начало -
http://l-soulspace-l.livejournal.com/69855.html "Моральный" социополовой контур
Времясвязывание (передача символов и инструментов из поколения в поколение) начинается в третьем контуре. Острое сознание времени, однако, активизируется в четвертом.
Основная функция социополового контура у высших приматов заключается в формировании взрослой личности - родителя. По определению, родитель - это тот, кто заботится о молодых представителях вида; в родителе также генетически заложено беспокойство о молодом поколении. У людей, обладающих способностью символизировать, это означает планировать и надеяться. На языке мистиков это означает быть "прикованным к колесу кармы"; первым шагом к избавлению от этой привязанности четвертого контура в большинстве мистических традиций является обет безбрачия.
Четвертый контур расположен в новой коре левого полушария - самой эволюционно молодой части левого полушария головного мозга. Он нейрологически связан с гениталиями и грудью (контур совокупления-объятий-поцелуев-защиты).
Своеобразный способ, которым в большинстве обществ импринтируется четвертый, социополовой, контур, - странные табу, которые сковывают нас всех, в любом племени, как бы технологически "развито" оно ни было, - тоже является частью диалектики ускорения-замедления.
Импринтирование четвертого контура в основном используется в качестве тормоза, сдерживающего свободную активность времясвязывающего семантического контура.
В этом состоит историческая функция табу и "морали".
Функция нервной системы заключается в том, чтобы фокусировать, избирать, сужать; выбирать из бесконечности возможностей те биохимические импринты, которые определяют тактики и стратегии, обеспечивающие выживание в одном месте, статус в одном племени.
Младенец генетически подготовлен к изучению любого языка, овладению любыми навыками, исполнению любой сексуальной роли; через очень короткий срок, однако, он (или она) начинает механически, роботически воспринимать ограничения своей социальной и культурной среды, следовать им и воспроизводить их
Иногда встречаются утверждения о том, что не существует универсальных сексуальных табу. Это мнение ошибочно. В каждом племени существует одно многоцелевое табу.
Это табу устанавливает, что сексуальность должна регулироваться племенем. Единственное универсальное табу - это табу на жизнь без табу. Каждое племя имеет свой собственный набор табу и запретов, но ни одно племя не позволяет индивиду в его составе самостоятельно формировать этот набор для себя. Американский президент не должен жениться на собственной сестре (если хочет быть избранным на следующий срок); египетсткий фараон был обязан жениться на собственной сестре. Столкнувшись с таким моральным релятивизмом, многие ученые-социологи не заметили неизменной составляющей: и от президента, и от фараона требуется соблюдение местных правил. То же справедливо для самоанцев, русских, эскимосов и кубинцев. Почему же существует это табу, направленное против сексуального самоопределения и самоактуализации? Почему, хотя не существует и пары обществ, которые были бы абсолютно согласны в вопросах сексуального "хорошего" и сексуального "плохого", каждое общество считает, что право именно оно?
"МОРАЛЬ" Местные табу
Половое влечение, совокупление, воспроизведение, наследственность, генетический дрейф и будущая эволюция - все это стохастические процессы. (То есть такие процессы, в которых из случайного набора событий некоторый "разум" или нечто, что можно было бы метафорически назвать разумом, выбирает конечный исход.) Интуитивно очевидно, что эти процессы перекрывают друг друга, как показано на нашей диаграмме; так же очевидно, что "выбор" будущего происходит на каждом шагу этого пути. Табу и мораль - это попытки племени управлять случайным элементом для того, чтобы формировать желаемое будущее.
