Григорий ОСТЕР в эховском КНИЖНОМ КАЗИНО. Часть ВТОРАЯ

Jun 28, 2009 18:33


Часть ПЕРВУЮ см http://l-hran-detstvo.livejournal.com/14899.html

================

Часть ВТОРАЯ:

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА: Возвращаемся в программу «Книжное казино». У нас сегодня две студии, одна здесь, на «Эхо Москвы» на Новом Арбате, а вторая на Тверской, в магазине «Москва», где находится наш гость в окружении своих поклонников и почитателей. Это поэт Григорий Остер. Я бы хотела, чтобы Григорий несколько слов сказал об ещё одной акции, которая сегодня так же пройдёт в музее Чуковского в Переделкино. Расскажите, что это такое, уважаемый Григорий.

Г. ОСТЕР: Я прямо отсюда поеду выступать перед людьми, которые там собрались. Это будет благотворительный концерт в 16 часов начнётся, в пользу Тарусской больницы, это в двух словах не расскажешь, но это важное место, которое создано. Мы говорили об этом очень много. В помощь этой больнице, в помощь самому музею Чуковского и будет сбор с этого концерта благотворительного, на который я поеду, буду читать там свою совершенно новую книгу.

К. ЛАРИНА: Я тоже хотела про неё спросить, поскольку мы уже некоторые фрагменты слышали из этой книги в нашу прошлую встречу. Это совсем не детские произведения. Они для всей семьи, что называется. Они воспитывают не только и не столько детей, сколько взрослых.

Г. ОСТЕР: Не только детей. Вы имеете в виду книжку «Дети и дети», наверное?

К. ЛАРИНА: Да.

Г. ОСТЕР: Потому что на самом деле я ведь написал сейчас четыре книги просто для взрослых. Это просто специальные четыре книги для взрослых. И буквально через несколько дней в магазин «Москва» поступят первые две из этих книг, одна называется «Вредные советы отцам подрастающих детей», это в прозе произведение, очень короткие вредные советы отцам. Именно отцам, а не всем родителям! А вторая книга «Вредные советы для непослушных бизнесменов». Антикризисная книга, но можно из этих двух книг что-нибудь показать, если хотите.

К. ЛАРИНА: Давайте.

Г. ОСТЕР: Давайте, например, посмотрим, «Вредные советы отцам подрастающих детей». Здесь есть такие советы: «Если ваш ребёнок родился девочкой, утешьте её, скажите, что это ещё не самое страшное, могло быть и хуже. Она могла оказаться мальчиком». «Если ребёнок указывает вам на ваши недостатки, постарайтесь от них избавиться. Например, если у вас недостаточно мороженого в холодильнике, сходите и купите ещё». Вот тут есть ребёнок, который подтвердит. Правильно? Это же очень серьёзный недостаток у родителя. Подходи к микрофону и скажи, какие ещё недостатки бывают у родителей?

К. ЛАРИНА: Осторожно только, пожалуйста.

Г. ОСТЕР: Недостаточно.

РЕБЁНОК: Родители часто ругаются.

Г. ОСТЕР: Ругаются, ладно! Это совсем другая история. Знаешь, у меня есть вредный совет. Если на тебя кричат родители, вряд ли ты услышишь что-то новое. Если друг на друга - то прислушайся, почерпнёшь немало интересного.

К. ЛАРИНА: Скажи, пожалуйста, а как тебя зовут? Дайте нам девочку.

РЕБЁНОК: Саша.

К. ЛАРИНА: А сколько лет тебе?

РЕБЁНОК: Девять.

К. ЛАРИНА: Книжки читаешь?

РЕБЁНОК: Да, читаю.

К. ЛАРИНА: А что любишь, расскажи нам, пожалуйста.

РЕБЁНОК: Люблю всякие приключения, рассказы.

К. ЛАРИНА: А ты сегодня что-нибудь нашла интересного в магазине?

РЕБЁНОК: Да. «Беовульфа» читала.

К. ЛАРИНА: Это что такое?

РЕБЁНОК: Это эпос.

К. ЛАРИНА: Вот! Как раз эпос, который так любит Григорий Остер, он очень любит этот жанр. Ну, давайте, мы хотели подключить наших читателей, почитателей и слушателей, которые в магазине находятся. Может у вас есть вопросы к Григорию Остеру.

