451 градус по Фаренгейту.

Sep 15, 2013 23:30

Некоторое время назад мне советовали почитать данную книгу и интересовались моим мнением о том, что я в ней прочитаю. Собственно, сегодня мои руки таки доползли до неё и я, в виду небольшого объёма, даже успел к вечеру всё осилить. А так как особых занятий у меня сегодня не наблюдается, попробую написать свои мысли по данному поводу.

В целом, меня весьма привлекает такой жанр, как антиутопия, сам по себе. А в особенности, мрачные тоталитарно-социалистические антиутопии в духе "1984" Оруэлла. Жесточайшая ломка личности, крайняя степень отчуждения, бесконечные метания главного героя в жалких попытках сделать выбор между системой и собственной индивидуальностью, а в самом конце полный крах. У читателя остаётся лишь призрачная надежда, что это не навсегда. И, несмотря на печальный финал, эта надежда продолжает жить в читателе и после прочтения книги. Другими словами, отменная эмоциональная встряска и повод задуматься о природе взаимоотношений общества и власти.

Капиталистическо-потреблядская антиутопия на подобие "О, дивного, нового мира" тоже интересна, но она менее драматична и реалистична по следующей причине: люди, которые видят высшую ценность в удовлетворении физиологических и низших психологических потребностей, во все времена были в большинстве. Но в то же время, всегда оставался кто-то, кто видел перед собой нечто большее: потребность в продуктивном творчестве, развитии себя и улучшении окружающего мира в целом. В духовном росте и любви, в конце концов. И такие люди всегда были в меньшинстве. Их невозможно превратить в первых. И их невозможно истребить полностью, в виду того, что они будут рождаться снова и снова, даже в самом навязчивом обществе потребления. Эти люди будут белыми воронами, их будут сторониться, но рано или поздно они (без угрозы для жизни) наткнутся на себе подобных и это, в общем-то, решит все проблемы.

В романе "451 градус по Фаренгейту" перед нами предстаёт нечто среднее между первым и вторым вариантом. С одной стороны мы имеем пустоголовое общество потребления, жаждущее исключительно хлеба и зрелищ, а с другой - власть, которая пытается крайне жестоким образом подавить во всех прочих всё, что кроме. Любое культурное и научное наследие прошлых годов изымается и уничтожается (и в первую очередь это, разумеется, книги). Всё, что может дать повод для лишних раздумий, глушится информационным мусором, примитивными развлечениями и бессмысленными покупками. Всё. Вплоть до того, что арестовать могут даже во время невинной пешей прогулки, ведь подобные занятия позволяют предаваться размышлениям.

Очевидно, что большинству такая жизнь в целом по вкусу, все уверены в собственном счастье (кто бы подумал), но на подозрения о неладном наводят происходящие с бросающейся в глаза частотой самоубийства и периодические сожжения домов несогласных пожарными бригадами нового формата. Главный герой - один из работников такой пожарной бригады. В один прекрасный момент ему стало чертовски интересно, а что же всё-таки такого ужасного в этих самых книгах, что требует столь безжалостного уничтожения. И понеслась.

"451 градус по Фаренгейту" замечательно освещает проблемы взаимоотношений между опустошёнными людьми и тотального безразличия по отношению к ближним: мужья и жёны, которые не помнят как они познакомились, дети, воспитанные телевизором и жестокостью сверстников, одинокие и никому ненужные старики. Все они безвозвратно погружены в уютный и однообразный мир сиюминутных развлечений, который не оставляет времени ни на что большее. Однако, то у одного, то у другого, внезапно случаются секундные озарения о никчёмности подобного существования, и этих секунд как раз хватает для того, чтобы покончить с собой. Проблема отчуждения действительно крайне остро стоит в современном обществе. Бесконечные потоки информации и бешеный темп жизни просто не оставляют среднему человеку времени на искренние и глубокие отношения с себе подобными.

Что касается столь заезженной в наши дни (а может и не только в наши) проблемы "деградации общества", то я на 99% уверен, что данная проблема надумана и высосана из пальца. Как мной уже было написано выше, во все времена большинство человеческих особей были инертной биомассой. И крайне глупо сравнивать интеллектуальную элиту XIX века со среднестатистическим срезом человека из века XXI или XX. Да, происходят локальные упадки культуры в отдельных сообществах или даже государствах (превед, Совок), однако в целом человек развивается и эволюционирует. Он становится более сознательным, разумным и, возможно даже, более взрослым. В самой природе человека заложена такая штука, как гетеростаз. Да, он может набить брюхо. Он может убить уйму времени на просмотр примитивных комедий и попойки. Но в один прекрасный момент к нему подкрадётся ощущение собственной несостоятельности. И это ощущение либо убьёт человека морально и сделает алкоголиком, либо заставит поднять задницу и делать что-то большее. Третьего не дано.

Потому, данная книга бесполезна в качестве путеводной звезды для общества в целом: общество в спасении не нуждается и движется в правильном направлении. Однако весьма полезной она будет для ещё не сформировавшейся личности, вызвав у неё желание не просто не уподобляться инертному большинству, а резко противопоставлять себя ему в определённые моменты.

Так же меня несколько смутило, как мне кажется, некоторое противоречие: общество само отказалось от духовного и умственного развития, само прониклось презрением и ненавистью к интеллектуальной и творческой элите (и я согласен с автором, что это единственный возможный путь, который может привести к подобному упадку). Откуда тогда взялась необходимость тоталитарного контроля за теми, кто не выражает желания противостоять государству? В чём смысл ломать и без того одинокие личности, если у них нет ни малейшего шанса найти хоть какую-то поддержку у инертного и пустоголового большинства, а воспринимаются они как чудаки и сумасшедшие? Для поддержания статус кво с головой хватило бы телевидения, СМИ и атрофированной системы образования. Разумеется, элементы тоталитаризма необходимы для того, чтобы сама история состоялась: образ сжигаемой книги является кульминационным в романе. Но это не оправдывает логического противоречия, к которым я отношусь крайне придирчиво.

В общем, "451 градус по Фаренгейту" должен прочитать каждый ребёнок во время подросткового кризиса. А когда кризис закончится, прочитанное необходимо забыть, книгу отложить на дальнюю полку и в следующий раз достать только для того, чтобы дать её прочитать уже своему ребёнку в момент всё того же подросткового кризиса. В противном случае мы получим очередного истеричного идиота, вопящего с поводом и без о "дигродацее общиства", и считающего себя охуительно уникальным по причине прочтения "Гарри Поттера" и парочки высеров Коэльо.

И ещё одно. Литературные образы у Брэдбери крайне навязчивые и утомляющие. Чего стоит одно только описание процесса очистки желудка на целую страницу, переполненное метафорами на тему "одноглазого змея", который погружается "во тьму" желудка и отсасывает из него жизненные соки.
Previous post Next post
Up