И еще про одну выставку, которая сейчас проходит в Санкт-Петербурге я хотела бы вам рассказать.
Пропустить ее я никак не могла, ведь на экспозиции "Восхитительный мир Феллини" (музей "Эрарта", Васильевский остров) представлены костюмы Данило Донати и Пьеро Герарди, ответственных за визуализацию сложных фантазий великого режиссера.
Про художника по костюмам
Данило Донати я уже вам рассказывала, как и про его
сотрудничество с ателье "Фарани", где они вместе в П. Фарани создавали невероятные ткани и фактуры. Пьеро Герарди достоин отдельного поста, поэтому я разделила свой фоторепортаж на две части. Сегодня смотрим на костюмы с интересными фактурами от Данило Донати.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/104083/119319383.23d/0_a5058_3f32d749_orig.jpg)
Выставка "Восхитительный мир Феллини". Почти все фото в посте - мои.
Чтобы понять эстетику Феллини, надо знать, что он работал карикатуристом до того, как пришел в кино. Любая его кино-история - это мир гротеска и ярких образов. Для художников по костюмам работа с Феллини была адом - он бесконечно фонтанировал идеями, отменял придуманное накануне и требовал моментальной реализации новых замыслов. Как вспоминал Този, у Феллини не было такого понятия, как конец съемочного дня или выходные, он постоянно держал художников "в тонусе".
Отсюда, некоторая небрежность в исполнении костюмов - приклеенные блестки, дешевые ткани и роспись маслом или акрилом. Кто работал в кино, тот знает: если режиссер срочно захотел костюм - не важно как и из чего ты его сделаешь, главное, чтобы он был на съемочной площадке к команде "Мотор!".
1. Костюмы к фильму "Сатирикон", 1969 г.
В книге
Деборы Надулман Лэндис "Профессия: художник по костюмам" написано: "На момент съемок их первого совместного фильма - "Сатирикон" (1969) - Феллини, однажды назвавший Донати "великим ценителем искусства в теле костюмера варьете", был уже именитым режиссером. Феллини и Донати обсуждали этот фильм примерно месяц, прежде чем художник решил взяться за дизайн костюмов для маэстро. Позднее Донати вспоминал: "Феллини предоставил мне полную свободу действий, однако с первого дня я понимал, что он хочет увидеть нечто вечное и нереальное. Моей главной задачей было избавиться от любых ассоциаций с фабричной одеждой. Я придумал некоторую основную форму, которая подходила всем, но менял материалы и цвета, при этом сделал так, чтобы лица персонажей оставаались доминирующим фактором. Сложнее вссего было убрать вссе лишнее, оставив лишь метафизику"
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/106972/119319383.23f/0_a511e_38249f3d_XXL.jpg)
Слева костюм Матроны (актриса Лючия Бозе). Туника из белого хлопка, плиссированного вручную, с широкой белой вуалью из тарлатана (тонкая, редкая кисея). Ателье Фарани, Рим.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/28561/119319383.23e/0_a5089_2fdfff5f_orig.jpg)
Фрагмент костюма и парик Rocchetti & Rochetti, Рим. В одном из интервью Фарани рассказывал, что для ручной плиссировки был создан огромный пресс на котором плиссировали километры хлопка и шелка, и который в ателье прозвали "адской машиной".
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/141254/119319383.23f/0_a5125_887d1d1a_XL.jpg)
Это фото не мое и с
римской выставки, но просто для того, чтобы вы понимали, что это за "адская машина"
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/104700/119319383.23d/0_a504d_34c725e9_orig.jpg)
Костюм мужчины - римлянина. Плиссированная туника из коричневого хлопка со вставками из плюша. Ателье Фарани, Рим.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/28561/119319383.23e/0_a5086_7cf06823_XL.jpg)
Модель и актриса Донйел Луна в роли Энотеи.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/176508/119319383.23d/0_a504e_d63ec794_orig.jpg)
Костюм Энотеи. Широкая длинная туника из плиссированного черного хлопка. На груди две чашечки из позолоченного металла. На голове - широкая вуаль из черного тарлатана. Ателье Фарани, Рим.