СЛУШАТЕЛЬ: Марина Кащенко. Скажите, пожалуйста, мы знаем, что Вы родились на Украине, служили на Северном флоте, большую часть жизни прожили в Москве. Более того, в Баварии есть улица, которая называется Остер Вальдштрассе. Речь идёт о том, что там есть лес имени Остеров. Что это за лес и что Вы чтите для себя родиной?

Г. ОСТЕР: Да у меня целая страна есть, Остеррайх [нем. Österreich] называется, Австрия.

СЛУШАТЕЛЬ: Это с двумя точками. А лес просто Ваш.

Г. ОСТЕР: Всё это названо в честь меня. Я сейчас собираюсь поехать в Крым к отцу, в Ялту, и мы по дороге хотим, заехав на Украину, специально приехать в город Остер. Есть такой город Остер. Я хочу туда приехать, побывать в нём один раз. И я после этого смогу говорить, что я был в этом городе, и он так называется.

К. ЛАРИНА: Вы в этом смысле не очень оригинальны, потому что Александр Анатольевич Ширвиндт написал целую книгу про город Ширвиндт, который тоже был на карте, но к сожалению, исчез. Но Ваш город существует, Вам повезло больше.

Г. ОСТЕР: Может быть тоже появится книга, путеводитель города Остера от Григория Остера. Но я подумал, что если такая история произошла с Ширвиндтом, то я в город Остер не поеду, а то мало ли что!

К. ЛАРИНА: Давайте, может, кто-то вопрос хочет задать?

СЛУШАТЕЛЬ: Я по другому поводу, по хорошему поводу. Как Ваши дети воспринимают Ваши книги?

К. ЛАРИНА: И воспринимают ли они вообще?

Г. ОСТЕР: Конечно, воспринимают, но очень по-разному, это зависит от настроения. Например, когда моему сыну Никите было года четыре-пять, то когда он на меня злился, он подходил ко мне и говорил: «Мне не нравится ни один твой вредный совет!»

СЛУШАТЕЛЬ: Какая умница! А они цензурируют то, что Вы пишете?

Г. ОСТЕР: Да, конечно. Иногда они исправляют. Иногда это бывает так удачно, что я и оставляю. Вот, например, у меня есть замечательный совет, который дочка Маша мне помогла написать. Совет звучит так - в горчицу булку накроши, и чайной ложкой съешь. И будешь знать, как горек хлеб твоих учителей. А я начал с того, что в солонку. У меня было написано «в солонку». А Маша прочитала, и сказала: «Какая солонка! В горчицу!» И я исправил, написал горчица.

М. ПЕШКОВА: Я хотела спросить у Вас про Ваших иллюстраторов. Но первый вопрос будет совсем маленький. Я знаю, что Ваши дети, девочки, художники. Будут ли они иллюстрировать Ваши книжки?

Г. ОСТЕР: Ну, во-первых, уже иллюстрируют. Выпущенных изданий таких книжных нет. Но дочка моя Лиля иллюстрировала в журналах, а Маша сейчас иллюстрирует. И я думаю, что это будет публиковаться в журналах. А сделать, конечно, целиком мою книжку, это очень непросто. И это такая серьёзная работа, связанная уже с конкретной работой издательств. Пока дети были маленькие, было очень соблазнительно, чтобы они иллюстрировали мои книжки. Но, к сожалению, в 90% случаев дети терпеть не могут детских рисунков. И книги, которые иллюстрированы детьми, почему-то дети не любят. Видимо, каждый ребёнок считает, что он и сам так может сделать.

К. ЛАРИНА: А в моём детстве вообще не было книжек с картинками. Я сама рисовала.

Г. ОСТЕР: Здорово.

К. ЛАРИНА: В книжках же!

Г. ОСТЕР: Как говорила Алиса из страны Чудес. Если в книжках нет иллюстраций и диалогов, то зачем же их читать!

К. ЛАРИНА: Действительно. Давайте поговорим о детской литературе современной. Буквально сегодня утром в программе «Детская площадка» мы обсуждали эту тему, сетуя на то, что новых авторов не появляется среди детских писателей. Так ли это, Григорий? Могли бы Вы кого-то назвать? Вы следите, как развивается отрасль, в которой Вы работаете?

Г. ОСТЕР: Нет, авторы, конечно, появляются. Я бы не стал никого конкретно называть, потому что можно человек двадцать назвать хороших и интересных, относительно молодых писателей. А вот сказать так, чтобы я знал кого-то совсем-совсем молодых новых, это я не могу. Но это и неестественно. Подумайте сами. Ведь молодые люди, они хотят писать специально для взрослых. Они сами ещё недавно были детьми, они из этого мира вырвались, как из тюрьмы. И они не хотят писать для детей. Вообще, надо сказать, я это не устаю повторять, что замечательная детская литература, которая была в Советском Союзе, она обязана партии и правительству.

