ЛОРА ЕРЁМИНА
Услышала на любом Эхе - 03.01.2009
Складирую в данный блог с сайта Эха в версии для печати в 2х частях - в ночь с 6 на 7 января 2009
http://www.echo.msk.ru/programs/vsetak/562964-echo.phtml
Дата :03.01.2009 18:08Тема :Император Марк Аврелий: предчувствие христианстваПередача :
Все такВедущие :
Алексей Венедиктов,
Наталья Басовская А. ВЕНЕДИКТОВ: В эфире «Эхо Москвы». Наталья Ивановна Басовская. Здравствуйте, Наталья Ивановна.
Н. БАСОВСКАЯ: Добрый вечер.
А. ВЕНЕДИКТОВ: И Алексей Венедиктов. Мы сегодня будем говорить о римском императоре, чьё имя не так известно, как Август или Нерон, но которое оказало не меньшее, а может быть, и большее влияние на нынешнюю цивилизацию. Я бы хотел сначала разыграть 10 экземпляров компьютерной игры наших друзей из фирмы 1С «Древний Рим», вы сможете возглавить один из народов и стать победителем, создать свою империю. Если ответите на вопрос, связанный с Марком Аврелием. Отвечать надо на телефон 970-45-45, и не забывать подписываться.
Известно, что конная статуя императора Марка Аврелия до сих пор стоит в Риме. Она чудом уцелела, потому, что в Средние века, прежде всего папство сносила все памятники язычникам. Но здесь оно, папство, обмишурилось, оно приняло эту конную статую Марка Аврелия за конную статую другого человека. И поэтому оставила на месте и она там до сих пор стоит. За какого человека был принят Марк Аврелий римскими папами. Почему удалось сохранить статую? Если вы знаете имя этого человека, если вы можете нам прислать имя этого человека, то присылайте его прямо сейчас на московский номер телефона с помощью смс +7-985-970-45-45. За кого была принята конная статуя Марка Аврелия и поэтому она сохранилась.
А мы с Натальей Ивановной Басовской расскажем пока об этом человеке, который заслуживает того, чтобы о нём рассказали, потому, что он переломный император Рима.
Н. БАСОВСКАЯ: Совершенно верно. И говорить мы будем о временах достаточно отдалённых, о II веке нашей эры. Но прежде я хочу поздравить тех верных наших радиослушателей и зрителей, которые нас сейчас видят и слышат, с наступившим Новым годом. Марк Аврелий жил со 121 по 180 годы новой эры. И прославился тем, что он один из ярких, последний яркий представитель знаменитого условной династии Антонинов, которая вошла в историю как династия, правящая во время Золотого века. Так и пишут различные авторы - Золотой век Антонинов. Он продолжался с 96 по 192 год, примерно век. Это был, действительно, век.
Правили Нерва, Троян, Адриан, Антонин Пий, тот, чьим приёмным сыном был Марк Аврелий, Марк Аврелий, и последний, трагически завершивший Золотой век, сын Марка Аврелия Коммод.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Кстати, надо сказать нашим слушателям, которые может не знают, что именно смерть Марка Аврелия и приход к власти Коммода, это знаменитый фильм «Гладиатор».
Н. БАСОВСКАЯ: Условно да.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Условный Марк Аврелий, условный Коммод, но это то время.
Н. БАСОВСКАЯ: Безусловно. С некими поправками, придумками, довольно естественными для художественного произведения. Но эпоха эта. И то, что он умер в походе против германцев - это правда, но то, что его лично зарезал Коммод, это даже римляне не утверждали.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Может не знали…
Н. БАСОВСКАЯ: Широко обсуждалось, что он умер от той самой чумы, которая косила римскую армию во время этих походов, так называемых Маркоманских войн. Чего такого золотого было в этом веке? Правители эти, кроме Коммода, претендовали на некое сочетание монархии и свободы, как об этом много писала в своё время либеральная историография 19, в начале 20 века. Они рассматривали своё правление, свою императорскую власть не как тиранию, а как служение. Не всегда, не во всём, не идеально следуя этому принципу, но само наличие принципов, претендующих на высокий уровень у власти, вещь не такая отталкивающая.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Надо вспомнить, какую династию они сменили и каким образом.