"Мораль" пытается управлять стохастическим эволюционным процессом двумя способами - либо при помощи табу и заповедей вклиниваться между половым влечением и его удовлетворением (совокуплением), либо вклиниваться между совокуплением и воспроизведением. Второй случай представлен обычаем детоубийства - распространенной мерой контроля над рождаемостью - которому местные шаманы всегда придают магическое значение: для жертвенного умерщвления, как правило, выбираются дети, которые перенесли родовую травму, или имеют родимые пятна, или близнецы, или как-либо еще "отмеченные богами". Безусловно, подлинной функцией подобных практик является контроль над рождаемостью; такие обычаи больше всего распространены на изолированных островах, где неуправляемое размножение привело бы к катастрофе. Иудаистские табу, наоборот, разрабатывались с целью как можно эффективнее направить сексуальность на увеличение населения, так как древние евреи были окружены огромными и воинственными империями, стремящимися их завоевать; евреям требовалось больше мальчиков, чтобы вырастить из них солдат, и больше девочек, которые мощи бы в будущем рожать новых мальчиков-солдат.
Самые идиотские и "суеверные" - с нашей нынешней рационалистической точки зрения - табу изначально имели какую-то первоначальную функцию. Например, самые "бессмысленно" сложные (негенетические) "инцестные" табу, благодаря которым практически каждый член племени становится сексуально недоступным для любого другого члена племени, первоначально стимулировали экзогамию (брак вне племени). Это способствовало образованию родственных связей между племенами и, таким образом, уменьшению числа военных конфликтов. Нечто напоминающее эту примитивную экзогамию существовало еще не так давно в виде обычая, предписывающего членам королевских семей искать жениха или невесту в других королевских семьях.
Будучи однажды сформулированной, мораль служит не только в качестве препятствия генетическому дрейфу, но и в качестве тормоза для нововведений в третьем контуре. Шаманы, священники и т. п. определяют, какие идеи "моральны", а какие - "аморальны". Любое новшество - все, что способно разрушить племенной цикл, т. е. вырвать нас из циклического мифического "времени" в линейное, прогрессивное, революционное "время", - обычно очень быстро определяется как "аморальное".
Сказать, что религия и жречество сыграли консервативную роль в истории, - значит недооценить их. Это все равно что сказать: "Чума убила несколько человек" или "Гитлер был немного странным". Основная роль религии всегда была реакционной. В этом заключалась ее эволюционная функция, в соответствии с диалектикой контуров мозга.
Третий контур, если его не сдерживать, напоминает монолог кокаиниста. Вы ничего не можете запомнить, так как все меняется слишком быстро. Это глубоко дезориентирует среднего одомашненного примата, поэтому племенные моралисты поддерживают стабильность и спокойствие, действуя как замедлители.
Средний человек наиболее "открыт" и "любознателен" с философской точки зрения до принятия им сексуальной роли взрослого или родителя. После воспроизведения у него остается мало времени и (в силу санкций, налагаемых каждым племенем на "ересь", т. е. новые идеи) еще меньше склонности к размышлениям третьего контура.
Таким образом, третий контур позволяет нам выйти из цикличного племенного времени к линейному прогрессивному времени; но четвертый контур заворачивает нас назад, в цикл.
Мы все начинали с младенчества, в одномерном мире, орально прикованными к Матери. Чем дальше мы от нее уползали, тем выше было наше биовыживательное беспокойство, поэтому мы пытались как можно скорее возвратиться обратно. Ключевые импринтные события того периода, наряду с соответствующим кондиционированием, жестко определяют то, в какой мере мы сегодня проявляем
БЕСПОКОЙСТВО
ИЛИ
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
УКОРЕНЕННОСТЬ
ИЛИ
СТРАСТЬ К ИССЛЕДОВАНИЯМ
ЗАВИСИМОСТЬ
ИЛИ
НЕЗАВИСИМОСТЬ
Затем, когда ДНК направила молекулы-посланники РНК в железы, эндокринную систему и т. д., произошла мутация. Наша морфология - все наше тело - изменилась, а заодно изменился наш "ум". Наш туннель реальности, таким образом, обрел второе измерение, когда мы встали на ноги и начали ходить вокруг дома, а также узнавать, над кем мы можем доминировать, кто может доминировать над нами, над кем можно доминировать (эмоционально запугивать) в одни моменты и нельзя - в другие и т. д. Из аморфного биовыживательного сознания в нас развилось упрямое индивидуальное эго. Путем импринтирования и кондиционирования в нас был закреплен особый стиль эмоционально-территориальной "политики".
