Директор ЛУВРА Анри Луарет в эховской программе МУЗЕЙНЫЕ ПАЛАТЫ. Часть ПЕРВАЯ

Mar 08, 2008 12:16


ЛАРИСА ЕРЁМИНА

Складирую расшифровку передачи в версии для печати - 07.01.2009

http://www.echo.msk.ru/programs/museum/499836-echo.phtml

Дата :08.03.2008 12:08Тема :ЛуврПередача :Музейные палаты Ведущие :Ксения БасилашвилиГости :Анри Луарет

К.ЛАРИНА: Эксклюзивное интервью записала Ксения Басилашвили.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Для программы «Музейные палаты» с директором и президентом Лувра Анри Луаретом, но у нас перед этой программой, несмотря на то, что она в записи, естественно, у нас будет все равно конкурс. Он проводится совместно с фондом благотворительным Потанина, и его проекты «Меняющийся музей в меняющемся мире». Мы теперь будем в каждой нашей программе рассказывать о проекте, а Интеррос, благотворительный фонд будет предоставлять нам замечательные свои призы. Это: и «Московское метро», и «Русский театр», и «Россия. ХХ век», «Маскарад», «Дарвиновский музей». Ну, ты знаешь эту издательскую программу.

К.ЛАРИНА: Роскошные книги.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Сегодня мы предлагаем вам этот фолиант - «Русский театр». Я решила выбрать его, потому что он, так или иначе, связан с французской темой - «Русские сезоны в Париже», и Лувр - это очень близко.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос. Он тоже связан, так или иначе, с французской темой: именно его имя зашифровал в своих «Венецианских строфах» поэт Иосиф Бродский: «Там, где глубоким сном спит гражданин Перми». Кого он имел в виду? «Там, где глубоким сном спит гражданин Перми»? Кто этот гражданин?

+7 (985) 970-45-45. Отвечаем на вопрос, после половины подведем итоги. Ну, а сейчас слово президенту, директору Лувра.

(Пленка)

К.БАСИЛАШВИЛИ: Первый мой вопрос: каковы цели Вашего визита? Потому что я знаю, что за несколько дней Вы успели встретиться с очень многими важными людьми в Российской столице, в том числе с патриархом Всея Руси Алексием Вторым.

А.ЛУАРЕТ: Итак, когда я стал президент-директором Лувра, это было в 2001-м году, мне показалось очень важным интересоваться Россией. Я позже скажу о нашем музее, потому что музей он универсальный. Это музей, который был создан в 1893-м году после Французской революции, и мы интересуемся всеми областями, всеми цивилизациями.

Если подумать об истории Лувра в Х1Х- ХУШ веке, мы понимаем, что эта универсальность не совсем достигается, может быть, в особенной стороне некоторой области. Например, Америка - Северная, Южная, Испанский мир, Скандинавский мир, и в особенности Славянский мир. Вот почему было важно для нас обратить определенное внимание Лувра на цивилизацию России. И вообще, я считал, что это скандально, что у нас очень много произведений искусства России, и что у нас слишком мало отношений не с музеями России, а с Россией, потому что мы работали только на нашем поле.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Простите, а что во времена Наполеона ничего из России не попало, когда наши войска приходили во Францию? Ничего?

А.ЛУАРЕТ: Нет, как Вы знаете, Наполеон довольно быстро покинул Россию, у него были другие заботы, и он с собой никаких произведений искусств не увез.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Итак, Россия теперь возможно будет как-то присутствовать в Лувре, как я поняла?

А.ЛУАРЕТ: Да, да, конечно. Мы должны подумать о том, как именно обустроить это присутствие России.

По тем дням показало, что это символично провести такую крупную выставку. И вот эта выставка касается периода Киевской Руси до Петра Великого. И мне кажется, что это период, который французы меньше всего знают.

Конечно, у нас были большие выставки по Х1Х, по ХХ веку, когда я был директор музея д Орсе, то я организовал выставку «Россия, вторая половина Х1Х века». Эта выставка была представлена после того, как я покинул музей д Орсе, но это очень важно было для нашего музея, потому что мы признали как бы российское искусство, и с моей точки зрения показалось, что музей Лувр тоже очень сильно интересовался Россией и российским искусством. И вот русское искусство он в российских музеях есть и сегодня. Мы хотим организовать такую большую выставку. Нам нужно обратиться к нашим российским коллегам, и мы должны поработать с ними над этим крупным проектом.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А участие патриарха в этом большом деле каково?