Потому что только мощная цензура, которая загоняла талантливых людей в детскую литературу и в переводчики, только она способствовала тому, что у нас такие потрясающие переводчики были в стране, и такие замечательные детские писатели, достаточно молодые.

К. ЛАРИНА: То же самое можно сказать о советской кинорежиссуре. Ведь самые главные шедевры рождались в детском кино, куда ссылали талантливых людей. Например, Александр Мита начинал с детского кино. Какие у него замечательные детские фильмы! И «Звонят, откройте дверь», и «Друг мой Колька». Вы абсолютно правы. Шедевры начинаются там, где есть асфальт сверху.

Г. ОСТЕР: Да. А теперь, поскольку в стране практически цензуры никакой нет, а только одна самоцензура, на самом деле она бывает более жёсткая, чем цензура, но это так, то теперь у нас значительно меньше молодых детских писателей.

К. ЛАРИНА: А как дети выбирают книжки? Как взрослые выбирают, я могу себе представить. Подходит к полке, листает, читает какие-то куски. А как дети? У нас там есть юные читатели? Если вы не знаете автора, как вы понимаете, что эта книжка вам интересно, по картинкам?

РЕБЁНОК: Я выбираю по картинкам. Чаще всего дети выбирают по картинкам.

В. РОМЕНСКИЙ: А обложка играет какое-то значение?

РЕБЁНОК: Да. На ней тоже должна быть картинка.

К. ЛАРИНА: А какие картинки тебе нравятся?

РЕБЁНОК: Такие, какие должны быть в сказках.

К. ЛАРИНА: Действительно, всегда получается, что когда хорошая картинка, то и книжка классная. Или такое бывает редко?

РЕБЁНОК: Часто.

К. ЛАРИНА: Обычно хорошая картинка - это гарантия, что и текст хороший.

РЕБЁНОК: Да.

К. ЛАРИНА: А ещё у кого есть какие способы выборы книг? Там есть юные читатели?

В. РОМЕНСКИЙ: Юные читатели стесняются немножко. (Обращаясь к ребёнку) Расскажешь, как книжки выбираешь?

Е. МОСИНА: Какие книжки нравятся, расскажи нам, Надюша? Вот Наденька у нас, подойди поближе. Ты картинки смотришь или ты интересуешься, про что книжка?

НАДЯ: Я только картинки.

К. ЛАРИНА: Картинки. Правильно. Катя, расскажи нам, сегодня какие книжки самые ценные для юных читателей? Что больше всего выбирают, кроме присутствующего здесь классика Григория Остера? Кто входит в десятку лучших детских авторов?

Е. МОСИНА: Ну, никого, наверное, не удивлю, в нашем магазине традиционные книги выбираются больше всего. Например, «Мифы Древней Греции» на первом месте сейчас в рейтинге. Вышли два замечательных издания с прекрасными иллюстрациями. Мы услышали от наших детей, какую роль они замечательную играют. На втором месте книга о Мефодии Бюслаеве, так что дети, которые собирают эту серию Емца, могут у нас её тоже увидеть. На третьем - книга Астрид Линдгренд «Принцесса, которая не хотела играть в куклы», дальше Льюис Кэрролл, Раутмуфт «Полботинка и меховая борода», это книжки известных писателей, классика детского жанра.

К. ЛАРИНА: Как Вам списочек, Григорий? Хороший вкус у читателей?

Г. ОСТЕР: Конечно, хороший вкус. Вообще, читатель, как и покупатель, он всегда прав. Очень наивно с точки зрения писателя говорить, что читатель неправ, что он читает плохие книги, а должен читать хорошие. У Достоевского получалось писать детективы. Поэтому говорить о том, что детективы - это плохо, неправильно… Писатель должен писать такие книги, которые читателю будет интересно читать. А потом он может в них вставлять то, что ему хочется в неё вставить.

В. РОМЕНСКИЙ: Григорий, а как Вы относитесь к Джоан Роулинг, к её серии о Гарри Потере?

Г. ОСТЕР: В принципе, я отношусь хорошо. Я не хочу сказать, что это великая литература, но я считаю, что Роулинг сделала для многих стран замечательное дело. Она очень большое количество детей, которые вообще бы никогда ничего не читали, привлекла в ряды читателей, и начав с этой книги, они уже дальше стали читать другие. Ну а дальше уже как повезёт. Кто-то будет читать Емца и на нём остановится, а кто-то пойдёт дальше, до Достоевского.