Происходящее на этом этапе импринтирование и кондиционирование определяют следующие наши черты:
ДОМИНИРОВАНИЕ
ИЛИ
ПОДЧИНЕНИЕ
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
ИЛИ
СОМНЕНИЯ В СЕБЕ
СИЛЬНОЕ ЭГО
ИЛИ
СЛАБОЕ ЭГО
ВЫСОКИЙ СТАТУС В СТАЕ
ИЛИ
НИЗКИЙ СТАТУС В СТАЕ
ОТДАЧА ПРИКАЗОВ
ИЛИ
СЛЕДОВАНИЕ ПРИКАЗАМ
"МОРАЛЬ ГОСПОД"
ИЛИ
"МОРАЛЬ РАБОВ"
В нас последовательно кондиционируется умение переключаться между этими рефлексами в зависимости от того, является ли статус человека, с которым мы общаемся, выше или ниже нашего. (Представители среднего класса - рейганисты-консерваторы, последователи Джона Берча и т. д. - всегда будут почитать тех, кто находится выше их в иерархии и всегда найдут причину преследовать - или хотя бы клевать - тех, чей статус ниже. Так, они всегда утверждают и на самом деле верят, что бедные обкрадывают их посредством социальных программ - на которые выделяется около 4% денег налогоплательщиков - и никогда не "замечают", что военно-промышленному комплексу достается 72% с каждого доллара, уплаченного ими в качестве налога. Это - нормальная социобиология млекопитающих.)
После того как туннель реальности второго контура жестко закрепляется, организм вновь претерпевает изменения и мутации, переходя к вербальному этапу, и в результате импринтируется стиль мышления третьего контура. Это значит, что помимо протоплазмического сознания и эго, свойственного млекопитающим, мы приобретаем человеческий ум, который создается человеческими артефактами и речью, в то же время создавая их.
Дикие дети, выросшие в изоляции от человеческого общества (артефактов и речи), не имеют "ума" в том смысле, в каком мы его понимаем; вот почему мы называем их "дикими".
На семантическом этапе импринтной уязвимости мы приобретаем:
БЕГЛОСТЬ РЕЧИ
ИЛИ
НЕВНЯТНОСТЬ РЕЧИ
ЛОВКОСТЬ
ИЛИ
НЕУКЛЮЖЕСТЬ
"ЖИВОЙ УМ"
ИЛИ
"ТУПОЙ УМ"
По достижении половой зрелости срабатывает еще один триггер ДНК, и посланники РНК инициируют следующую морфологическую мутацию тела-сознания. Импринтируется и кондиционируется "взрослая личность". Мы становимся:
"МОРАЛЬНЫМИ"
ИЛИ
"АМОРАЛЬНЫМИ"
РОБОТИЧЕСКИ- ПОКОРНЫМИ
ИЛИ
РОБОТИЧЕСКИ- НЕПОКОРНЫМИ
ДОБРОПОРЯДОЧНЫМИ ГРАЖДАНАМИ
ИЛИ
СЕКСУАЛЬНЫМИ ИЗГОЯМИ
"РОДИТЕЛЯМИ"
ИЛИ
АНАРХИСТАМИ
Недостаточное понимание этих морфологических изменений, а также их постоянное влияние на импринтные контуры мозга - это причины большинства неудач в общении и общего чувства нетерпимости, с которым мы слишком часто противостоим друг другу. Так как импринты у всех немного отличаются - никто не может в точности соответствовать среднему - иногда мы чувствуем себя подобно квакеру из анекдота, который говорит жене: "Весь мир сошел с ума, кроме тебя и меня, а иногда я сомневаюсь даже в тебе".