А.ЛУАРЕТ: Нам показалось важным и, кстати, мы обсудили этот вопрос с нашими коллегами, особенности Третьяковки - очень важно мы считаем представить этот проект России, потому что, в общем, это святая Русь, и мы понимаем, что религия здесь играет важную роль, и очень значимую роль. И вот те предметы, которые мы представим, это религиозные произведения, которые до того, как стали музейными, это культовые объекты, это церковные объекты, которые сегодня находятся в витринах музея. И вот это вопрос, который мы хотели бы поставить в нашем музее, в Лувре, это, в общем, первоначальная цель этих предметов, их значимость.

Сегодня мы смотрим на все эти объекты, на все эти произведения. Но мы смотрим на них, как на музейные вещи тогда, когда первоначально у них был совершенно другой вес, другое значение, например, в Лувре это произведение, которое делали для церкви, для князя, для каждодневной жизни, которые сегодня стали музейными объектами, или предметами. Так что, мне кажется, что надо очень серьезно обдумать этот вопрос. Я считаю, что это безумно интересный вопрос! То есть, какова цель всех этих предметов в контексте музея, конечно. И вот нам показалось очень важно обдумать этот вопрос. Вот почему мы общались с патриархом.

Должен сказать, это была весьма интересная дискуссия, и патриарх нам поможет в этом деле - он оказывает содействие и высказал свой интерес.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Но проект состоится в какие сроки?

А.ЛУАРЕТ: Ну вот, в 2010-й год, весна. 1 марта 2010 года открывается выставка до 24-го мая. То есть, точки средней организации, это значит, что это на носу, это вот завтра мы проводим эту выставку. Вот почему мы приступаем к конкретной работе.

Кроме того, эта вписывается в рамки Русского сезона во Франции и Французского сезона здесь. Это как бы Годами культуры. И мы хотим показать, с каким интересом мы относимся к русской культуре. И я надеюсь, что после этого установится партнерство с крупными российскими институтами.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А к нам, в Россию, Лувр не собирается приезжать со своими проектами?

А.ЛУАРЕТ: Ну, мы должны обсудить этот вопрос. Должен сказать, что мы уже много поработали с российскими музеями. Это Эрмитаж. Вы знаете, что я член Международного комитета Эрмитажа, я очень дружу с Пиотровским, я очень дружу с Ириной Антоновой, мы давно знакомы, и мы часто вместе работали. Кроме того, мы здесь, в Москве, в 2004 году была очень интересная выставка о Людовике Х1У в кремле. В общем, наше сотрудничество уже давно установилось.

И вот меня особенно поражает тот факт, вот я сейчас встречался с моими коллегами из кремля, из Исторического музея, из Третьяковки, я встретился с госпожой Антоновой. Когда я вижу, что все проявляют волю укрепить это партнерство и еще более активно работать с таким музеем, как наш музей.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А нет ли планов, предположим,

где-нибудь в России открыть отделение Лувра, как это делает Эрмитаж, такая экспансия Эрмитажа по всему миру, по Европе? Вы занимаетесь этим в Арабских эмиратах. Но, может быть, в Арабских эмиратах, но может быть, и Россия тоже достойна такого проекта?

А.ЛУАРЕТ: Нет, кстати, мы не филиал открываем, кстати, мне этот термин не очень нравится: «филиал». Есть один Лувр, этот Лувр в Париже. Но у нас есть конкретные отдельные проекты, мы остаемся верными как бы нашим универсальным целям. На три года мы подписали договор с музеем в Атланте, в Америке. Мы собираемся проводить выставки с 2006 по 2009 год.

Что касается Объединенных Арабских эмиратов, это не филиал Лувра, это партнерство с эмиратами, которых, в общем, по существу, касается создания крупного музея, который посвящен Франции. И вот французский архитектор будет создавать вот этот национальный музей Абу-Даби, и в течение 30-ти лет мы будем называть его… То есть, не только Лувр, все французские музеи, национальные французские музеи в течение 15-ти лет будут организовывать временные выставки в эмиратах.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Под брендом Лувра?

