Сегодняшний мой пост посвящен памяти художника по костюмам Натальи Борисовны Полях, которая ушла из жизни 2 года назад 25 ноября 2008 года.
Я уже писала о ней в одном из своих первых постов - получилось слишком эмоционально, что понятно - ведь именно Наталья Борисовна «привела» меня в кино. У нее я училась, ею я восхищалась.
Познакомились мы с Наташей на съемках сериала «Графиня де Монсоро», где моя подруга работала ее ассистентом.
В тот момент они снимали в павильонах Мосфильма, где были выстроены декорации улиц Парижа и интерьеров дворца, замков, таверен и разных других помещений, в которых происходило действие фильма.
В фильме участвовало большое количество массовки, которая изображала публику на балах, придворных, прохожих на улице, а костюмы были достаточно сложными (кринолины, подъюбники, фрезы, буфы и пр.), поэтому для таких сцен требовались дополнительные помощники одевать актеров массовых сцен.
Вот с этой целью я и пришла на съемки. Наталья Борисовна сразу поразила меня своей феноменальной работоспособностью. Ведь параллельно с «Графиней де Монсоро» снималась в соседнем павильоне «Королева Марго». И там и там - огромное количество персонажей, одетых по моде XVI века.
Более того, все персонажи - королевские и придворные особы, каждая со своим реальным историческим прототипом и яркой индивидуальностью, которую нужно было подчеркнуть костюмом.
Генрих III в исполнении Е. Дворжецкого
Винного цвета бархат «подсказывает» нам агрессивно-кровожадную, подлую сущность герцога Анжуйского (актер К. Казаков).
Надо сказать, что тогда интернета не было, и всю информацию Наташа собирала в Театральной библиотеке, просиживая там сутками. В результате, она досконально изучила эту эпоху.
Но, кроме точного воссоздания моды той поры, нужно было подчеркнуть характер персонажей. Так, например, костюмом надо было противопоставить миньонов двора Генриха III и свиту герцога Анжуйского. Изнеженность и богемность
миньонов подчеркивались с помощью большого количества декоративных деталей и фактур: бантов, кружева, парчи, различных украшений, яркой гаммы их костюмов.
Эти молодые люди шокировали двор своими веселыми и дерзкими проделками, шумными застольями и амурными похождениями. Поговаривали, что король состоит с ними в противоестественной связи.
Юные фавориты короля Генриха III изобретали новые костюмы, отличающиеся вычурнустью пропорций, форм и силуэта. Король и сам обожал переодеваться в женскую одежду, что привело в мужскую моду новый вид брюк, похожих на женские калесоны (Калесоны - это женские брюки для верховой езды, которые носили в Италии женщины под платьем).
К тому же, придворные короля позаимствовали у женщин головной убор ток (toque), благодаря чему костюм приобрел весьма женственный вид.
шляпа - ток
Карикатура на миньонов, высмеивающая женственность их нарядов и причесок.
Мужественность персонажей свиты герцога Наталья Борисовна подчеркнула локальностью цвета и фактуры костюмов.
Соответственно и образ главного героя графа де Бюсси (в исполнении мало тогда кому известного актера А. Домогарова) был решен в красивой, сдержанной гамме с минимумом декоративных деталей. В его случае, сознательно отказались даже от плоеного воротничка.
<
Портрет настоящего
де Бюсси, который в жизни был личностью с сомнительной моралью.
Зато обратите внимание, воротнички героев часто имеют модную в 16 веке
вышивку Blackwork !
Образцы вышивки Blackwork 16 век.
Такую вышивку черными нитками по белому холсту часто называли "Spanish work" из-за того, что мода на нее пришла вместе с испанской инфантой Екатериной Арагонской - первой женой английского короля Генриха VIII. Такой вышивкой украшали нижнее белье, сорочки, рукава, воротники.
Вышивка Blackwork по вороту на портрете 1520 - е гг.
Героиня же, Диана де Меридор, имела в своем гардеробе платья светлой, пастельной гаммы, которая должна была подчеркнуть ее молодость, неискушенность, нежность, хрупкость и романтический характер.
При этом, платья у нее сшиты по последней моде.Например, в то время у женщин было популярно закрывать декольте тонкой тканью рубашки, надеваемой под платье. Горловина заканчивалась стойкой, по которой шла рюшка, а позже - плоеный воротник «фреза», который ввела в моду Катарина Медичи.
Еще один интересный и запоминающийся персонаж этого фильма -
шут Шико в исполнении актера А. Горбунова. Как многие остальные герои известного романа Дюма, это был тоже реальный персонаж, дворянин по происхождению. Как пишет Википедия: «Он был известен своей жизненной силой и способностью схватывать вещи на лету, а также как великолепный писатель-сатирик. Он был единственный придворный шут в своё время, который участвовал в военной и политической жизни и который носил шпагу. Он пользовался репутацией прекрасного фехтовальщика и солдата». Разумеется, такой персонаж не должен был носить шутовской костюм с бубенчиками, он одет скромно, просто, соответственно своему характеру и уму.
Конечно, помимо этих главных героев, в фильме еще было большое количество других, второстепенных персонажей и большая массовка, в том числе, военная. Всех их надо было одеть в соответствии с драматургией сцены и согласно их образу.
А представьте себе, что тогда в магазинах небыло красивых тканей, отделки. Приходилось многое выдумывать, изобретать. Покупались различные тесемки и кружева, которые перекрашивались в нужные цвета, фактурили ткани. Уже на съемках, часто приходилось прямо на съемочной площадке превращать один костюм в другой - меняли рукава и отделку, благо мода того времени это позволяла.
Но в итоге, получился отличный костюмный сериал, последний хорошо и правильно одетый. Сегодня продюсерам жалко тратить много денег на костюмы, декорации и реквизит, оттого и получаются убогие «Бедные Насти» в капроновых кружевах. Наталья Борисовна никогда не умела халтурить, заставить ее ввести в костюм чуждый, современный элемент было невозможно. Она была из поколения настоящих Художников, не признающих фальши и работающих с полной отдачей. Потому и сгорают такие люди быстро… Но хочется, чтобы о них знали и не забывали.
Старый пост про Наталью Борисовну и ее фильмографию можно почитать
здесь