Рейхианцы, последователи доктора Спока и Саммерхильской школы и т. д. нетерпеливо пытались привлечь наше внимание к грубости и тупости многих традиционных методов воспитания детей. Эти методы оказываются "грубыми" и "тупыми", только если видеть, подобно вышеуказанным еретикам, цель воспитания в формировании нормального, уравновешенного, творческого человека. В РЕАЛЬНОМ МИРЕ ЭТО НИКОГДА НЕ БЫЛО ЦЕЛЬЮ НИ ОДНОГО ОБЩЕСТВА. Традиционные методы воспитания совершенно логичны, прагматичны и здоровы для достижения истинной цели общества, которая состоит не в том, чтобы создать идеальную личность, а в том, чтобы создать полуробота, который максимально близко подражает общественному идеалу - как в рациональных, так и в иррациональных аспектах, перенимая как мудрость веков, так и всю накопленную человечеством жестокость и глупость. Причина очень проста: полностью сознательная, пробужденная (избежавшая промывания мозгов) личность не сможет точно вписаться ни в одну из ролей, предлагаемых обществом; изувеченные же, роботизированные продукты традиционного детского воспитания прекрасно вписываются в эти ниши.
Получается, что существует нейросоциологическая "логика" алогичного. Не напоминают ли современные школы мини-тюрьмы? Не душат ли они воображение, не давят ли они ребенка физически и ментально и не практикуют ли различные формы явного и скрытого терроризма? Ответ, конечно же, однозначен: да; но подобные школы необходимы, чтобы обучить людей исполнению ролей в оффисах, на фабриках или в каких-нибудь других организациях, которые также очень напоминают мини-тюрьмы, душат воображение, давят физически и ментально и держатся на страхе (угрозе лишения биовыживательных бумажек-денег).
"Разрешительное" движение в педагогике получило лишь ограниченное распространение, так как общество всегда нуждалось и считает, что нуждается до сих пор, в роботах. Утопическая система воспитания будет развиваться дальше только тогда, когда общество освободится от оков авторитарности. Рано или поздно это обязательно произойдет, так как современный темп изменений в обществе ведет нас к периоду наиболее быстрой социальной эволюции за всю историю человечества. Тогда нам потребуются люди, которые не являются роботами, которые способны творить, которые не способны на тупую покорность, которые способны проявлять инициативу, которые не являются узколобыми фанатиками, которые являются исследователями во всех смыслах этого слова.
Традиционная система воспитания начинает давать сбои только сейчас, когда общество вступило в фазу ускоренных изменений и технологической трансформации всех традиционных ценностей.
Мы сказали, что импринтирование контуров содержит значительный элемент случайности (в пределах генетических параметров). Любое общество, даже без понимания этой теории, понимает импринтные процессы достаточно прагматически, чтобы постараться запрограммировать каждого его члена на предназначенную ему роль. Поэтому традиционное воспитание девочек всегда отличалось от традиционного воспитания мальчиков - так, чтобы выработать у женщин большую "чувствительность" второго контура. Феминизм, как и современные методы детского воспитания, появился только тогда, когда мы эволюционно готовы или почти готовы к этому. Традиционная система годилась только для традиционных обществ.
Точно так же классовая структура, как и кастовая структура муравейника, производит "правильные" для каждого класса импринты. Третий контур класса слуг, или пролетариата, импринтируется в основном для мануальной ловкости, тогда как тот же контур у среднего или правящего классов импринтируется для вербальных, математических или других навыков, связанных с использованием символов.
Демократия не привела к успеху - и стыдливый цинизм интеллектуалов по отношению к демократии оправдан - в том смысле, что традиционное общество не нуждалось, не умело использовать и всячески тормозило развитие высших вербальных ("рациональных") навыков у большей части населения. Это значит, что общество не поощряет развитие интеллекта у большинства людей, а скорее жестко программирует их сравнительную тупость, что необходимо для их максимального соответствия наиболее традиционным видам деятельности. Их контур бивыживания работает так же, как и у большинства животных, их эмоционально-территориальный контур является типичным контуром приматов, кроме того, у них имеется немного "ума" третьего контура, необходимого для вербализации (рационализирования). Естественно, они обычно голосуют за какого-нибудь шарлатана, которому удается активизировать их примитивные биовыживательные страхи и территориальную ("патриотическую") воинственность. Интеллектуал, видя эти печальные результаты, все же продолжает верить в "демократию" слепой верой, подобной вере католиков, коммунистов или змеепоклонников.
