говоря, подходит для памятника. Вот именно в связи с обновлением, например, для неё мог быть создан вот новый такой образ. Вот, хотя посвящение существовало ранее.
Мы, кстати, не можем сказать, что он был храмовый, скорее всего, он всё-таки был не храмовый. Но вот опять в силу того, о чём мы с вами говорили. Если это был храмовый образ, у него было чётко фиксированное место, то тогда вторая сторона не нужна. Может быть, мы про функции в столь древние времена икон не очень чёткое имеем представление. Может быть, он использовался и так, и так. Может быть, какое-то время он стоял на месте храмовом, в алтарной преграде, а в соответствующие праздничные дни, например, выносился.
И соответствующий праздничный день, вот переходим ещё к следующему вопросу - это у нас 16 по старому, или 29 августа по новому стилю, это один из трёх августовских спасов, третий и последний. Про трёх спасов все знают, все, в основном, знают про медовый, яблочный и ореховый. Вот, так ореховый, я прошу прощения, на самом деле, это три достаточно замечательных, интересных и великих праздника, это Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня - 1 августа; Преображение Господне - 19 августа. И вот то самое перенесение нерукотворного образа из Эдессы в Константинополь, который отмечается 16, или 29 августа.
А.ТРЕФИЛОВА: Вот сейчас мы подбираемся на самом деле к легендам появления вообще спасов.
Л.НЕРСЕСЯН: Да, потому что вот это вот самое перенесение, не вообще, а нерукотворных образов, да? Вот это самое перенесение нерукотворного образа из Эдессы в Константинополь, это действительно имевшее место вполне историческое событие, вот оно произошло 16 августа 944 года, то есть, в Х веке. Вот, это как бы некий исторический фокус, вокруг которого все эти предания можно в принципе сгруппировать. Только давайте мы не будем с вами говорить легенды, потому что не говорят так про истории о чудотворных иконах цивилизованные люди, а они говорят слово «предание».
А.ТРЕФИЛОВА: Хорошо.
Л.НЕРСЕСЯН: Вот, значит, все эти предания они группируются именно вокруг события 944 года, потому что тогда, либо самим императором Константином Багрянородным, либо по его повелению была составлена повесть на перенесение нерукотворного образа, которая собственно все предания в себе сгруппировала. Причём. Повесть эта очень любопытна. Она, кстати, по-русски опубликована, её можно почитать. Повесть эта очень любопытна в том смысле, что она вообще-то представляет собой аналог современного исследования. То есть, там не просто изложена связанная история, а там дано несколько версий разных событий: вот рассказывают так, а вот ещё рассказывают так, есть ещё такая версия. То есть, составитель этого текста отнёсся с большим вниманием.
А.ТРЕФИЛОВА: То есть, версии преданий?
Л.НЕРСЕСЯН: Да, версии преданий. Нет, они потом все сходятся в некую точку, да они сходятся в город Эдессу, где действительно существовал этот почитаемый образ. Они сходятся на самом деле в том единственном месте, с которого уже начинается историческое повествование. А начинается оно, если как бы важно, а это важно, с 544 года, когда вот этот маленький малоазийский город Эдесса осаждался войсками персидского царя (неразборчиво). И как мы знаем из истории Евгая «Схоластика», написанной в том же, У1 веке, вот тогда нерукотворный образ и был обретён в нише на городской стене, замурованный некими таинственными предшественниками вместе со светильником зажжённым, который когда-то зажгли, и он так и не погас, вместе со вторым изображением, перешедшим на черепицу, которая с образом была заложена. И естественно обретение этой реликвии оно сопровождалось чудесной помощью осаждённым. Естественно, Хазрол был отогнан, осада была снята, а потом ещё от списка с этого образа исцелилась бесновавшая дочь Хазрола.
Т.ПЕЛИПЕЙКО: Вот эта, в общем, тоже такая традиционная довольно ситуация, когда в кризисный какой-то момент возникает такая идеологема, связанная с очень часто именно с иконами.
Л.НЕРСЕСЯН: Да. Безусловно. И такая традиция существовала. Мы много раз в том же самом Константинополе фиксируем, да? Ну, просто я привожу это событие вот такое, как то, с которого начинается история почитания нерукотворного образа. Да? Вот его обнаружили, вот он сразу так прославился, вот с него начали делать многочисленные списки. Кстати, к Х веку списков было уже очень много. Потому что известно, что был послан специально, вот когда накануне перенесения, когда, собственно, собирались уже переносить изображение, был послан епископ в город Эдессу для того, чтобы из всех имевшихся в этот момент нерукотворных образов выбрать самый древний, самый подлинный, тот самый первоначальный, и его перенести уже в Константинополь.
А.ТРЕФИЛОВА: Левон, а у меня такой вопрос, ну, как вам сказать? - Очень светский: я всё-таки хочу понять, откуда вообще появилась вот эта традиция изображения лика, потому что, насколько, опять же, я помню, может я не права, но в Новом Завете нигде нет описания Спасителя.
