Jan 27, 2010 12:58
Миграция
12 января с.г. президент РФ Д.Медведев подписал
Указ №60 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ
ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ
СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ…» Цель Указа - повышение эффективности реализации госпрограммы и продление срока ее действия.
Лидия Графова,
председатель исполкома «Форума переселенческих организаций»
Можно поздравить Федеральную миграционную службу: тот факт, что один из первых в новом году президентских указов посвящен миграции, означает, что эта второстепенная до недавних пор проблема входит в число приоритетных государственных задач.
Программа содействия добровольному переселению соотечественников - одинокий островок в немилосердном океане нашей неразумной, прямо скажем, миграционной политики. Это же горький парадокс: вроде бы все давно знают, что Россия самая большая по территория страна в мире, стремительно теряет свое население (в ближайшие годы нас ждет пик демографического кризиса: на миллион в год будет уменьшаться количество россиян трудоспособного возраста), все вроде бы понимают, что без притока людских ресурсов не сможет наша страна сохранить свои бескрайние просторы, добиться модернизации экономики, а значит, и не станем мы все жить лучше, эти очевидные истины уже повторять скучно, а между тем недоброжелательность (к «понаехавшим») все растет.
На этом фоне гуманитарная миграционная программа выглядит, увы, эдакой гвоздикой в петлице полицейского мундира ФМС. И почти закономерно, что программа буксует уже три года. Даже многие эксперты считают ее провалившейся. А уж как резвились мои коллеги-журналисты. Особенно злорадствовали, когда стало известно, что финансирование госпрограммы сокращается в четыре раза. Но как же было не сокращать, если вместо ожидавшихся 300 тысяч переселилось в прошлом году только 11 тысяч добровольцев.
Известно общее мнение: программа то хорошая, но слишком она запоздала. Надо было, мол, в начале 90-х ее вводить, когда шел массовый исход русских с окраин рухнувшей советской империи.
Да, это была великая трагедия. Мне довелось быть близким свидетелем той мучительной саморепатриации наших соотечественников, посланных в свое время партией и правительством поднимать экономику и культуру южных республик. Страшно и стыдно вспомнить, как бежали они, ставшие вдруг чужими («оккупантами»!) на своей малой родине. В теплушках, контейнерах, скотовагонах, выгородив себе пещерку среди нагромождения мебели, которую удалось спасти. На каждой остановке поезда их норовили пограбить, откупиться можно было только водкой. Сами голодали, а водку запасали ящиками. Добравшись до желанной России, оказывались и тут нежеланными. Жители южных столиц, имеющие, как правило, городские профессии, большей частью попадали в сельскую местность. Потеряв все нажитое, теряли и свой былой статус. А Россия теряла драгоценный человеческий потенциал.
Самые инициативные создавали товарищества, брали землю (тогда она была бесплатной, давали ее переселенцам сколько хочешь, но только подальше от городов, в лесах, а то и в болотах), начинали своими силами строить компактные поселения. Был такой патриотический порыв: «Мы не иждивенцы. Обустроим свои семьи, поможем и возрождению России». Мечтали о кампанелловских городах Солнца. «Если существует одноэтажная Америка, почему не быть одноэтажной России?» Идея строительства компактных поселений силами самих переселенцев была фишкой первой миграционной программы. Инфраструктуру примерно двухсот таких поселений финансировала тогда ФМС. Жили первопроходцы в продуваемых всеми ветрами вагончиках, зимой волосы примерзали к стенке. Выдержать, конечно, смогли немногие. Построить поселки удалось, насколько мне известно, десяти-двенадцати переселенческим товариществам.
Так вот, как ни бедна была в 90-е наша Россия, а на миграционную программу деньги находились. И первый российский закон о гражданстве был вполне гостеприимен к соотечественникам. Значит, помнили тогдашние руководители страны, что распад Союза произошел внезапно, как инфаркт. И сознавали свою вину перед миллионами русских и русскоязычных, отрезанных от России, о которых как-то забыли, подписывая беловежские соглашения. А ведь Россия между тем стала правопреемницей СССР, получила сразу место в ООН и другие права, а заодно и обязанности, в том числе и перед соотечественниками.