Традиционная система срабатывает в традиционном обществе. Масса людей, которые живо интересуются, почему Бетховен после Девятой симфонии перешел к струнным квартетам, действительно ли Кант убедительно опроверг Юма и каким образом могут быть связаны последние достижения квантовой теории с детерминизмом и свободой воли, - это не та масса, которую легко заставить заниматься скучным и отупляющим будничным трудом. Почему Аллей Стивенсон проиграл Айку Эйзенхауэру, Джордж Макговерн - "Ловкому Дику" Никсону и т. д.? Все та же проблема Ложного Адреса. Стивенсон, Макговерн и другие любимцы интеллигенции обращались к третьему контуру, который у большинства приматов еще не развит в достаточной степени. Эйзенхауэр с его отцовской манерой и Никсон с его напористостью Старшего Брата знали, как нажать правильные эмоционально-территориальные кнопки второго контура, чтобы увлечь за собой толпу приматов. Выражаясь этологическими понятиями, они были генетически запрограммированными альфа-самцами.
Подобным образом Моралист (т. е. Взрослая Личность, у которой импринтированы тяжелые этические императивы в четвертом контуре) очень часто оказывается совершенно неспособным общаться с ученым или техником. Моралист может даже решить - многие уже так и поступили, - что ученый per se попросту "бесчеловечен". На самом же деле мораль абсолютно ничего не значит для аналитического подхода третьего контура, что является основной функцией мозга у среднего ученого. Для третьего контура единственной значимой моралью является точность, единственной аморальностью - неряшливое мышление.
Рост "социальной сознательности" в среде ученых происходит только тогда, когда он эволюционно необходим - например, после Хиросимы. То же можно сказать (если, конечно, я не заблуждаюсь) о модернизации систем образования и воспитания, о феминизме, о расизме и т. д. Бунт против всех глупостей прошлого набирает силу, но окончательного завершения он достигнет, только если мы сумеем создать общество, в котором будут востребованы функции всех контуров у каждого человека. К этой цели мы и движемся со все возрастающей скоростью.
Нетерпеливый радикал забывает, что многие "несправедливости" традиционного общества приматов вовсе не считались таковыми (даже если говорить о лучших умах) еще 1000, 100 или, как в случае с организованным сексизмом, даже 30 лет назад. То, что мы усматриваем несправедливость и абсурд во многих вековых традициях и установках, свидетельствует лишь о нашем постепенном избавлении от бездумного автоматизма, и это избавление происходит точно в той точке эволюции, в которой нам необходимо стать умнее и чувствительнее во всех контурах.
Тип четвертого контура постарается быть рациональным (третий контур) и в то же время оценить эмоциональные размеры проблемы (второй контур). Как правило, он попытается навязать моральное решение: "Так будет прилично и честно..." Это может понравиться, а может и не понравиться Рационалисту третьего контура, ищущему объективной справедливости; типу, в котором целиком доминирует эмоционализм и территориальность (второй контур) обычно это не нравится вообще.
Что справедливо для группы, справедливо и для индивида. Стараясь увидеть в других преобладание контура, который является "любимым" для нас, мы часто испытываем шок и стресс, которые могут заставить нас перепрыгнуть к другому контуру.
Самый роботический Рационалист в конце концов опустится до первого контура, если на экране его сознания достаточно насильственно представить угрозу биовыживанию. Если не дать ему "покинуть комнату, когда начинается драка", то при достаточном давлении он опустится даже до животного воя и лая второго контура. (Оливер Уэндэлл Холмс назвал это "гидростатическим принципом в споре", согласно которому дураки стягивают всех вниз, на свой уровень.)