К. ЛАРИНА: А как отличить хорошую книжку от плохой?

Г. ОСТЕР: Как отличить хорошую книжку от плохой, я Вам скажу. По выражению лица ребёнка, который её читает. Смотрите на выражение лица ребёнка, который читает, или которому читают книгу. И вы сразу отличите хорошую книгу от плохой.

К. ЛАРИНА: А как взрослому отличить хорошую детскую книгу от плохой?

Г. ОСТЕР: Тоже по выражению лица. Берите книгу, читайте её ребёнку. Начните со словаря и постепенно переходите к другим, удобочитаемым книгам. И в тот момент, когда ребёнок ваш начнёт хохотать, посмотрите, что вы читаете. Уверяю вас, у вас в руках окажется интересная книга.

К. ЛАРИНА: А можно спросить у посетителей магазина, что они сегодня читают и покупают? Взрослых уже.

ПОКУПАТЕЛЬНИЦА: Добрый день. Сегодня зашла поискать имя для будущей дочке. У меня два сына. И вот среднему сыну мы имя нашли в этом магазине книжном.

К. ЛАРИНА: Это каким же образом?

ПОКУПАТЕЛЬНИЦА: Открыли энциклопедию и искали имя, чтобы соответствовало отчеству, фамилии, национальности. У нас много национальностей намешано, хотелось что-то необычное. Старшего сына зовут Эмиль, среднего Вилен.

К. ЛАРИНА: А давайте придумаем имя дочке все вместе! У кого какие варианты, пожалуйста, помогайте человеку!

ПОКУПАТЕЛЬНИЦА: Мужа зовут Вадим. Отчество Вадимовна будет.

К. МОСИНА: Если книжное, предлагаю Алиса.

К. ЛАРИНА: Алиса Вадимовна, прекрасно!

Г. ОСТЕР: Не знаю, не знаю… Это очень большая ответственность. Я считаю, что это должны родители делать вдвоём. Никто не дожжен это слышать. Это довольно тайный момент, что-то типа зачатия.

ПОКУПАТЕЛЬНИЦА: Подождём рождения, посмотрим.

Г. ОСТЕР: Когда вы на неё посмотрите, вы сразу поймёте, как её зовут.

ПОКУПАТЕЛЬНИЦА: Но варианты должны быть.

К. ЛАРИНА: Какие книжки Вы читаете? Что купили сегодня?

ПОКУПАТЕЛЬНИЦА: «Вредные советы» взяла двум сыновьям, уже стоит автограф. И неродившейся девочке «Привет, мартышки».

К. ЛАРИНА: Это всё Григорий Остер написал?

ПОКУПАТЕЛЬНИЦА: Да.

К. ЛАРИНА: А сами какую литературу читаете, взрослую?

Г. ОСТЕР: Я подписал книжку неродившемуся ребёнку!

В. РОМЕНСКИЙ: Подходит другой родитель.

Е. МОСИНА: Это мама Наденьки, которая нам рассказывала.

ПОКУПАТЕЛЬНИЦА: Мы купили «Сказки и мультфильмы» Григория Остера. У нас трое детей, чтобы всем понравилось. А ещё Надя выбрала «Феи». Даже не знаю, что это такое. Какая-то книга с наклейками, что-то там нужно делать, украшения, и отправить их по электронной почте своему другу.

К. ЛАРИНА: А как Вы выбираете книжки?

ПОКУПАТЕЛЬНИЦА: Надежда выбирала.

К. ЛАРИНА: А Вы помогаете ей в выборе? Подсовываете какие-то книжки дома?

ПОКУПАТЕЛЬНИЦА: Да, конечно. Те, которые сами читали в детстве.

К. ЛАРИНА: А прячете какие-то книжки?

ПОКУПАТЕЛЬНИЦА: Нет, конечно нет.

К. ЛАРИНА: То есть, всё можно?

ПОКУПАТЕЛЬНИЦА: Да.

К. ЛАРИНА: А от Вас прятали?

ПОКУПАТЕЛЬНИЦА: Нет, не прятали.

К. ЛАРИНА: Боже мой, какие замечательные семьи! Григорий, а от Вас прятали книжки?

Г. ОСТЕР: Вообще, родители прячут только те книжки, в которых между страницами заложены сбережения.