Л.НЕРСЕСЯН: Ну, Вы понимаете, здесь дело в том, что традиции изображений нет. По преданию это изображение возникло чудесным образом само по себе. И вот тут мы, чтобы ответить в частности исторически на Ваш вопрос, мы должны немножко отъехать от У1 века туда, дальше вглубь. Потому что мы обозначили точку историческую, с которой началось почитание, но на самом деле это же не ответ на вопрос о происхождении этого изображения.
Значит, самое раннее свидетельство вообще о царе Авгаре и о каком-то изображении Христа с ним связанным, оно относится к началу У века. Это сирийский апокриф «Учения Аддая», так по-сирийски звали апостола Фадея, который после уже смерти и вознесения, спаса и воскресения вознесения Спасителя проповедовал христианство в Малой Азии, в частности, был в Эдессе. И вот там, собственно, в первой своей версии, изложенной «История царя Авгаря», который болел проказой.
Царь Авгарь, кстати, исторический персонаж. То есть, он по параллельным историческим источникам вполне выясняется кто это такой - это такой Авгарь Пятый Укама Барма Ну, который в начале этого самого первого века новой эры действительно правил маленькой Малазийской страной Асханой со столицей в городе Эдессе.
Нам известно из поздних источников, что он был болен двумя болезнями - подагрой и проказой. И, кстати сказать, не случайно, наверное, проказа интегрирована в его имя. Вот эта «Укама» на сирийском означает чёрный. А от проказы белеют.
А.ТРЕФИЛОВА: Это прозвище?
Л.НЕРСЕСЯН: Да, это прозвище. От проказы белеют. Это такое комплементарное прозвище типа «ты не белый, а чёрный», ты не больной проказой, о, великий государь! То есть, эта память о проказе она как бы в его имени зашифрована тоже.
И, соответственно, он, услышав от своего слуги о том, что Христос проповедует в Иерусалиме, более того, что иудеи хотят его убить, он решил, как бы, что вот он как бы так славен многочисленными исцелениями, чудотворением и так далее, он решил пригласить его к себе. Ни больше, ни меньше.
А.ТРЕФИЛОВА: По простому.
Л.НЕРСЕСЯН: Да, письмо написал, очень трогательное письмо написал про то, что значит, вот приезжай ко мне, ибо я знаю, что иудеи ищут тебя убить, а у меня тебе будет хорошо и всё нормально. «Город у меня очень маленький и достойный», - я цитирую, - его хватит нам обоим, чтобы жить там в мире».
А ещё слуга был художником, и он получил поручение от царя написать портрет Христа, если Христос откажется приехать. Христос, естественно, приехать отказался, но он написал ответное письмо, где было сказано, что «Вот тут у меня в Иерусалиме дела, я должен там совершить своё служение, но потом, как придёт мой ученик (апостол Фадей), и тебя вот от всех твоих болезней исцелит», так что вот как бы не волнуйся.
Вот. А с портретом получилось странно, потому что в ранних источниках У века ничего о чудесном создании этого образа не сказано. А там-таки сказано, что Онаний написал портрет.
А.ТРЕФИЛОВА: Художник?
Л.НЕРСЕСЯН: Художник, да. А потом уже, вот начиная с церковной истории (неразборчиво), возникла вот эта вот самая первая версия про то, что Христос, увидев, что художник пытается написать его портрет, умыл своё лицо, отёр его платом, и на плате появился отпечаток, который, собственно, Онанию был отдан и передан потом Авгарю. И от которого Авгарь получил исцеление, а полностью исцелился действительно, когда к нему пришёл апостол Фадей и крестил его. Вот такая версия. Но это только одна версия писания. Потому что та же самая повесть Константина Багрянородного имеет и другую версию, согласно которой изображение появилось, вообще-то говоря, в Гефсиманском саду, когда Христос молился, если вы помните по Евангелию, до кровавого пота, и вот, когда ему подали плат, чтобы он отёр…
А.ТРЕФИЛОВА: Так это плат Вероники?
Л.НЕРСЕСЯН: Нет, нет! А если мы черепицы с вами считать начнём, знаете, сколько их будет? Вот. Это другой плат. На этом плате действительно появился отпечаток по преданию Христова лика. И его апостол Фадей, уже не Онаний, а апостол Фадей привёз Авгарю, когда проповедовал в Малой Азии. Обе версии изложил.
А.ТРЕФИЛОВА: Скажите, а на самом деле, ну это версия, это предание, а всё-таки самый первый образ Христа есть? С чего все потом были вот эти изводы, списки, как правильно сейчас их называют.
Л.НЕРСЕСЯН: Вы знаете, самый первый образ Христа из дошедших до нас, давайте скажем так, - вас иконные образы интересуют, или монументальная живопись, или миниатюра? Или прикладное искусство? (Хохочет).
Нет, всё-таки самая первая сохранившаяся икона - икона второй половины У1 века из монастыря Святой Екатерины на Синае. И она представляет Христа-Вседержителя. Это другой иконографический тип.
А.ТРЕФИЛОВА: Сейчас Краткие НОВОСТИ, потом вернёмся. Левон Нерсесян, старший научный сотрудник отдела древнерусской живописи Третьяковской галереи.
НОВОСТИ
(Окончание Части ПЕРВОЙ - ЛЕ)
=============================
Часть ВТОРУЮ см
http://l-fi-hran-art.livejournal.com/7066.html