"Сценарий служил Феллини лишь отправной точкой, и он никогда не придерживался его. Донати делился своим беспокойством: "С ним совершенно невозможно вести переговоры на практические темы, а сценарий для него не играет никакой роли. Единственное, что мне остается - готовиться к каждой конкретной сцене". Свой опыт работы с Феллини он охарктеризовал, как "хождение по лезвию ножа". "Федерико нельзя слушать, можно лишь интерпритировать его слова по-своему. Если станешь слушать его, сойдешь с ума. Единственный способ приблизиться к нему - по-своему истолковывать его указания"
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/25939/119319383.23e/0_a5083_a21fb051_XXL.jpg)
Кадр из фильма "Сатирикон"
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/176508/119319383.23d/0_a504f_5f12e0d4_orig.jpg)
Слева костюм Трифены - Капучине. Состоит из длинной, плиссированной вручную туники и шелковой накидки, тоже плиссированной. Рукав скрепляется золоченными пуговицами из свинца. Ателье Фарани, Рим.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6440/119319383.23d/0_a5050_8d0b521_orig.jpg)
Костюм мужчины - римлянина, деталь. Туника плиссе из серого шелка и зеленого хлопка с вертикальными вставками из плюша цвета "синий павлин". Пуговки из серого свинца. Ателье Фарани, Рим.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/169995/119319383.23d/0_a5051_9354d851_orig.jpg)
Парик Матроны. Rocchetti & Rochetti, Рим. Кстати, на этом фильме работал и Пьеро Този в качестве гримера. Этого хватило, чтобы в последствии от Феллини отклонять любое предложение к сотрудничеству.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/196141/119319383.23d/0_a5054_5e9d40fe_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/93949/119319383.23e/0_a5087_97ddebd0_XL.jpg)
Марио Романьоли в роли Трималхиона.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/104083/119319383.23d/0_a5053_9b3a32eb_orig.jpg)
Костюм Трималхиона (деталь). Состоит из двух частей: туника из серого хлопка, плиссированного вручную, на плечах застежка на маленькие позолоченные пуговки из свинца. Верхняя накидка сшита из черно-коричнего тарлатана со вставками из золотой фольги.
2. Костюмы к фильму "Клоуны", 1970 г.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/198569/119319383.23d/0_a5055_5d650ec9_orig.jpg)
Незадолго до своей кончины Донати признался, что из всех костюмов, что он создал за всю свою жизнь, он бы сохранил именно "феллиниевских клоунов".
Те костюмы, что можно увидеть в "Эрарте", снимались в сцене "показа мод клоунских костюмов")
"И тут разгорелся спор: а кто придумал костюм Белому клоуну? Нино сказал, что клоунам костюм придумывали супруги. С ним согласился Алекс. Реми однако утверждал, что дизайн разрабатывали великие кутюрье: "В роскоши эти костюмы соперничали друг с другом!" (из фильма Ф. Феллини "Клоуны")
Отрывок из фильма с "показом мод":
Click to view
Ссылка, если видео не отображается
https://www.youtube.com/watch?v=kiDpsAqVjis ![](https://img-fotki.yandex.ru/get/96333/119319383.23d/0_a5056_9a7a3672_orig.jpg)
Клоунский костюм из розового разрезного бархата. Шляпа в виде сахарной головы сделана из белого фетра. Ателье Фарани, Рим.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/171750/119319383.23d/0_a5057_3fdeed35_orig.jpg)
Деталь костюма
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/169995/119319383.23e/0_a5063_e870f94d_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/197741/119319383.23d/0_a5059_5aac0ff_orig.jpg)
Костюм клоуна из расписанного вручную велюра. Ателье Фарани, Рим.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/104083/119319383.23e/0_a5060_59843910_orig.jpg)
Кадр из фильма "Клоуны"
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/198569/119319383.23d/0_a505a_e5c874fb_orig.jpg)
Костюм из розового хлопка, расписанный футуристическими мотивами. Декорирован золотыми пайетками. Шапочка в форме сахарной головы сделана из бежевого фетра, украшена розовыми перьями. Ателье Фарани, Рим.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/106972/119319383.23e/0_a505b_8b1a998b_orig.jpg)
Деталь костюма. Тут видно, что он расписан вручную)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/198569/119319383.23e/0_a5061_8579a98c_orig.jpg)
Кадр из фильма "Клоуны"
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/51827/119319383.23e/0_a505c_dae77ed_orig.jpg)
Костюм клоуна расшит большими, заостренными, разного оттенка зеленого, пайетками, вырезанными вручную. Ателье Фарани, Рим.
Клоунские туфли (от Pompei shoes), увы, не от этого костюма, они атрибут костюма Рыжего клоуна, а это - Белый. Жаль, что их поставили под манекен, они разрушают правильную композицию костюма.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/166206/119319383.23e/0_a505d_2251c7c1_orig.jpg)
Деталь костюма. Видна основа салатового цвета, к которой пришиты пайетки.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/120725/119319383.23e/0_a5096_160518e8_orig.jpg)
Вот такие "лодочки" обувались под подобный костюм (это можно увидеть и в фильме "Клоуны"). Фотография (из сети) известного французского клоуна Footitt. Кстати, недавно вышел замечательный, на мой взгляд,
фильм "Шоколад", про клоунский дуэт Футит и Шоколад, где роль Футита сыграл талантливый внук Чаплина
Джеймс Тьере. Забавно, что в фильме Феллини "Клоуны" снимались его отец и мать (Жан-Баптист Тьере и Виктория Чаплин)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/118982/119319383.23e/0_a505e_c65f3a4e_orig.jpg)
Костюм клоуна с двойным рукавом, полностью покрыт крупными черными и золотыми пайетками, вырезанными вручную. Ателье Фарани, Рим.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/104083/119319383.23e/0_a505f_f80ed21d_orig.jpg)
Деталь костюма.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/98645/119319383.23e/0_a5062_9b4dfd1b_orig.jpg)
Кадр из фильма "Клоуны"
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/168237/119319383.23f/0_a5126_fcf67462_orig.jpg)
Это фото из сети, но на нем хорошо видна конструкция костюма.