ПОКУПАТЕЛЬНИЦА: У нас нет сбережений, поэтому и не прячем.

В. РОМЕНСКИЙ: Григорий, Вы же пишете не только художественную литературу, но и довольно серьёзные учебники.

К. ЛАРИНА: Задачники, да.

Г. ОСТЕР: Да, на самом деле учебников всерьёз я не пишу. Я пишу такие учебники по псевдо-наукам. Например, я сейчас работаю над книгой, котора называется «Вритература». Я ещё не закончил, я давно работаю над этим учебником. Дело в том, что для того, чтобы научиться всерьёз врать, дети должны сначала осмыслить и освоить всё, что наврали предыдущие поколения до них. Поэтому я объясняю детям, что это такое. Это ведь великое искусство - враньё.

Вы знаете, какое было первое вритературное произведение, самое великое вритературное произведение? Оно состояло из трёх слов - я больше не буду.

К. ЛАРИНА: Первое художественное враньё.

Г. ОСТЕР: Конечно же, каждый, кто говорит это, конечно же будет ещё как! А второе великое произведение написали одновременно два автора, так получилось. Они просто взяли и написали в один миг это, создали это произведение великое вритературное. И звучит оно так - он первый начал. Это чистая великая вритература. И дальше это постепенно развивается. Есть очень разные жанры вритературные, вритературные басни и вритература специальные повести о дружбе, это огромный пласт, который нужно изучать.

И этот учебник как раз для изучения той вритературы, которую наврало человечество за века для детей, я сейчас как раз и создаю.

К. ЛАРИНА: Давайте что-нибудь прочтём ещё, а то у нас времени мало остаётся, буквально несколько минут. Давайте?

Г. ОСТЕР: Я могу вам прочитать, если не обязательно детское, то я могу прочитать «Вредные советы отцам подрастающих детей». Например: «Никогда не позволяйте ребёнку без спроса брать с вас пример, научите своего ребёнка плохо играть в шахматы и поставьте ему мат». Это для отцов подрастающих детей специальные советы. «Если вы хотите, чтобы ваша дочь была воспитана на подлинных ценностях, купите их ей». «Не приучайте своих детей к тому, от чего им потом придётся долго и мучительно отвыкать», «Ни в коем случае не разрешайте ребёнку то, чего вам в его возрасте хотелось больше всего на свете». «Приучайте ребёнка быть добрым, отзывчивым, и всегда с радостью уступать свои игрушки другим. И не забывайте ежедневно покупать ему новые». «Никогда не говорите своему ребёнку, что он ваше наказание господнее. Поверит, и скажет: «Да, я кара божья, ниспосланная за прегрешения твои. Трепещи, нечестивец!» Это жутко!

«Отвечая на вопросы своих детей, не забывайте, всё, что вы скажете, может быть использовано против вас». «Помните, что вы не только сами имеете право хранить молчание, но можете велеть ребёнку, чтобы он хоть минуту помолчал». И есть такое изречение, что если вам ребёнок задаёт слишком много вопросов, это я напоминаю, что это вредные советы отцам подрастающих детей. Если ребёнок задаёт слишком много вопросов, пошлите ребёнка к матери, пусть она отвечает на его вопросы. А если ваш ребёнок требует второе пирожное, купите ему целый торт, и пусть это будет для него хорошим уроком. Не требуйте от ребёнка невозможного. Сначала сами попробуйте доесть эту кашу. Помните, отсрочка разговора о сексуальных отношениях с вашей взрослой дочерью не убережёт её от беременности.

Объясните своему ребёнку, что он должен научиться вести себя скромно и прилично, чтобы никто не догадался о его истинных намерениях. Балуйте своего ребёнка как можно чаще, и он вырастет чутким, мягким и снисходительным к самому себе человеку.

К. ЛАРИНА: Мы потихонечку переходим в вечерний формат, пошли такие темы интимные. Давайте мы напомним, что если кто хочет продолжить общение с Григорием Остером, вы успеете доехать до Переделкино, там в четыре часа начало концерта, в дом-музей Корнея Чуковского. Мы должны заканчивать программу, но я так понимаю, что там народ останется с Вами. Спасибо Вам огромное, что приняли участие в нашей передаче. И до встречи.

Полная версия: http://echo.msk.ru/programs/kazino/601151-echo/
© 2004 - 2008, Радиостанция «Эхо Москвы», http://echo.msk.ru/

ГРигорий Остер;ЭхоМск

Previous post Next post
Up