Когда же наступили 2000-е и наша страна начала богатеть, миграционная политика стала ужесточаться. По непонятным причинам была отменена уже готовая, научно проработанная федеральная миграционная программа на пять лет. Осенью 2001-го ФМС передали в ведение МВД (ходила злая шутка: «Присоединили зоопарк к мясокомбинату»), а в 2002-м был принят новый закон о гражданстве, сделавший всех наших соотечественников «де-юре» иностранцами. Такими же чужими нам, как, например, мигранты из Африки.
Считалось, что по старому закону «только ленивый не мог получить гражданство», а вот новый вполне соответствует лучшим мировым стандартам. Всего-навсего было забыто, что западные страны отгораживаются строгостями от чужих пришельцев, а мы отбросили во внеправовое поле даже тех своих, кто давно переселился в Россию, но по своей юридической неграмотности, а чаще из-за бюрократических козней не успел оформить гражданство. Многие «нелегалы по- неволе» вообще думали, что раз приехали на историческую родину, значит, автоматически стали ее законными гражданами.
На одном из давних заседаний в Совете Федерации я лично слышала, что один ответственный чиновник сокрушался: что, мол, мы будем делать, когда без гражданства тут у нас около 3 миллионов. Получалось, что всем не успевшим предстояло теперь проходить многолетнюю трехступенчатую процедуру: РВП (разрешение на временное проживание), вид на жительство, наконец, гражданство. Но какой же это абсурд: соотечественник, давно переселившийся в Россию, порой бежавший от преследований местных националистов, потерявший все нажитое, вынужденный сжечь за собой все мосты, успевший здесь, у нас, интегрироваться, должен годами обивать пороги миграционных чиновников, выпрашивая, как милостыню… разрешение (!) на временное (!) проживание. А его, это треклятое РВП, могут дать, а могут и отказать: квота кончилась. Бывает, что годовая квота на РВП кончается… 11 января, т.е. не начавшись. Ее элементарно прячут от очереди, и ясно - зачем. Не сам закон о гражданстве, а именно РВП - главный шлагбаум на пути соотечественников в Россию. В моем сознании категорически не вмещается: о каких вообще квотах для приезжающих на ПМЖ может идти речь, если наша страна вымирает?!
Упрощенный порядок получения гражданства, минуя РВП, был внесен в закон в 2003 году после долгих убеждений со стороны правозащитников и экспертов. Знаменитая часть 4 статьи 14 трижды продлевалась, а 1 июля прошлого года была упразднена. Ею успели воспользоваться более 60 процентов получивших за это время гражданство. Ну, а те, кто не успел, будут теперь обивать чиновничьи пороги минимум 5, а то и 7 лет.
Так вот, среди множества недостатков, которые тормозят госпрограмму добровольного переселения (ограниченность пилотных регионов, привязка новожителя к пустующему рабочему месту, конечно, не к лучшему, и наконец - самый болезненный, впрочем, как и для местных, квартирный вопрос), самой главной приманкой является быстрое получение гражданства РФ. Добровольцам было обещано почти невероятное: за 3 месяца сможете, мол, стать полноправными россиянами.
Судя по опросам, которые мне доводилось проводить в поездках по странам СНГ, люди действительно соглашались ехать в ничем не привлекающие их места исключительно ради быстрого, без мук получения гражданства.
Однако многие уже сидящие на чемоданах говорили мне, что трудно «в эту сказку поверить»: «Знаем мы, сколько стоит в России гражданство. Вон, наши родичи (соседи, знакомые) давным-давно переехали, а раз на взятки денег нет, так и живут иностранцами, ни пенсии, ни детских пособий».