Н. БАСОВСКАЯ: Они сменили страшное время конца Гражданских войн. Они пришли в очень тяжёлое время после того, как завершились Гражданские войны, потом было всё очень…
А. ВЕНЕДИКТОВ: Резали императоров, душили императоров…
Н. БАСОВСКАЯ: Была масса заговоров. Но впереди ещё более страшное время. Так что они промежуток в долгой, тяжёлой истории ухода с исторической арены великой римской цивилизации и великой Римской империи. Он лично, Марк Аврелий, как не парадоксально, прославился не столько деяниями, они были примерно такими же, как у Трояна, Адриана, Антонина, а своим дневником, который был найден после его смерти. Никто при его жизни не знал, может быть кто-то знал, но не широко, единицы. Он найден был после его смерти, написанный на древнегреческом языке. Условные переводы на русский или «Наедине с собой» или «К самому себе». И дневник такой необычный, что становится ясно, что этот человек, с одной стороны, жил своей императорской жизнью, а с другой - своей внутренней.
И в этом дневнике язычник-император - это многобожие в Риме, всё время говорит: «Бог, Бог, думай о Боге» и многое другое. Так кто этот Бог?
А. ВЕНЕДИКТОВ: И кто этот император?
Н. БАСОВСКАЯ: Его Бог, по-видимому, из текста, совесть, человеческая совесть. И потому я предложила дать подзаголовок нашей передаче «Предчувствие христианства». Нет слова «христианство», не было ещё. Есть христиане, их преследуют, нет господствующей религии. Был уже Христос, но она не стала для Рима официальной, тем более для императоров. А он говорит о Боге. Давайте посмотрим, что за жизнь у него была, может быть найдётся какое-нибудь объяснение. Хотя это не просто.
О нём существует большая литература. Я столкнулась с поразительной трудностью. Его дневник настолько ярче его жизни, реально известной, что каждый автор сбивается на пересказ его дневника, а не фактов его биографии. Например, известный французский политик Франсуа Фонтен в серии ЖЗЛ на русском языке вышла книга «Марк Аврелий», его интересует политика и жизнь императора, но он говорит, что будет раскрывать её через дневник. И в конце-концов описывается не жизнь Марка Аврелия, а жизнь его души и интеллекта, насколько способны люди в 20-21 веке это воссоздать. Задача, действительно, непростая.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Давайте разделим. Попытаемся.
Н. БАСОВСКАЯ: Попробуем. Родился в 121 году. Впервые его родители поселились в Риме как раз в это время. Они были то ли из италийцев, как одни говорят, другие - что когда-то италийцы, т.е. жители Италии, а затем непосредственные предки его отца уже были из Испании, из римской провинции Испании.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Но всё равно римские граждане.
Н. БАСОВСКАЯ: Безусловно. Никаких испанцев тогда не было. Это всё Рим. Римская провинция Испания. После Второй Пунической войны, может быть, они получили, их предки, получили земли, может быть это были солдаты тех, кто побеждал Карфаген в великом противостоянии двух цивилизаций - Рима и Карфагена. Его отец Анний Вер, очень знатный человек, занимал должность претора. Следующая - консул, высшая должность. Интересно, что юного Марка Аврелия один из императоров, о которых ещё будем говорить, так интересно назвал. Вер - это по латыни истинный, верный, добропорядочный. Он сказал: «Если он из Веров, то лично он Вериссимус».
А. ВЕНЕДИКТОВ: Супер-справедливый.
Н. БАСОВСКАЯ: Наивернейший, наисправедливейший. Отец умер рано, ему не было и 30 лет. И мальчик больше жил рассказами об отце.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Мальчику было 3 года.
Н. БАСОВСКАЯ: У него не было никаких личных впечатлений. Хотя ему иногда казалось, что он видит отца, погибшего трагически, убитого коварно. Отзвуки заговоров Гражданских войн были и в это, относительно стабильное время. Его мать Домиция Луцилла, простая и строгая нравом, как говорят источники. Для Рима это очень важно было в это время, потому, что более типичны были фигуры развратных римских матрон. Но состояние её семьи, если говорить, откуда Луцилла происходила, скорее всего, результат доносов, репрессий, конфискаций времён Гражданских войн. Никакой идеальной безупречности, абсолютной чистоты здесь не было.
У него был сводный брат Луций Вер, может быть, кто-то предполагает, что родной, частично сводный или просто приёмный. Совершенно по-разному оценивают его. Но он в его жизни занимал заметное место. Важнейшая фигура - дед. Вообще, в семейных отношениях роль бабушек и дедушек бывает очень велика. Вот это тот случай, где дед важнейшая фигура. Его звали Анний Вер, из рода Вееров, откуда он происходит по отцу, наш Марк Аврелий, был дважды консулом, т.е. это фигура очень высокая при императоре Адриане.
Особенность Антонинов была в том, что они сохранили республиканские институты, в частности Сенат, и в отличие от времён Гражданский войн и ранних Цезарей, не воевали с Сенатом, а старались примириться, чтобы это была монархия, опирающаяся на аристократию. Очень разумный ход, не во всём удававшийся, но давший свои результаты. Его образование и учителя. Это очень важно. Блистательные. Именно дед позаботился о том, чтобы он получил совершенно особенное образование. Я прочту небольшой отрывочек из дневника. Начинается и со мной тоже самое явление. Дневник заслоняет Марка Аврелия.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Я Вас буду останавливать, Вы не волнуйтесь.