Самый роботический Эмоционалист может временно подняться до третьего контура, если проблема не поддается ни одной форме эмоционального напора или надувательства.
Все мы, наконец, (на уровне имитации - даже маленькие дети) перейдем к роли Родителя или Супер-эго четвертого контура, если единственным способом получить требуемый результат будет обращение к племенной морали: "Было бы просто подло поступить против воли дедушки..."
Как промывать мозги друзьям и роботизировать людей
Человеческое общество в целом является огромным механизмом промывания мозгов, чьи семантические правила и сексуальные роли создают социальных роботов.
С точки зрения нейросоциологии, то, как я воспринимаю "меня" и "мой мир", зависит от степени импринтированности моих контуров. Общество всегда знало, как импринтировать детей; это объясняет, почему дети католиков обычно становятся католиками, дети самоанцев вписываются в самоанское общество, дети коммунистов становятся хорошими маленькими коммунистами и т. д. Каждое поколение "промывает мозги" следующему.
Христианство, буддизм и ислам - самые мощные аппараты промывания мозгов на этой планете. Приблизительно половина произведений искусства и философских систем рода человеческого носит на себе отпечаток этих трех великих теологических систем. Я говорю это с целью не преуменьшить вклад конфуцианства, иудаизма, индуизма, современной науки и т. д., а чтобы подчеркнуть размеры влияния, которое оказали на человеческую цивилизацию четыре создателя этих трех сверхрелигий: Будда, Мухаммед, Иисус и св. Павел. Что общего было у этих четверых?
Как упоминалось ранее, когда контур биовыживания сигнализирует об опасности, вся остальные виды ментальной деятельности прекращаются.
В контуре биовыживания отсутствует понятие "времени"; рефлексы срабатывают без вмешательства эмоционального эго, рационального ума или взрослой личности: "Я сам не заметил, как сделал это".
Все боевые искусства - дзюдо, айкидо, кунг-фу и т. д. - представляют собой техники переимпринтирования контура биовыживания. Их задача - сделать так, чтобы действия, выполняемые механически ("неосознанно") действительно служили биовыживанию, так как случайно импринтированные в этом контуре рефлексы не всегда надежны.
Механическая природа контура биовыживания играет ключевую роль в промывании мозгов. Для создания нового импринта жертву необходимо свести к младенческому состоянию, т. е. состоянию, в котором уязвим первый контур.
Как отмечалось в предыдущей главе, армия начинает этот процесс с повестки, которая сообщает субъекту, что его тело с этого момента принадлежит не ему, а правительству. Симбионская Армия Освобождения, которой были необходимы более быстрые изменения, начала обращение Патти в Таню, наведя на нее оружейный ствол, однако сообщение было тем же: "С этого момента мы можем делать с твоим телом все, что захотим". Биовыживательные инстинкты первого контура, таким образом, закрепляются на подчинении тому, кто обладает этой огромной властью, - точно так же, как маленький ребенок учится закреплять свой контур биовыживания на родителях.
Независимо от того, добровольно ли субъект попадает в эти новые условия или его похищают (или арестовывают, как в полицейских государствах), цель следующего этапа обработки - сломать его эмоционально-территориальные импринты второго контура. Это значит, что субъекта продолжают кормить (поддерживать оральную зависимость первого контура) и в то же время всеми возможными способами атакуют его эго второго контура.
Роботы-рационалисты, подобно другим типам роботов, могут либо быть полностью механизированы или иметь некоторую степень гибкости, или "свободы", заложенной в их схему. Полностью роботизированные составляют огромную орду фундаменталистского крыла Материалистской церкви и других истинно верующих в научные парадигмы 1968, 1958, 1948 или любого другого года, в котором их нервная система перестала воспринимать новые импринты.