3. Костюмы к фильму "Казанова Феллини", 1976 г. Премия Оскар за лучший дизайн к костюмам.
"Кто такой Казанова? Это - марионетка, которая смотрит на мир глазами из камня. Вокруг него ничего не происходит, все, что вы видите в фильме, это то, что видит Казанова своими каменными глазами, внутри себя, а не снаружи... Короче говоря, Казанова - это Пиноккио, который никогда не станет человеком".
(Феллини в интервью с "L'Espresso" 26 мая 1976 г.).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6309/119319383.23e/0_a5080_f5ab17e8_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/197102/119319383.23f/0_a5110_991f2909_orig.jpg)
Кадр из фильма "Казанова"
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/46412/119319383.23f/0_a50aa_9e5fd114_XXL.jpg)
Костюм Казановы сшит из муара цвета ржавчины. Жабо и манжеты сделаны из плиссированной тафты. Ателье Фарани, Рим.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/56099/119319383.23f/0_a50ab_9fca8e46_XXL.jpg)
Деталь костюма.
Принимая условность заявленную [в эпиграфе] режиссером, Донати разделил весь мир фильма "Казанова" по цвету и фактурам. Он старался следовать подлинному крою XVIII века, но использовал театральный прием в изготовлении костюмов.
Скажем, в сцене, которая происходит в доме маркизы Д'Урфе в Париже, он одел всех персонажей в тафту ярких пастельных оттенков, обшитую обильными рюшами и блестками. Актеры в этой сцене выглядят, как Laduree Macarons - известное французское лакомство, которыми украшен стол.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/52085/119319383.23f/0_a510f_e09e1bc2_XXL.jpg)
Кадр из фильма
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/153157/119319383.23f/0_a5112_f29d37ea_XL.jpg)
Напомню, что именно макаруны от Laduree прислала режиссер София Коппола художнику по костюмам Милене Канонеро с просьбой сделать костюмы для
фильма "Мария-Антуанетта" в подобной гамме. И розовый костюм Казановы там тоже снимался - на куафере Леонаре)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6106/119319383.d0/0_6dd7e_397136bd_orig.jpg)
Куафер Леонар из фильма "Мария-Антуанетта" С. Копполы
Сцена ужина в Парме одета в контрастное темное и светлое (как две футбольные команды), с обилием рюш и блесток.
"Мы были приглашены на вечер к господину Дюбуа... в Парме, которая в то время была поделена между испанцами и французами. В то время две цивилизации, два диаметрально противоположных взгляда на жизнь встретились за одним столом" (из фильма Феллини "Казанова").
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/28561/119319383.23e/0_a5084_58dd169f_XL.jpg)
Кадр из фильма "Казанова". "Темная команда" - испанцы, "светлая" - французы.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/196161/119319383.23f/0_a5111_3b4bdc68_orig.jpg)
Кадр из фильма "Казанова". Это, конечно, француженка.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/198361/119319383.23e/0_a507c_f0b1e39d_orig.jpg)
А это ее парик на выставке. Rocchetti & Rochetti, Рим.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/194425/119319383.23e/0_a5072_6de99455_orig.jpg)
На табличке было написано "Костюм знатной венецианки", на самом деле, это костюм знатной француженки, из сцены в Парме.
