Посвящается моей подруге
popova_art, которая научила меня различать два понятия: смотреть и ВИДЕТЬ.
Сегодня я продолжаю свой рассказ о том как можно показать эпоху и исторических персонажей, не наряжая их в копии подлинных костюмов, а используя только цвет, фактуры и правильные объемы. Сделаю я это на примере любимого мною фильма «Елизавета: Золотой век».
Я уже не раз говорила о том, что кино - это искусство образов.
Елизавета I - известный исторический персонаж, рассказать о ней в течение двух экранных часов, раскрыть характер, сделать его ближе и понятнее современникам - задача очень непростая. С точки зрения стиля реальной королевы, тут все еще сложнее. Елизавета по сей день известна не только огромным количеством своих нарядов (она никогда дважды не надевала одно и тоже платье), но и тем, что все они были образцом ювелирного, текстильного и портновского искусства.
Расшитые большим количеством драгоценных камней, украшенные лучшими дорогими кружевами, вышитые золотыми и шелковыми нитями, эти наряды демонстрировали, как соотечественникам, так и иностранцам, королевскую власть и силу.
Елизавету называли Королевой-девственницей и она всячески подчеркивала свою богоизбранность. «Жизнь двора представляла собой почитание земной богини и поклонение ее красоте. Это и подчеркивали платья Елизаветы, своей пышностью и экстравагантными пропорциями, кардинально отличавшиеся от нарядов испанских королев» (Источник: книга Энциклопедия «Мода и стиль»)
«Костюм Елизаветы построен по испанскому образцу, но от испанского остались лишь формальные признаки: воротник-раф, жесткий лиф-корсет, но решение юбки, форма каркаса-фарзингейла, все пропорции самопроизвольны» (Источник: книга М. Н. Мерцалова "Костюм разных времен и народов"). "Фарзингейлы - плоские и очень широкие каркасы без передней части, позволяющие опустить далеко вниз мыс лифа. Избыток ткани юбки закладывался в поперечные складки и закреплялся мысом лифа, их расположение фиксировалось специальными прокладками, подшитыми к чехлу. Фарзингейл искажал реальные пропорции человеческой фигуры, создавая неестественный и непропорциональный силуэт". Источник:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Юбка)
Опять, как и в истории с переносом в кинематографическую плоскость
костюма венецианок XVI века, мы сталкиваемся с тем, что будь Кейт Бланшетт (актриса, играющая королеву) одета в эти укороченные платья, с широкими, почти плоскими юбками, длинным мысом корсажа и огромными воротниками, мы вряд ли досмотрели фильм и до половины.
А уж детально воспроизвести все платья и украшения Елизаветы не хватит средств у самой богатой киностудии. К тому же, дробность королевских нарядов не даст зрителю сосредоточиться на действии, будет отвлекать от сюжета. Поэтому создатели фильма «Елизавета: Золотой век» пошли другим путем: они постарались донести до нас характер персонажа через цвет, фактуры и выразительность линий и пропорций.
Потрясающе композиционно продуманный костюм: цветок-корона из перышек, пятна на которых ритмически повторяются в дырочках кружевного воротника и словно осыпаются по лифу на юбку...
"Чем больше я читала о ней", - рассказывает художник по костюмам Александра Бирн, кстати, получившая за этот фильм "Елизавета: Золотой век" Оскар, "чем больше вглядывалась в ее удивительную внешность, ее поразительные платья и ее красоту, тем больше чувствовала, как важно донести это до сегодняшнего зрителя в более доступной для нас всех форме".
И она решила взять за источник вдохновения стиль испанского дизайнера Balenciaga, который для своих платьев 1950-х годов интерпретировал различные исторические эпохи, в том числе и елизаветинскую.
Balenciaga, 1957 г.
Balenciaga, 1952 г.
Александра Бирн говорила по этому поводу: «Елизавета была в свое время модной иконой, и я чувствовала, что наконец нашла способ, чтобы показать ее более актуальной для сегодняшней аудитории».
Balenciaga, 1953 г.
Кристобаль Баленсиага, французский кутюрье испанского происхождения, был известен своей потрясающе выразительной линией и любовью к локальному цвету. Юбер де Живанши называл его "архитектор от кутюр".
Balenciaga, 1955 г.
Balenciaga, 1955 г.
С виду простые, даже скульптурные платья и накидки имели настолько приятные глазу пропорции и так льстили фигурам дам, делая их царственно-роскошными, что среди постоянных клиенток Дома моды, действительно, появилось большое количество знатных особ: королева Испании Виктория, королева Бельгии Фабиола, герцогиня Виндзорская, княгиня Монако Грейс. Все эти дамы считались самыми элегантными женщинами своего времени.
Свадебное платье королевы Фабиолы.
Так и Бирн, отсекла все избыточное в нарядах Елизаветы, все эти бесконечные бантики, буфы, нашитые камушки, выделила форму, довела каждую линию и объем до совершенства и получила локальные по цвету платья, сшитые из роскошных тканей. Но это не мягкий атлас и крепдешин, а жесткие: тафта, муар, брокард, они хорошо держат форму и вместе с тем, прекрасно передают твердый, решительный характер королевы.
Посмотрите на фантастическое украшение для волос, ритмически повторенное в воротнике - оно словно рассекает королеву пополам...