А.ЛУАРЕТ: Да. Это под эгидой Лувра. И вот название «Лувр» - это как бы символ универсального музея.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Но я знаю, что у себя на родине вы столкнулись в данном вопросе с большим противостоянием музейного культурного сообщества. Говорили о том, что вы полностью меняете сложившуюся систему ценностей и музейного обмена?

А.ЛУАРЕТ: Нет, я скажу, во-первых, что всегда в этих обменах между музеями был определенный такой экономический аспект, финансовый аспект, который до сих пор остается в силе. Это важно я скажу в каждодневной жизни музея, в организации временных выставок, и так далее. Это необходимо для обновления музея.

Я скажу, что вот уже 15-20 лет есть такое. И те, кто критикует проект Абу-Даби, по-моему, практиковали это вот почему: я думаю, что важно в нашем проекте Абу-Даби это следующее: во-первых, речь идет об исламской стране, вот очень важно создать музей. Это будет универсальный музей. Мне хорошо знакомы арабские страны, и уже давным-давно у нас сотрудничество с этими странами. И вот два года назад мы провели очень крупную международную выставку в Абу-Даби об исламском искусстве. И вот я думаю о том, что происходит в Татарии, в Дохии, в Кувейте. Теперь там будут строить крупные музеи. И вот эти музеи касаются только исламского искусства, и вот первый музей этого региона не только строят музеи, но строят универсальные музеи, то есть, музей этот не только интересуется исламским искусством, но интересуется всеми видами искусства, всеми аспектами цивилизаций. Это Лувр и другие французские музеи в рамках межправительственного договора участвуют в этом партнерстве. Я считаю, что это совершенно нормальное явление. Когда ты что-то производишь, скажем, литературу, кино, театр и так далее, когда ты сам инвестируешь не только свои знания, твой ноу-хау и так далее, или финансовые инвестиции, то нормально то, что ты предлагаешь, как бы доставляет счастье тебе.

К.БАСИЛАШВИЛИ: То есть, Вы верите, что музеи и их коллекции они способны менять мир вот на такой дипломатической, может быть, норме?

А.ЛУАРЕТ: Ну, вы знаете, музей, как Лувр, это национальный музей, как Эрмитаж, как Пушкинский музей, - это национальный музей. Иными словами, не всегда играли с тех пор, как они были созданы, что касается Лувра, а это с момента революции, они играли национально-дипломатическую роль - это инструмент, но это инструмент культурной дипломатии. И я думаю, что мы не должны презирать это, наоборот, это совершенно нормальное, естественное ведение. И вот крупные археологические отделы были созданы на основе вот этих дипломатических отношений в Х1Х веке, то есть, мы продолжаем, как бы эту политику и уже 200 лет ее проводим.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Но Вы знаете, в Москве, в России есть целое поколение, которое одним из своих лучших воспоминаний считает посещение музея Изобразительных искусств, когда туда с гастролями приехала «Мона Лиза». Сегодня возможно еще устроить такое путешествие этого шедевра по Европе, по миру, может быть, с заездом в Россию, в том числе, или изменилась ситуация и нельзя вывозить уже из стен Лувра?

А.ЛУАРЕТ: Ну, если об этой картине, эта картина уже все - она больше не покинет Францию и наш музей. И это очень важно, чтобы ваши слушатели могли услышать просто это состояние такого очень уязвимой, очень хрупкой, потому что там трещины, и вот эта трещина останавливается над головой «Моны Лизы», поэтому было бы опасно. Это из тополя, кстати, дерева.

Но вот, если говорить об Атланте, об Абу-Даби, о нашей международной политике, вообще о политике нашего музея, то самое важное я считаю это состояние этих произведений. Любое произведение рассматривается специалистом, реставратором, который говорит, может ли поехать эта картина или нет. И значит, главный хранитель затем говорит мне можно ли увезти эту картину, или так далее. Так что, понимаете, это сложная процедура. Мы все это контролируем, но надо, прежде всего, убедиться в том, что это произведение, эта картина может ездить: мы хотим избежать риск.

НОВОСТИ"

---------------------

Окончание см http://l-hran-france.livejournal.com/3976.html

ЛУВР; АнриЛуарет;ЭхоМск

Next post
Up