Н. БАСОВСКАЯ: Я как-то всё равно волнуюсь. «Деду Веру, - пишет он, я обязан сердечностью и незлобливостью. Слава родителя и оставленный им по себе памятью скромностью и мужественностью. Матери - благочестием, щедростью и воздержанием не только от дурных дел, но и от дурных помыслов, а также и простым образом жизни, далёким от всякого роскошества. Прадеду (добрался до прадедов)….. Я назвала этот фрагмент генетическим самоанализом. Во времена, когда слово «генетика» не существовало. ….прадеду - тем, что не посещал публичных школ, пользовался услугами прекрасных учителей на дому, и понял, что на это не следует щадить средств». Роль образования.
И наконец - воспитателю. И что занятно - два строчки про отца, две - про мать, по нарастающей - дед и прадед, и больше всего - про воспитателя. Чем же он ему обязан? «Тем, что не интересовался исходом борьбы между «зелёными» и «голубыми» (между «Спартаком» и «Динамо» сегодня» или гладиаторами фракийского и галльского вооружения, что вынослив в трудах, довольствуюсь малым, не получаю своего дела другому, не берусь за множество дел, и не восприимчив к клевете». Самая высокая роль учителя и учительства.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Я хочу обратить внимание. Нам задавали вопрос на сайт, писал ли он этот дневник для дальнейшей публикации или для себя?
Н. БАСОВСКАЯ: Видимо, для себя. Нет никаких оснований предполагать, что он хотел его сделать достоянием общественности, он бы сумел об этом позаботиться, потому, что, несмотря на то, что он умер, видимо, от чумы, довольно стремительное заболевание, но не мгновенное. И самое интересное, что он внутренне, это отмечено и в дневнике и в тех, кто с ним общался и разговаривал, он чувствовал приближение смерти. И если бы он хотел сделать соответствующее распоряжение о том, чтобы передать его людям, он бы это сделал. Это был разговор с собой. Вот именно к самому себе.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Я бы хотел обратить внимание наших слушателей и зрителей, как люди сами с собой разговаривали, для себя.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Высоким стилем, благородным, но он как будто бы сам себе, почему и говорят, что его собеседник совесть, старается объяснить некоторые вещи и проверить, вполне ли он им следует. Мы ещё увидим, вполне ли. Учителя Фронтон - занятия латинской риторикой. Квинт Юний Рустик - больше всего повлиявший, философ, занятия философией столь успешные, что будущий Марк Аврелий полюбил философию в 12 лет на всю жизнь. Некто Эпиктет, который родился рабов. Вообще, больше всего его привлекали философы. И вот философское воздействие привело к тому, что мальчик после 12 лет предпочитал спать на голых досках, укрытым шкурой, приучая себя ко всяким лишениям, никакой роскоши, а мать начинала беспокоится его здоровьем.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Психическим.
Н. БАСОВСКАЯ: Она, правда, беспокоилась издали. Она непосредственно им мало занималась. Прекрасно знал античную классическую литературу, древне-греческий язык. Но что любопытно, полностью сосредоточился на гуманитарном аспекте этих наук, ибо его современниками были Птолемей и Гален, он как бы их не заметил. Он мог их привлечь ко двору. Всё-таки, это ещё начало заката и одновременно пик, что логично, после пика начинается закат Римской цивилизации, в её чистом классическом античном выражении, а это значит культура гуманитарная, прежде всего, они недооценивают сферу производства, естественных наук. Врачи, астрономы, они привлекут внимание в эпоху Возрождения.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, всё-таки, Гален потом был привлечён и даже вроде бы во время смерти нашего героя он уже был с ним в походе, уже пользовал его.
Н. БАСОВСКАЯ: Но ко двору привлёк других людей.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Кстати, по поводу Франтона, может быть, здесь имеет смысл сказать. Удивительная история. Есть переписка Марка Аврелия с Франтоном, которая началась, когда Марку Аврелию было 18 лет, и длилась эта переписка ни много, ни мало, 27 лет. До самой смерти Фронтона. Он уже стал императором, прошёл всю жизнь, и он со своим учителем переписывался и продолжал переписываться. Двадцать лет переписки постоянно, от мальчика, до императора.
Н. БАСОВСКАЯ: Ни один современник Марка Аврелия замечает, что став императором, он как личность очень мало изменился. Это редчайшее качество.
