ЛОРА ЕРЁМИНА
Данный текст набираю буквами - 12.11.2009
Дополнения, шлифовка - 13.11.2009
Сохраняю текстовую расшифровку передачи
здесь себе на память
с
http://www.echo.msk.ru/programs/brothers/633163-echo.phtml
Дата :11.11.2009 00:09Тема :Как масонские идеи повлияли на реформы Петра Первого
Результаты викториныПередача :
БратьяВедущие :
Наргиз Асадова,
Леонид Мацих Н. АСАДОВА: 00:09 в Москве. У микрофона Наргиз Асадова и наш экскурсовод в мир масонов Леонид Мацих. Здравствуйте.
Л. МАЦИХ: Добрый вечер.
Н. АСАДОВА: У нас на сайте, да и не только на сайте, спрашивают, зачем мы вообще начали передачу о масонах, что это можно было сделать в рамках передачи «Не так» или «Всё так». У нас пришли такие реплики на сайт. Например, Александр из Харькова говорит нам: «Существование масонов не имеет смысла, свою задачу они выполнили, уничтожена религия, мораль, так что те, кто сейчас вступают в ложу, просто играют в тайну и значимость». Я хочу сказать, что мы никогда не агитируем вступать в масоны. Но мы должны знать, ведь такие великие люди, как Суворов, Пушкин, Новиков, Кутузов, Яков Брюс, великие деятели российские, великие умы принадлежали к этой масонской организации.
И мы ничего об этом не знаем, мы не понимаем, каким образом масонские идеи, идеология этой организации повлияла на нашу историю. Мы встречаем масонские знаки практически на каждом шагу. И в Москве, и в Петербурге и вообще, на территории Российской Империи. И мы даже не знаем, какой смысл они несут. Поэтому мы решили посвятить этой теме отдельные цикл.
Л. МАЦИХ: Можно я одну реплику вставлю, отвечаю нашему уважаемому Александру из Харькова?
Н. АСАДОВА: Да, конечно.
Л. МАЦИХ: У масонов никогда сроду не было цели разрушать религию, мораль. Их цель была противоположная - укреплять все вещи, которые связаны с духовной жизнью. Поэтому Александр ошибается.
Н. АСАДОВА: Я хочу в начале передачи объявить номер для смс, чтобы наши слушатели, кому интересна эта тема, задавали вопросы. Телефон для смс - +7-985-970-45-45 +7-985-970-45-45. Я напомню, что в первой передаче, в водной передаче, мы говорили о Якове Брюсе, о Сухаревой башне, о том, что светское образование в России началось именно с Сухаревой башни, в которой, как гласит московская молва, работал чернокнижник Яков Брюс и летал на метле или других агрегатах на Москве ночью.
Но мы, я надеюсь, развеяли этот миф в прошлой передаче. А сегодня мы поговорим о том, как масонские идеи пришли в Россию, как в петровском окружении они появились и каким образом они воплотились в реформах петровских, и так же какие символы масонские несёт в себе город Петербург, город Петра.
Л. МАЦИХ: Не будет преувеличением сказать, что реформы пришли в основном через Питер, поскольку Питер был любимым детищем Петра. Недаром его обвинял некий Тверитинов, который состоял в заговоре против Петра Великого, был такой дьяк. Он говорил, что Москву государь оставил, а Петербург вызолотил. И Петербург - это воплощение замыслов Петра про то, как должен выглядеть идеальный город, государство и вообще идеальное устройство мироздания. Он называл этот город Новым Амстердамом-новым раем. И реформы начинались оттуда. В Москву они приходили косвенно, опосредованным образом.
Н. АСАДОВА: Откуда эти идеи у Петра?
Л. МАЦИХ: Идеи у Петра, по-видимому, от Брюса и косвенным образом от его впечатлений, которые он почерпнул в Великом Посольстве. Проблема Петра была в том, что он не получил систематического образования, он об этом всю жизнь сожалел и говорил: «Детушки, учитесь! Вот если бы я мог, как вы…» Он бегло говорил по-немецки и неплохо говорил по-голландски, читал, вероятно. Но конечно, латынь он не знал, т.е. врата учёности тогдашней были для него закрыты.