Про судьбы бесправных «нелегалов поневоле» я не раз писала на страницах «РГ». Вспомню один лишь пример. Молодая женщина Людмила С. имела неосторожность выехать из своей калужской деревни в украинскую. К мужу. А через 10 лет с ним развелась и вернулась домой. Привезла дорогой подарок России - двоих сыновей. Жить стали в бабушкиной хатенке, в которой их почему-то не прописывали. Соответственно, не давали и РВП. Людмила, хоть получила в Украине специальность зоотехника, могла работать только телятницей, платила («иностранка»!) не 13, а 30 процентов подоходного налогов. Ее старший сын закончил техникум и не мог получить свой диплом, кстати - красный, до тех пор, пока не вмешалась «РГ».
Никто не знает, сколько их всего, разнесенных ветром по закоулкам России. Но всем, думаю, ясно: это просто грешно - звать новых добровольцев, когда десятки, а может быть, и сотни тысяч переселившихся без всякой господдержки маются здесь у нас под кличкой «иностранец».
Еще в 2002-м, перед тем как был окончательно принят новый закон о гражданстве, в Москве собрался Всероссийский чрезвычайный съезд в защиту мигрантов. Лидеры переселенческих организаций, знающие по себе, что испытывает соотечественник, попадая в холодные объятия России, пытались убедить руководство страны не принимать такой жесткий закон. Не о милосердии к соотечественникам они просили, а старались убедить: подумайте о России, ведь стране жизненно необходимы новые граждане. На съезде была принята резолюция о срочной необходимости иммиграционной амнистии. Такие «амнистии» - легализацию по облегченной процедуре не имеющих правового статуса мигрантов проводят многие западные страны перед тем как ужесточать законодательство (разумеется, легализуют тех, кто ни в чем не провинился перед государством).
Когда стало ясно, что добиться иммиграционной амнистии не удается, а «упрощенка» заканчивается, правозащитники стали предлагать: ну включите этих «нелегалов поневоле» хоть в госпрограмму, чтобы они могли поскорее получить гражданство. Они ведь тоже - настоящие добровольцы.
Нам вроде бы обещали.
И вот вышел Указ. К сожалению, заменой иммиграционной амнистии он не станет. Ведь в последнем, особенно интересующем нас абзаце Указа, где идет речь о включении в госпрограмму соотечественников, «постоянно или временно проживающих… на территории России», есть уточнение: проживающих «на законном основании». Это означает, что надо обязательно иметь или РВП, или вид на жительство, то есть главные бедолаги, за которых особенно болит душа, опять остаются за бортом.
И тем не менее Указ фактически реабилитирует госпрограмму, которую еще недавно многие норовили похоронить. Продлевая деятельность временных рабочих групп ФМС в странах СНГ , Указ объявляет, что Россия в любое время готова принять своих соотечественников. А ведь еще недавно считалось, что «все, кто хочет переехать, уже переехали». Будто так это просто - сорваться с корня и ехать туда, где тебя не очень-то ждут.
Последний абзац Указа, пусть и в усеченном виде, все равно вносит существенное новшество в наше миграционное законодательство. Ведь до сих пор получить свидетельство участника госпрограммы можно было только за рубежом. А теперь если переселенец, давно живущий, например, в каком-то крупном городе средней России, убедится, что ни жилья, ни хороший работы ему здесь не светит, и если соблазнят его льготы, предоставленные в Сибири или на Дальнем Востоке - пожалуйста, получай удостоверение, билет, подъемные и поезжай.
Вот эта, введенная Указом норма, позволяющая получить новый правовой статус без выезда из России, является своего рода революционным шагом. Ведь пока что, чтобы продлить миграционную карту, каждые 3 месяца надо выезжать из России: «Да вы хоть один час за границей постойте. Что вам стоит - выедьте и сразу въедьте». И катают на последние гроши туда-сюда несчастные семьи. С младенцами, стариками, инвалидами.
Итак, президентский Указ - первый шаг разумной миграционной политики. Но пока вся она не повернется лицом к человеку, долгожданная госпрограмма будет одиноким островом в чуждом океане.