Эти люди постоянно напуганы и удручены той (большой) частью человеческого поведения, которая проявляется в животной политике второго контура. Они считают, что раз это территориально-эмоциональное ("патриотическое") поведение нерационально, оно не должно существовать. Они слепо верят в Дарвина, но нервничают при слове "дарвинизм" (поскольку он признает животную политику в качестве до сих пор действующей Эволюционной Стратегии) и отвергают данные этологии, генетики и социобиологии. Они недолюбливают остальных представителей человеческой расы, которыми не управляет их любимый контур, и с тревогой осознают, что остальные представители человеческой расы не любят их.
Этих роботов-рационалистов также весьма смущают новые контуры - некоторые из них даже посвящают большую часть жизни написанию статей и книг, "доказывающих", что новых контуров не существует и что все ученые, получившие подтверждение их существования, - лжецы, дураки, неудачники, шарлатаны или Проклятые Еретики.
Как и робота-эмоционалисга, робота-моралиста, робота-нарциссиста и т. д., робота-рационалиста невозможно "выспорить" из его узкого туннеля реальности. Мы можем лишь еще раз обратить внимание на то, что каждый туннель реальности, созданный мозгом одомашненного примата, представляет собой срез личной истории этого мозга; и каждый faKou конечный туннель реальности так же "персонализирован", как музыка Баха или Бетховена, картины Рембрандта или Пикассо, романы Джойса или Рэймонда Чэндлера, католичество или дзэн-буддизм, политика либертарианизма или ИРА, архитектура собора св. Павла или Диснейленда...
Каждое из этих произведений искусства представляет "реальность" для тех, кто его создал и живет в нем. Рационализм - не более чем еще одно групповое произведение искусства, чуть менее терпимое, чем другие, чуть более полезное в технике, чем другие, и немного глупое, когда оказывается не в состоянии превзойти последнюю созданную им парадигму.
Полностью роботизированного рационалиста - того, чья нервная система совершенно прекратила развиваться, - можно определить по двум признакам: - он или она постоянно пытается доказать, что большая часть ежедневного опыта остального человечества - это "заблуждение", "галлюцинация", "групповая галлюцинация", "массовая галлюцинация", "просто совпадение", "явное совпадение" или "некорректное исследование". - он или она никогда не считает, что его или ее личный опыт попадает хотя бы в одну из этих категорий.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ - УДЕЛ НАСЕКОМЫХ.
Но в нас также присутствует стремление к власти над природой... Здоровье, сила, долголетие, счастье и покой, освобождение от страданий - все это часть физической трансформации, которую... эволюция призвана реализовать.
- Шри Ауробиндо,
"Будущая эволюция человека"
Пока мы остаемся во власти древних контуров, мы мало чем отличаемся от насекомых. Точно так же, как насекомые из поколения в поколение повторяют свои четырехэтапные программы (яйцо, личинка, куколка, взрослая особь), мы повторяем наши четырехэтапные циклы. Древние контуры генетически консервативны: они обеспечивают выживание и продолжение рода, но не более того. Будущее эволюции - в футуристических контурах.
В этом процессе каждый из нас платит очень дорого. Выживание и поддержание статуса даются ценой утраты бесконечных возможностей необусловленного сознания. Одомашненный примат, пребывающий в социальном туннеле реальности, является лишь мелким фрагментом потенциала, заложенного в ПО миллиардах клеток человеческого биокомпьютера. Как сказал Роберт А. Хайнлайн,
Любой человек должен уметь менять пеленки, планировать вторжения, резать свиней, конструировать здания, управлять кораблями, писать сонеты, вести бухгалтерию, возводить стены, вправлять кости, облегчать смерть, исполнять приказы, отдавать приказы, сотрудничать, действовать самостоятельно, решать уравнения, анализировать новые проблемы, вносить удобрения, программировать компьютеры, вкусно готовить, хорошо сражаться, достойно умирать. Специализация - удел насекомых.