Итак, Марку было 8 лет, когда, как отмечают современники, его заметил император Адриан. Это не тот, кто его усыновит. И полюбил этого тихого печального ребёнка, - выражение Мережковского. Мережковский написал изумительное эссе о Марке Аврелии. Понравился тихий, печальный ребёнок. Из знатных, из окружения императорского, но был замечен. Но, тем не менее, не Адриан, а его преемник усыновит Марка Аврелия. Итак, 25 февраля 138 года, вот что такое 138 год? Прошло примерно сто лет после убийства Гая Юлия Цезаря. Это большой кусок римской истории. Вот уже довольно долгое время существуют христианские идеи, но христиане преследуемые, сектанты. Пока ничего не предвещает, что они будут господствовать.
И вот этого тихого, печального ребёнка заметил император Адриан. Император Адриан 25 февраля 138 года усыновил Антонина, который станет будущим императором Антонином Пим. А он, Антонин, в том же году усыновил Луция Вера, сводного брата Марка, и Марка Анния Вера.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Такой усыновлённый внук. Причём, есть сведения, что именно Адриан потребовал от Антонина…
Н. БАСОВСКАЯ: …чтобы он одновременно это сделал. Чтобы посмотреть вперёд, как будет обеспечена преемственность достойных, порядочных людей. Что это за усыновление такое? Вроде бы говорим империя, сразу понимаем монархия. Да, она по многих параметрам монархия. Он, всё-таки, высший правитель, пусть он опирается на аристократию, но он высший правитель. Но вместе с тем, мысль о том, что власть достанется случайному человеку, она их тревожит. И поэтому стараются выбрать, усыновив, достойного преемника. Именно этого не сделает Марк Аврелий. Почему?
А. ВЕНЕДИКТОВ: Поговорим ещё.
Н. БАСОВСКАЯ: Поговорим непременно. Итак, будущему Марку Аврелию 17 лет. Он наследник…
А. ВЕНЕДИКТОВ: Он наследник наследника. Приёмный сын приёмного сына.
Н. БАСОВСКАЯ: Он станет императором через 23 года. Заметим, 23 года спокойного ожидания. В заговорах не участвовал, незаконным образом к власти не рвался, никаких поползновений, направленных на то, чтобы ускорить этот счастливый миг. Как это будет характерно для средневековья, как это было характерно для Рима рубежа новой эры, для времён Гражданских войн. И вот это что-то в ранних Антонинах, какая-т догадка о системе власти. Первым её нарушит как раз Марк Аврелий.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Надо вспомнить, чтобы закрепить такую преемственность, Антонин Пий, который стал императором после смерти Адриана, женит Марка Аврелия на своей дочери молодой Фаустинии. На всякий случай. Пусть будет зять, он же усыновлённый.
Н. БАСОВСКАЯ: Итак, семья Марка Аврелия. Организация семьи вполне римская. Названный отец император Антонин отдаёт в жёны своему приёмному сыну Марку Аврелию дочь Фаустину-младшую.
А. ВЕНЕДИКТОВ: А Вы знаете, что я нашёл? Что сначала он хотел отдать Луцию Веру сводному брату и такому же наследнику. Их же два наследника. Он двое усыновлённых. Ему было всё равно, видимо, кому отдавать дочь.
Н. БАСОВСКАЯ: А может быть, больше понравился Марк по характеру. Кто знает. Но Фаустина как раз типичная римская матрона этого времени. Она умрёт раньше его на пять лет. Но пока это красавица, и как принято в среде римских матрон этой эпохи, развратная. Ходят ужасные слухи. Так много читаешь в источниках про эти слухи, что любовниками были и матросы, и гладиаторы, что даже у меня появляется какое-то беспокойство, что-то в этом есть от клише, от стандарта, от того, что молва стремится к каким-то непременно к слухам о власть предержащих.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Не всегда и не о всех, Наталья Ивановна.
Н. БАСОВСКАЯ: Про маму Марка Аврелия нет.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Да. Про Фаустину-младшую были. Кстати, действительно красавица.
Н. БАСОВСКАЯ: Видимо так. Но римский портрет очень хорошо передаёт черты. Красавицей, видимо, была. И самые интересными были отношения между ними. Он так ценил, что мать его благочестива! Ему все, кто мог и кто не мог, рассказали о поведении Фаустины, неблагочестивом. После её смерти он молил Сенат о том, чтобы он даровал ей обожествление, как императрице, и отмечал её заслуги, прежде всего, в том, что она разделяла ряд его походов в летнее время, и он назвал её матерью лагерей, простив ей все грехи.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Вот такая семья. Сам, кстати, был верен ей до конца жизни. И более того, трагедия, которая произошла после его смерти, это дань Фаустины, он оставил их сына. Мы вернёмся в студию после Новостей.
НОВОСТИ "