Платье сшито из бежевой тафты, драпировка стомака, отделка выреза и манжеты сделаны из (написано на табличке "искрящейся ткани"), думаю, из органзы. По краю воротника и манжет пришита оборка из этой же ткани со специально обмахренными краями. По краю декольте и на рукаве нашита пайеточная тесьма, на рукаве она перекрыта слоем органзы. Ателье Фарани, Рим.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/169995/119319383.23e/0_a5073_6bb26f5d_orig.jpg)
Фрагмент костюма.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/177902/119319383.23e/0_a5074_76a2becd_orig.jpg)
Рукав, деталь.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/96333/119319383.23e/0_a507d_82e7147_XXL.jpg)
Женские туфли из фильма "Казанова", выполненные в Pompei shoes, Рим
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6303/119319383.23e/0_a507f_a85e2787_orig.jpg)
Женские туфли из фильма "Казанова", выполненные в Pompei shoes, Рим
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/195419/119319383.23e/0_a5081_313d2a96_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/195771/119319383.23e/0_a5075_1b25e4da_orig.jpg)
Костюм знатного француза сшит из бежевой тафты и отделан драпировкой из бархатной ленты. Рукава и жабо - из органзы. Ателье Фарани, Рим.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/56621/119319383.23e/0_a5076_c9723919_XXL.jpg)
Фрагмент костюма
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/28561/119319383.23e/0_a5068_b31dda0a_orig.jpg)
Парочка костюмов знатных англичан испанцев. Извиняюсь, что общие планы костюмов из "Казановы" получились низкого качества - фотоаппарат не выдержал активной эксплуатации)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/177849/119319383.23e/0_a5069_dcdb5e5d_orig.jpg)
Костюм знатного англичанина испанца (фрагмент) сшит их коричневого панбархата, с бортами и высокими обшлагами, задрапированными коричневым атласом. Жабо и манжеты выполнены из кружевных оборок и пайеточной тесьмы. Ателье Фарани, Рим.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/46310/119319383.23e/0_a506a_aec958cb_orig.jpg)
Деталь костюма.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/110545/119319383.23e/0_a5079_677fade3_orig.jpg)
Костюм знатного англичанина испанца сшит из дамасского атласа, борта и обшлага рукавов задрапированы черным атласом. Жабо и манжеты выполнены из кружевных оборок. Ателье Фарани, Рим.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/46310/119319383.23e/0_a507a_4dbfc968_XXL.jpg)
Фрагмент костюма
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/109344/119319383.23f/0_a50a9_5877e48e_XXL.jpg)
Костюм знатной англичанки испанки. Платье из темно-серой тафты, стомак (треугольная пластина на корсаже платьев XVIII века) и вырез декольте задрапированы черным атласом с пайеточной тесьмой. Ателье Фарани, Рим.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/61266/119319383.23e/0_a5077_9862a854_XXL.jpg)
Фрагмент костюма
Костюмы для "секс-гонки" в римском доме сделаны из яркого бархата с сочным геометрическим рисунком. Думаю, это намек на избыточную барочность Вечного города.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/196486/119319383.23e/0_a5088_7bc679d_XXL.jpg)
Кадр из фильма
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/196600/119319383.23e/0_a506b_e1fddd95_orig.jpg)
Костюм знатного римлянина сшит из бордового бархата с отделкой из золотой тесьмы, декорирован бархатной драпировкой. Рубашка из красного шелка, спереди украшена цветным кантом. Ателье Фарани, Рим.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/177849/119319383.23e/0_a506c_e454fdab_orig.jpg)
Деталь костюма, обшлага.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/62701/119319383.23e/0_a506e_5cf1b394_orig.jpg)
Костюмы римлян
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/96333/119319383.23e/0_a506f_13a77ec1_XXL.jpg)
Платья знатных римлянок сшиты из бархата и украшены графичной апликацией из бархата, шелка, тесьмы. Ателье Фарани, Рим.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/48627/119319383.23e/0_a5070_2da38c5_orig.jpg)
Фрагмент платья
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/106972/119319383.23e/0_a5071_6246c20b_orig.jpg)
Фрагмент платья
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/104700/119319383.23e/0_a507e_43acb645_orig.jpg)
Женские туфли из фильма "Казанова", выполненные в Pompei shoes, Рим
Не знаю, как для вас, для меня с фильмами Феллини неразрывно связано имя именно Данило Донати. "Несмотря на сложный опыт общения, Феллини называл себя с Донати due fratellini (двумя братьями)", - пишет Дебора Надулман Лэндис.
На самом деле, был еще один художник по костюмам, работавший с Федерико и получивший 2 Оскара за лучший дизайн костюмов к фильмам "8 1/2" (1963) и "La Dolce Vita" (1960), его звали Пьеро Герарди, но о нем - в следующий раз.
Расписание выставки
https://www.erarta.com/ru/calendar/exhibitions/detail/bf5044ad-5ae8-11e6-b4db-8920284aa333/ Ссылки на похожие темы:
«Театральное ателье Фарани» и фильмы Пазолини: изобретая новые ткани.
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/369243.html Художник по костюмам Данило Донати: певец Ренессанса.
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/121065.html Выставка в Риме "Одежда грез".
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/323246.html Костюмы Д. Донати и Л. Капоцци.
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/251044.html Рококо: мужчина в цветах и порхающих бабочках.
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/338423.html Рококо и "Барри Линдон": жизнь в отблеске свечей.
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/339181.html Фильм "Мария-Антуанетта" и мода рококо.
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/550.html