Я думаю, проводником идеологии, целостной идеологии, как системы масонских взглядов, взглядов великого Ньютона, о ком мы обязательно будем сегодня говорить, проводником этих всех идей был Яков Брюс.
Н. АСАДОВА: Да, но мы говорили о том, что Яков Брюс встречался с Ньютоном в Лондоне и именно Брюс дал ему полномочия делать какие-то изменения в России.
Л. МАЦИХ: Немножко не так. Сэр Кристофер Рен и Ньютон, который тогда ещё не был сэром, он стал им потом, но в последствие он был возведёт в рыцарское звание. Ньютон и Рен дали полномочия и миссию некую Якову Брюсу. И Брюс был проводником этих идей. Мы в прошлый раз говорили много о Брюсе как о фортификаторе, как об учёном, как о реформаторе денежного дела в России, добычи полезных ископаемых, это всё очень важно. Но мы не упомянули о, может быть, главном деле его жизни, о той миссии, которую он всю жизнь воплощал.
Он был, если угодно, советчиком Петра, советником в самом высоком смысле этого слова. Пётр поверял ему самые высокие свои думы и Брюс был его другом не в смысле как «мин херц» Алексашка Меньшиков, с которым вместе по девкам и выпить, и всякие такие приключения. А Брюс был, я думаю, конфидентом Петра в смысле тех сомнений, которые иной раз Пётр испытывал, но не считал возможным показать окружающим. И Брюс был человеком, с которым можно было поговорить о самых глобальных вещах, о стратегических путях России, о том, верно ли мы идём, так ли быть.
Пётр воплощал определённые идеологические принципы. Это видно и по виду Петербурга, это видно и по той настойчивости, с которой он свои реформы проводил и по тому, что он не боялся никакой оппозиции. Пётр - единственный в России реформатор, которому свои реформы удалось довести до конца. Его не убили, как Павла или Александра II или Столыпина, над ним не смеялись и не отправили в отставку, как Хрущёва с Горбачёвым, он полностью все идеи воплотил. Это означает, что за ним стояла некая целостная мировоззренческая система, настоящая идеология.
Н. АСАДОВА: Вернёмся к Ньютону. Каким образом он передавал эту миссию Брюсу?
Л. МАЦИХ: Я думаю, устно передавал, как обычно учитель ученику. Есть архивы, есть некая переписка.
Н. АСАДОВА: Кстати, почему Вы считаете, что Ньютон был масоном? Наша передача вызвала огромный интерес у масонов, которые сейчас существуют в России.
Л. МАЦИХ: Это очень лестно.
Н. АСАДОВА: И на форуме они выражали сомнение, что действительно Ньютон… Откуда у Вас такие данные?
Л. МАЦИХ: Эти сомнения выражаются не первый год. Дело в том, что Ньютон был человеком исключительной скрытности и робости. Он так был устроен психологически. Он же сжёг под конец жизни большую часть своего архива, часть переписки, он скрывал свои алхимические занятия, а он был великим алхимиком, он сжёг часть своих богословских трудов, исторических штудий. Но по мировоззрению Ньютона, по огромному его наследию, которое было опубликовано, иной раз спустя много лет после его кончины, а некоторые вещи в XIX веке только в Викторианской Англии впервые увидели свет.
Когда целостное мировоззрение великого гения теперь для нас более-менее складывается в единую систему, понятно, что это мировоззрение было масонским. Есть целый ряд признаков, которые это доказывают.
Н. АСАДОВА: То есть, архивных документов…
Л. МАЦИХ: Есть архивные документы. Отчасти они хранятся в Иерусалиме, отчасти они хранятся в Лондоне, есть в архивах лож, как говорили братья в XVIII веке, «масонская архива» весьма обширна и там эти документы есть. Кроме того, есть такой термин - косвенные доказательства, которые иной раз красноречивее прямых.
Н. АСАДОВА: Был ли Ньютон мастером какой-нибудь ложи?