Траурный лиловый цвет появился в платьях Елизаветы после казни Марии Стюарт.
Яркие цвета платьев Елизаветы кажутся логичными, если вы вспомните, что режиссер фильма Шекхар Капур - индиец по происхождению. Это объясняет и насыщенные краски в костюмах фильма «Ярмарка тщеславия» режиссера Миры Наир, родившейся в Индии, и радужную живописность фильмов другого известного режиссера Тарсема Сингха.
Но эти яркие цветовые пятна в фильме «Золотой век» оказались очень кстати. Елизавета, словно большой диковинный яркий цветок, расцветший на каменистой британской земле или экзотическая птичка, залетевшая в мрачный английский замок.
«Мы хотели рассказать историю Елизаветы с помощью цвета», - говорила Бирн
В кадре, кроме королевы, больше нет цвета, все остальные люди, ее окружающие, и интерьеры - монохронных, серо-коричневых цветов.
Исключение составляет фрейлина Елизаветы - Бэсс.
Все ее платья всегда в той же гамме, что и у королевы, только на несколько тонов бледнее. Что намекает нам на то, что Бэсс - земное альтер-эго небожительницы. Не случайно, что именно на нее с Елизаветы проецирует свою плотскую любовь Уолтер Рэли.
«Шекхар так много говорил о Бэсс и Елизавете, что они - разные грани бытия одного и того же человека, что Бэсс является смертным отражением божественной Елизаветы, и это означает, что два персонажа одеты в контексте друг друга», - подтверждает мои догадки Бирн.
Только в начале и конце Бэсс не поддерживает гамму платьев королевы. В конце - поскольку она уже не фрейлина, да и живет в изгнании, а в начале, потому что художнику по костюмам необходимо было максимально выделить Елизавету, показать ее величие.
«Я думаю, что одной из трудностей в этом фильме было то, что мы не видим ее (Елизавету) сидящей на троне с короной на голове, нет сцены которая говорит нам о том, что она была королевой. Поэтому ярко-оранжевое платье в самом начале фильма - это ее формальная одежда, в которой она «работает» королевой».
Кстати, почти все зрители считают, что художники по костюмам работают в самостоятельном творческом порыве, что хотят, то и делают. Вовсе нет, бывает, что приходится делать то, к чему не лежит душа, как например, в истории Александры Бирн:
«Режиссер говорил, что для него важно, чтобы у героини был голубой цвет в костюмах. Я испугалась, потому что синий цвет - не елизаветинский, не английский и не королевский цвет в Англии, так что я все время думала что, может быть удастся просто избежать его, но синий остался, что было для меня большим шагом на самом деле - сделать мир, где синий был соответствующим цветом для королевы Елизаветы».
С другой стороны, голубой - хороший цвет для ЭТОГО ПЕРСОНАЖА. Он льдистый, холодный, ускользающий, утекающий.
Совершенно потрясающие в фильме парики и украшения, без них образ бы точно не сложился.
Например, этот эгрет - фонтанчик, который словно обрызгал прическу своими каплями...
... или подчеркивающие стеклянную прозрачность глаз героини, украшения из кабошонов. Елизавета похожа на оттаивающую Снежную королеву, а шифон еще больше работает на эту идею, "стекая" вниз по рукавам...
От этого платья веет холодом, оно словно покрыто инеем...
Конечно, все эти колье-серьги тоже далеки от тех, что носила реальная Елизавета, но они так идеально вписаны в характер персонажа, что об этом даже не вспоминаешь.
Одно из самых интересных преображений Елизаветы - это ее появление в доспехах перед войсками, словно Жанна д'Арк. Актриса, режиссер и художник единодушно решили, что ее костюм должен демонстрировать готовность королевы служить, бороться и умереть рядом со своими подданными.
Кстати, этот наряд тоже похож на современный от-кутюр, не так ли?
Королева - символ патриотизма.
Считаю эту работу художника по костюмам одной из самых блестящих стилизаций в кино, где все находится точно на своих местах и отражает характер персонажей (не только Елизаветы, но и всех остальных).
И, заметьте, здесь тоже нет плоской, скучной поверхности, как в "Тюдорах" и "Еще одна из рода Болейн" (при всем моем искреннем уважении и симпатии к очень хорошему художнику по костюмам Сэнди Пауэлл). Все объемы "живые" за счет фактур тканей и небольшой, грамотной отделки. К тому же, столь полного образа не сложилось бы, если не было бы органичного контакта с художниками по гриму.
Полное или частичное цитирование статей моего блога разрешается только при наличии ссылки на
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/ Ссылки:
рекомендую прочитать этот пост
popova_art и вдуматься в то, о чем там говорится "Индивидуальный стиль - индивидуальный жест"
http://popova-art.livejournal.com/64223.html сообщество
http://popova-artclass.livejournal.com/ по теме поста:
Лучше рассмотреть портреты Елизаветы
http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Elizabeth_I_of_England_in_portraits а платья из фильма (фото из tumblr)
http://fotki.yandex.ru/users/i-zhigmund2011/album/143675/ интервью с А. Бирн
http://www.femail.com.au/alexandra-byrne-elizabeth-the-golden-age.htm http://www.cinemareview.com/production.asp?prodid=4370