Когда накопленные факты, инструменты, приемы и методы нейронауки - науки изменения и освобождения мозга - достигнут критической массы, все мы сможем освободиться от этих роботических циклов. Одна из основных идей этой книги заключается в том, что мы уже несколько десятилетий приближаемся к этой критической массе и достигнем ее гораздо раньше, чем вы предполагаете.
Упражнения
1. Сравните Грецию IV века до н. э., Рим I века н. э., Южную Европу на заре Ренессанса, Англию 1600- 1900 годов, Нью-Йорк 1900- 1950 годов и сегодняшнюю Калифорнию. Определите соотношения между накоплением богатства и накоплением ересей, новшеств, вероисповеданий, чудаков, пионеров, изобретателей и т. д.
2. Представьте себе, что вы кладете один цент на первую клетку шахматной доски, два цента - на вторую, четыре - на третью и т. д. Сколько центов вы должны будете положить на шестьдесят четвертую клетку? Именно так действует времясвязывание в относительно открытых обществах.
3. Прочитайте обвинения, которые были предъявлены Галилею ортодоксальной наукой того времени.
4. Прочитайте обвинения, которые были предъявлены Бетховену, Пикассо и Джойсу теми, кто хорошо знал, какими должны быть музыка, рисование и романы.
5. Как вы думаете, будут ли описаны в "Сайентифик Америкэн" самые важные научные идеи 1997 года в 1997 году, или, может быть, в 2017?
6. Выясните, сколько лет прошло между публикациями работ Эйнштейна с изложением специальной теории относительности и принятием этой теории большинством физиков.
Упражнения
1. Станьте набожным католиком. Объясните на трех страницах, почему Церковь все еще можно считать непогрешимой и святой, несмотря на то что среди ее Пап были Александр VI (Родриго Борджиа), Пий XII (союзник Гитлера) и т. д.
2. Те из вас, кто помнит Майлай, станьте лейтенантом Келли. Громко произнесите, на самом деле чувствуя и веря, следующие слова: "Армия прежде всего. Моя жизнь принадлежит армии". Те, кто не помнит, попытайтесь подражать Джерри Фолвеллу. Громко произнесите, на самом деле чувствуя и веря, следующие слова: "Помогите нам справиться с моральным разложением - вышлите нам чек прямо сегодня!"
3. Опровергните всю эту книгу! Докажите, что все, кроме вас, являются жертвами промывания мозгов, а у вашей матери (отца) - единственный, реальный, объективный взгляд на вещи.
4. Примите эту книгу, если не целиком, то хотя бы в общих чертах. Предположите, что вам промыли мозги. Попытайтесь как можно больше узнать об отдельном туннеле реальности каждого встреченного вами человека и определить, в какой мере можно использовать эти знания для увеличения и расширения вашего собственного туннеля реальности. Другими словами, научитесь слушать.
5. Джеймс Джойс однажды сказал, что никогда не встречал скучного человека. Постарайтесь объяснить это. Попытайтесь проникнуть в мир Джойса, где каждый человек представляет собой отдельный остров реальности, полный загадок и сюрпризов. Другими словами, научитесь наблюдать.
6. Прочтите книгу "Гений и богиня" Олдоса Хаксли. Обратите внимание, как третий контур ученого-гения возвращается к первому контуру беспомощного ребенка, когда его оставляет жена.
7. После экспериментов с нацистским, католическим и т. д. туннелями реальности вернитесь в ваш "нормальный" туннель. Кажется ли он вам по-прежнему полностью объективным или вы начали понимать, насколько он определяется работой вашего программного и аппаратного обеспечения?
8. Наконец, исследуйте туннель реальности книги Кристофера Хайатта "Отмена себя при помощи энергетической медитации". Какой туннель реальности он предлагает и насколько он искренен в этой книге? Поверили бы вы в то, что он использовал мои идеи или я - его? Поверили бы вы в то, что последнее утверждение распространяют хитрые издатели ничего не подозревающих авторов? А может быть, это я и написал его книгу? А может быть, я и он - это один и тот же человек?