Л. МАЦИХ: Я думаю, что он был мастером ложи, но поскольку он всё время избегал всяких формальных знаков отличия, например, он был членом Парламента, выступал он один раз с просьбой закрыть окно, дует. Он был человеком в высшей степени непубличным, нетусовочным, как сейчас бы сказали на современном новоязе, и очень скромным. И возможно, формальных знаков он и не принимал в отличие от Кристофера Рена, который был мастером стула, т.е. был председателем ложи. Но то, что Ньютон был идеологом и был признан гением при жизни, и то, что он формулировал целостную систему мировоззрения, кстати, для своего времени революционную, это не подлежит никакому сомнению.
Н. АСАДОВА: Давайте послушаем портрет Исаака Ньютона, который для нас записал Алексей Дурново и в котором Лёша описал то, что нам известно из школьных учебников.
БРАТЬЯ. ОДИН ИЗ НИХ. ИЗ БРАТЬЕВ.
А. ДУРНОВО: Красивая легенда говорит, что всё началось с яблока. Этот фрукт якобы упал у ног молодого человека по имени Исаак Ньютон, который сидел в саду с книгой. И этот юноша тогда впервые задался вопросом, почему предмет, если его уронить или бросить, упадёт. А не зависнет в воздухе. И так, после многолетних трудов, он открыл закон всемирного тяготения. Он, как известно по школьной программе по предмету физика, гласит, что силы гравитационного притяжения между двумя материальными точками массы, разделёнными на расстояния, пропорциональны обеим массам и обратно пропорциональны квадрату расстояния.
Ещё не стоит забывать про три основные законы механики: закон инерции, закон движения и закон о двух взаимодействующих телах. Все эти законы, три механических и один всемирного тяготения, изложены Ньютоном в его знаменитой книге «Математические начала натуральной философии». Впрочем, это те факты, которые известны каждому школьнику, если тот хотя бы краем уха слушал своего учителя физики. Однако, всё самое интересное и таинственное, что связано с этим именем, начинается там, где кончается физика. Оно лежит в плоскости частной жизни учёного.
Например, мало кто знает, что именно Исаак Ньютон провёл крупнейшую денежную реформу Англии, фактически избавив страну от фальшивомонетчиков. Так же не получили широкой известности пристрастие учёного к алхимии и богословию. В частности, он писал комментарии к «Книге апокалипсиса» и предлагал свой вариант библейской хронологии. В то же время друзья Ньютона уверяли, что учёный не верил в Святую Троицу, а высказывал мысль, что Бог-Сын - это творение Бога-Отца, и следовательно, он находится у него в подчинении.
То есть, взгляды Ньютона на религию были близки к карианским, что по английским законам конца VII века каралось поражением в правах, а при рецидиве - тюремным заключением. Но Ньютон от этого эдикта не пострадал и более того, с каждым годом становился всё ближе и ближе к королевскому двору, сперва Стюардов, а затем Ганноверской династии. Почему, объяснить трудно. Возможно дело в Королевском научном обществе, в котором учёный состоял почти 40 лет и чьим председателем стал под конец жизни. А этому объединению богатая на домыслы английская молва приписывала различные тёмные дела.
Н. АСАДОВА: Это был Алексей Дурново и портрет Исаака Ньютона. Так почему же, несмотря на то, что он такие странные религиозные взгляды разделял, он становился всё ближе к королевским фамилиям?
Л. МАЦИХ: Во-первых, не факт, что члены королевской фамилии не разделяли этих странных взглядов. Эти взгляды были популярны, их не следовало декларировать, как замечательно написал Солженицын: «Половина людей в советской верхушке убеждённые антисоветчики». Это тоже часто бывает, и во времена Ньютона могло быть то же самое. Королевское научное общество никакими тёмными делами не занималось отродясь.
А причина житейских успехов Ньютона вполне понятна, у него были богатые и могущественные покровители, например, сэр Альфред Монтегю, который, став министром финансов в молодом возрасте, сделал Ньютона директором, мастером, как тогда говорили, Монетного двора королевского. И Ньютон блестяще себя на этой должности проявил. Это как раз вещи вполне очевидные. Вот о чём совершенно верно сказал Алексей, что частная жизнь, которую Ньютон тщательно прятал от посторонних глаз…
Н. АСАДОВА: Кстати, он был женоненавистником.
(Окончание Части ПЕРВОЙ - ЛЕ)
=============================
Часть ВТОРУЮ см
http://l-masony-echo.livejournal.com/1703.html